В пятницу, 22 ноября, Советский районный суд Челябинска огласил приговор по делу виновников смертельных гонок на перекрестке улиц Доватора и Шаумяна. Более четырех месяцев жители Южного Урала, а также других регионов нетерпеливо следили за дальнейшей судьбой горе-драгрейсеров, соболезновали родным и близким погибших, становились инициаторами разных акций, заставляющих водителей соблюдать правила дорожного движения и быть внимательными к окружающим. Более того, в Челябинске появились душевные плакаты и машины с надписями: «Водитель, не спеши – тебя тоже ждут дома».
ИХ ТОЖЕ ЖДАЛИ ДОМА
Вечером 4 июля в Советском районе Челябинска на перекрестке улиц Доватора и Шаумяна Lexus GS-450H и Toyota Mark II устроили гонку на высокой скорости, однако доехать до какой-то конечной точки им помешали красный сигнал светофора и Nissan Almera.
В результате аварии Lexus вынесло на остановку общественного транспорта, где он насмерть сбил 35-летнюю женщину и ее трехлетнюю дочь, которые только вышли из маршрутки и собирались перейти дорогу, чтобы затем пойти домой, а после этого Lexus протаранил цветочный киоск.
Флористке, рабочая смена которая выпала именно на этот день, повезло – за минуту до трагедии женщина вышла из киоска на перекур и стала лишь свидетельницей происшествия, а не жертвой.
Toyota вылетела на встречку и совершила столкновение еще с двумя автомобилями.
Всего в результате данного ДТП получили повреждения пять легковых автомобилей и цветочный ларек, от которого остались только стены и разбросанные по остановке цветы. В тот роковой вечер к ликвидации последствий аварии привлекали 21 человека и восемь единиц техники.
Не отойдя от шока и жестокого обращения с чужими жизнями в пятницу, 5 июля, горожане начали привозить на место гибели женщины и малышки цветы и игрушки. Также соболезнующие жители повесили на столб у остановки фото погибших Ольги Вивчерук и ее трехлетней дочки Маши.
Отметим, что один из виновников ДТП – водитель Lexus – пострадал и был госпитализирован в Дорожную клиническую больницу. Он получил закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, ушибленную рану головы и был направлен на амбулаторное лечение.
РОКОВАЯ ГОНКА
Уже на следующий после трагедии МВД региона выдало причину, по которой произошла авария. «Водитель протаранившего цветочный павильон Lexus на остановке "ДК Колющенко" грубо нарушил правила дорожного движения, выехав на красный сигнал светофора», – пояснили в ведомстве.
Очевидцы трагедии озвучили более подробные и шокирующие данные: Lexus GS-450H и Toyota Mark II неслись на скорости свыше 170 км/ч по Доватора от перекрестка с Блюхера, но на пересечении с Шаумяна для них загорелся красный сигнал светофора. Не сбрасывая скорости, гонщики решили проскочить перекресток, но им помешал Nissan Almera, ехавший по Шаумяна.
Lexus, за рулем которого находился Андрей Лысенко 1986 года рождения, по касательной прошелся по боку ехавшей слева Toyota, после чего отлетел на автобусную остановку, сбив женщину 1978 года рождения и ее трехлетнюю дочь, а затем протаранил цветочный павильон.
Автомобиль Toyota Mark II, за рулем которого был Александр Вотин 1988 года рождения, вынесло на встречную полосу, где он врезался в Nissan и еще два автомобиля – ВАЗ-2107 и Hyundai Ix35. Отметим, рулевой Toyota известен в челябинских кругах драгрейсеров и, по данным автомобилистов, принимал участие в нелегальных гонках (драгрейсинг. – гонка на ускорение, проводящаяся на прямой трассе на дистанции около 400 метров. – Прим. АН «Доступ»).
