Тема экологии на Южном Урале последние годы стала особенно актуальна из-за регулярных выбросов и строительства новых предприятий. Граждане неустанно жалуются на неприятный запах и смог. Чтобы изменить ситуацию, был создан Благотворительный экологический фонд «Моя планета», который активно борется с «загрязнителями» и повышает экологическую грамотность населения. Руководитель фонда Виталий Безруков рассказал Агентству новостей «Доступ», чем дышат жители Южного Урала, кто больше всего загрязняет область и как с этим можно бороться.
ВСЕ НЕ ТАК УЖ ПЛОХО…
- Думаю в Челябинске экологическая обстановка не так ужасна, как кажется – я объективно оцениваю ситуацию по всей стране, и есть места, где все намного хуже: Норильск, Дзержинск, некоторые города Оренбургской области, Башкирии. Мы могли нормально жить при существующем уровне промышленности, но сами усугубили ситуацию. В Челябинске вырубили много зеленых насаждений, которые защищают от выбросов. Например, в Стерлитамаке при большом числе заводов везде есть защитные полосы из деревьев, и люди даже не знают, что такое НМУ. В Челябинске же ведется бездумная уплотнительная застройка – мы пытаемся на каждый участок запихнуть дом. Образуются бетонные коробки, и утром, когда все заводят автомобили, выхлопы поднимаются до восьмого этажа и остаются там, образуя «газовые камеры». В общем, ситуация не самая плохая, но все же требует исправления.
ВИНОВНИКИ «ТОРЖЕСТВА»
- Среди главных загрязнителей в Челябинской области остаются Коркинский разрез и крупные металлургические предприятия. Огромную долю загрязнения обеспечивают старые котельные. Еще более опасными являются неконтролируемые малые промпредприятия, которых реально сотни – всего пять таких компаний дают загрязнение, равное выбросам крупнейшего металлургического завода региона. Никогда не забуду, как мы инспектировали предприятие «Эковата» – там просто стояла труба, из которой прямо на улицу валила, собственно, вата, и дышать было невозможно.
Еще один фактор – автотранспорт (около 45% в общей структуре загрязнения). В Челябинске порядка 500 тыс. только зарегистрированных авто, не считая нелегальных маршруток. Эту проблему можно решить очень просто – выделяется полоса для общественного транспорта и развиваются трамвайное и автобусное движение.
ЧЕМ ДЫШИТ ЧЕЛЯБИНСК?
- Предприятия выбрасывают, в основном, сернистые соединения – диоксиды и оксиды серы, азот, нафталин, формальдегиды, фенолы. Каждый компонент оказывает на организм специфическое влияние – может вызывать усталость, ухудшить работу дыхательных органов, повлиять на работу печени или сердечно-сосудистой системы – все зависит от концентрации и объема. Кроме того, мы сами себя добиваем вредными привычками, плохим иммунитетом и неправильным питанием.
В период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) рекомендуют пить больше жидкости – в первую очередь, воды, минералки, молочных и кисломолочных продуктов. Стараться меньше находиться на открытом воздухе, также можно ходить в душ. Это, в сущности, личная гигиена. Главное – обращаться в Росприроднадзор и в нашу организацию, чтобы разбираться в происходящем. Зачастую мы выезжаем на объект, и только тогда граждане рассказывают, что годами видят свалку, однако не поднимают данный вопрос.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
- Мы стараемся сделать так, чтобы люди понимали суть происходящего, а не создавали байки. Иногда доходит до абсурда – в озере цветут водоросли, а все думают, что это сброс отходов. Однажды я побывал в поселке, где граждане были убеждены, что виновником зеленой воды является местное металлургическое предприятие. При этом почти каждый установил слив от «стиралки» напрямую в озеро, многие мыли в воде коров. Кстати, возле предприятия вода была вполне чистой.
Помню, был миф про ПО «Маяк» – фотографии детей с различными врожденными патологиями активно распространяли, выдавая инвалидов за жертв радиации. Когда эксперты проверили, оказалось, что радиация ни при чем – все больные дети оказались рождены в неблагополучных семьях.
Сегодня наша задача – сообщить людям объективную информацию, а не запугивать экологическими мифами. Вы знаете, над нашим регионом смеются мои коллеги-экологи из других субъектов – говорят, «в Челябинске каждая домохозяйка считает себя экологом». Качественно подготовленных специалистов у нас мало, я сам закончил факультет экологии ЧелГУ и видел, как мои сверстники после окончания вуза уезжали из города, потому что здесь не пробиться – мнение профи мало кому интересно.
ТОМИНСКИЙ ГОК
- Что касается проекта Томинского ГОКа, мне нравится последняя идея – складирование хвостов будущего предприятия в Коркинском разрезе. Это уникальная ситуация, когда губернатор смог договориться с промышленниками и решить проблему сразу двух производств. Получается, что отходами одного предприятия засыпается другое – это снижает экологическую нагрузку благодаря отсутствию хвостохранилища.
ГОК, как и любое промпредприятие, представляет экологическую опасность. Например, на территории Михеевского ГОКа используются хорошие современные технологии, но это не исключает рисков, и задача любого предприятия – сделать все максимально экологично. Например, я был в Китае, моя гостиница располагалась прямо напротив хвостохранилища, и я ничего не заметил. Позитивные примеры есть и на Южном Урале – скажем, ММК делает миллиардные вложения в экологию...
Многие протестные движения, среди которых и «Стоп-ГОК», просто запугивают население. По моему мнению, отвалы крупных метпредприятий в десятки раз страшнее любого ГОКа – там полно тяжелых металлов.
ЭКОЛОГИ С ПРИНЦИПАМИ
- На нас постоянно давят промышленники – бегают, жалуются на меня в администрацию, пишут в прокуратуру. Мы ничего подобного не боимся, потому что работаем в рамках закона. Поначалу нам предлагали решить вопрос за деньги, но вскоре поняли, что мы люди принципиальные и не только не пойдем на такую сделку, но и осветим данный факт в СМИ. Единственный способ мирно договориться – исправить все нарушения.
Моя работа экологом практически не приносит дохода, а средства, поступающие в фонд, уходят на реализацию новых проектов. Предлагали стать чиновником, но я отказался, потому что окажешься поглощен бумажной работой. Мне выгоднее находиться в существующем статусе.
НАША ЗАДАЧА – ПОКАЗАТЬ ОБЪЕКТИВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ
- Благотворительный экологический фонд «Моя планета» был создан в мае 2010 года предпринимателями региона, которые живут в Челябинской области, растят здесь детей и надеются улучшить экологическую обстановку. Организация начала работу с субботников и высадки деревьев, далее появилась программа экологического образования, по которой сейчас учатся дети. Позже начали поддерживать детей, которые получают экообразование.
С 2013 года я возглавил фонд, и упор был сделан на общественно-экологический контроль – мониторинг состояния водных объектов, лесов, атмосферы. Также родился проект «Общественный инспектор охраны природы» – студенты-экологи обучаются общественному экологическому надзору и вместе с представителями контрольных ведомств выходят в рейды, составляют акты и протоколы. Это уникальная инициатива, которой не существует в других регионах, и она действительно нужна, потому что на Южном Урале дефицит качественных экспертов.
Также создана «Областная экологическая приемная», куда граждане могут сообщить о проблемах. Наша задача – показать объективную информацию, а не запугивать людей экологическими мифами.
Боровинских Сергей,
фото из группы БЭФ «Моя планета» и личного архива Виталия Безрукова