Показания очевидцев частично подтверждают официальные данные. Как рассказал замначальника ГИБДД по Челябинской области Максим Кулешов, водитель Lexus нарушил скоростной режим и не справился с управлением, из-за чего совершил столкновение с Nissan и Toyota Mark II. «Водитель восемь раз за последний год задерживался за нарушение правил дорожного движения, в том числе трижды – за превышение скоростного режима, два раза – за неуплату штрафа, еще два – за тонировку стекол. В целом он квалифицируется как очень недисциплинированный участник дорожного движения», – прокомментировал Кулешов.
БУНТ ЧЕЛЯБИНЦЕВ
Отметим, трагедия настолько шокировала челябинцев, что в тот же вечер неравнодушные местные жители создали группу в социальной сети, которую назвали немногословно «4 июля 2013 года» – эта дата надолго врезалась в сердца южноуральцев.
Далее активисты обнародовали ряд акций, которые, по их словам, должны были заставить водителей задуматься о правильном поведении на дорогах. Общественники, не жалея времени, сил и даже своих средств, стали распечатывать наклейки на машины с боевыми речевками, организовали концерт, посвященный памяти жертв ДТП на Доватора, который провели прямо на крыльце ДК Колющенко, расположенного возле остановки, где произошла трагедия.
Кроме того, активисты раздавали водителям листовки с текстом «Письма маленькой девочки», в котором призывали сбросить скорость и подумать о том, что под колесами автомобиля могут оказаться их дети.
Общественники даже хотели установить на остановке монумент памяти жертв, чтобы привлечь внимание к гибели пешеходов. Для его установки требуются средства и разрешение властей. А также место для установки. По сообщению участников группы, место, где произошла трагедия, до 2015 года принадлежит предпринимателю.
Пока же на перекрестке Доватора и Шаумяна активисты хотят повесить баннер с предупреждением водителям-лихачам. Оплатить его производство и размещение предлагается либо на пожертвования горожан, либо на безвозмездной основе, если на это пойдут владелец рекламного места и администрация города. Что изобразят на баннере – пока тоже обсуждается в группе.
«А я бы фото этих двух убийц там разместила и написала: "Вглядитесь в лица убийц, от чьих действий погибли под колесами мать и дитя 04.07.2013". Пусть “прославляются” на весь Челябинск», – пишет одна из участниц группы.
ЮРЕВИЧ, ПОМОГИ
Отметим, что помимо предложений челябинцы попытались самостоятельно проконтролировать обеспечение безопасности пешеходов. В частности, они написали интернет-обращение к губернатору Михаилу Юревичу с требованием принять необходимые меры. К их числу относят установку оградительных столбов перед остановками общественного транспорта, «лежачих полицейских» на пешеходных переходах и прочих защитных сооружений.
Спустя три месяца после резонансного ДТП на перекрестке улиц Доватора и Шаумяна, в последние сентября, власти позаботились об ограждениях от машин на остановке и установили защитные ограждения – яркие красно-оранжевые столбики, преграждающие путь автомобилям по указу губернатора расставили по длине всей остановки.
Правда, стоят они далеко от места, где привыкли толпиться люди, ждущие маршрутки. Защитные цилиндрики больше подойдут тем, кто в ожидании транспорта сидит на лавочке.
Примерно в это же время был отремонтирован цветочный киоск на остановке. В обновленном ларьке в настоящее время вовсю идет торговля. Вот только плакат с фото погибших не снимают до сих пор – многие прохожие, выходя из транспорта, подолгу рассматривают лица жертв ДТП и сетуют на жизнь.
НЕЧИСТАЯ СИЛА
Те, кто живет в этом районе приличное число лет, поговаривают о злых духах, обитающих в этом месте, и даже называют это место территорией мертвых, так как только за один день на этой остановке произошло более три смертельных ДТП, а сколько их было за год – сбились со счету даже старожилы.
Участница пятого сезона «Битвы экстрасенсов» Седа Варданян, приехавшая в Челябинск в рамках целительного турне, по просьбе журналистов побывала на злосчастном перекрестке. Она безошибочно восстановила картину происшествия, словно была его свидетелем, и призналась: еще на подъезде почувствовала себя плохо.
«Здесь плохая аура и много духов. Большинство – молодые. Они выходят постоянно и мешают людям – контролируют. У злых духов это привычка – они разбились много лет назад и теперь мучают других. Смертей здесь много – Наталья, Елена… Всего четыре женщины за месяц и два мужчины погибли. И девочка маленькая – это уже третий ребенок, погибший здесь. Люди, очень вас прошу, чтобы тихо ездили, иначе он радуется», – рассказала экстрасенс.
Причиной череды дорожных аварий армянская экстрасенс считает необдуманное решение местных властей, много лет назад одобривших строительство социальных объектов и жилых домов на месте старого кладбища. Но списывать жуткие ДТП лишь на присутствие злых сущностей не дело, уверена экстрасенс. Главные выводы, по ее мнению, должны сделать представители ГИБДД. Для начала – установить на «проклятом» перекрестке не один и не два, а несколько «лежачих полицейских».
НЕ БОЙСЯ СУДА, БОЙСЯ СОВЕСТИ
Судебный процесс над двумя гонщиками стартовал в Советском районе 3 октября. В середине ноября суд выслушал обвиняемых и выяснил: водитель Lexus признал свою вину, а рулевой Toyota Mark II считает, что его совесть чиста.
Водитель Lexus Андрей Лысенко признал свою вину и согласился возмещать причиненный вред. «На перекрестке улиц Доватора – Шаумяна водитель Toyota Mark II начал менять траекторию движения вправо, после чего столкнулся с Lexus, левые колеса которого оторвались от дороги, и возможности управлять автомобилем не было. Я превысил скоростной режим, о гонках с водителем Toyota не договаривался и ранее знаком с ним не был», – пояснил Лысенко.
Александр Вотин вину не признал и пояснил, что подъезжая к перекрестку с Шаумяна, применил рабочее торможение, поскольку ехал с нарушением скоростного режима и на красный сигнал светофора. Потом почувствовал удар от столкновения с автомобилем Nissan, после которого не мог управлять машиной и столкнулся с Lexus. Однако считает, что люди погибли от действий Андрея Лысенко, который не применил торможение.
По ходатайству адвоката Александра Вотина к уголовному делу были приобщены фотографии ДТП и флеш-карта с записью в замедленном режиме с видеорегистратора, установленного в автомобиле Toyota Mark II на момент ДТП, для оценки механизма столкновения.
В пятницу, 22 ноября, Советский суд Челябинска вынес приговор виновникам ДТП. Андрей Лысенко и Александр Вотин проведут в колонии-поселении по шесть лет и пять месяцев каждый, а также выплатят семье погибших, в общей сложности, 6 млн рублей: 4 млн – Лысенко, управлявший автомобилем Lexus, и 2 млн – Вотин, который находился за рулем Toyota Mark II.
Отметим, что Александр Вотин до последней минуты судебного заседания свою вину в произошедшем отрицал. Но по словам очевидцев, его утверждения – голословны. Кроме того, гособвинитель рассказал суду, что Вотин пытался скрыть от правоохранителей запись со своего видеорегистратора.
В итоге, оба виновника ДТП получили одинаковые сроки, касающиеся лишения свободы. Добавим, что Лысенко в зале суда предлагал потерпевшим забрать его побитый Lexus, чтобы возместить материальный ущерб.
Добавим, что при определении наказания суд учел характер и степень общественной опасности содеянного, личности подсудимых, обстоятельства, смягчающие их наказание: совершение преступления впервые, наличие постоянного места жительства, положительные характеристики, полное признание вины Лысенко, принятие им мер к частичному возмещению вреда, причиненного преступлением, наличие у Вотина маленького ребенка.
Кроме того, оба гонщика после освобождения из МЛС будут лишены водительских прав на три года.
Диана Кабанова,
Ольга Плеханова