В конкуренции с другими российскими регионами, привлекающими туристов, Перми повезло трижды. Сначала промышленный миллионник прославился как столица современного искусства во время «культурной революции», обретя знаковые арт-объекты. Затем знаменитый земляк – писатель Алексей Иванов – открыл для читающей публики притягательную Парму. И, наконец, Пермь облюбовали кинематографисты, снимая здесь полный метр и сериалы. Заинтересованные гости потянулись на берега Камы со всех уголков страны. Но недаром говорят «везет тому, кто везет». Жители Перми делают все, чтобы их город расцветал, от благоустройства и сохранения исторических зданий, до развития туристических маршрутов. Что стоит увидеть в Перми и как захватить с собой кусочек пермского везения? Сейчас расскажем.
Добираться до Перми очень удобно. Расположение в центре страны, развитое авиасообщение с недолгими перелетами, удобное расписание поездов – все это делает путешествие не утомительным. Но можно превратить дорогу в отдельное захватывающее приключение, если отправиться в речной круиз. В легендах Каму называют старшей сестрой Волги, хоть она и является притоком. Эти красивейшие реки как будто соревнуются, что нашло отражение в фольклоре: по преданиям, младшая Волга хитростью перехватила первенство у серьезной и могучей старшей сестры.
Речные круизы по Каме и Волге – самый популярный вид отдыха в Пермском крае. Они совмещают комфортабельность отеля с ежедневно меняющимся пейзажем за бортом и возможностью побывать в интереснейших местах на экскурсиях. Можно сочетать круизы с остановками в санаториях и лечением, и даже со сплавами на катамаранах. А на самих теплоходах каждый день – новая афиша, в которой культурная и развлекательная программы для взрослых и детей. Такое разнообразие объясняется тем, что, как говорят в теплоходной компании «ВолгаWolga», «возвратность» туристов составляет 70 процентов, и для постоянных гостей все время нужно придумывать что-нибудь новенькое.
Речной отдых хорош тем, что подходит людям разных возрастов: и активной молодежи, и семьям с детьми, и «серебряному поколению». Директор круизов теплохода «Владимир Маяковский» Светлана Киселева с улыбкой рассказывает: у них есть и «теплоходные семьи» – пары, которые познакомились в круизе, и «теплоходные дети» – малыши, родившиеся после плавания. Абсолютный рекорд приверженности такому отдыху поставил 100-летний турист, который каждый год на протяжении уже 10 лет не изменяет речным турам.
Навигация открывается 30 апреля и длится до конца сентября. А в несезон теплоходы каждый год проходят полное техническое обследование, ремонт и реновацию. Бронировать туры нужно заранее, популярные направления уже к 1 июня раскупаются на 90 процентов.
Если речной туризм для Перми можно назвать традиционным, то вот городские прогулки и автобусные экскурсии с продуманными маршрутами, насыщенные информацией, только набирают популярность. Недавно в городе запустили первый кольцевой туристический автобус 300 Т. Он отправляется от Речного вокзала, начиная с 10:00, с интервалами в два часа.
Маршрут протяженностью 30 километров проходит через главные улицы, позволяет увидеть основные исторические достопримечательности, знаковые локации, музеи, парки и архитектурные шедевры. Тексты для аудиогида о знаменитых жителях и гостях Прикамья начитали известные пермские актеры и дикторы телевидения. Рассказ охватывает события, происходившие в Перми с 1723 года – в прошлом году город громко отметил 300-летие. Медиапанели иллюстрируют текст художественными изображениями и архивными фотографиями. Сейчас основной маршрут дополнили тематическими экскурсиями: «Пермь вечерняя. Истории любви», «Истории о Победе. Диалог поколений».
Этот проект – пример энтузиазма и любви к своему городу со стороны пермяков. Его реализовала транспортная компания «Автобик» в подарок к 300-летнему юбилею. Руководитель Денис Миронов рассказывает: «Где бы ни путешествовал, возвращаюсь всегда с одной мыслью – а у нас в Перми лучше! Хотелось открыть красоту родных улиц гостям, чтобы они тоже это увидели и почувствовали».
Любителям пеших прогулок в помощь будут два маршрута, разработанных городской администрацией – «Зеленая линия» и «Красная линия». Первая – главный пешеходный маршрут Перми. Она дает общее представление о городе, объединяет в себе ключевые истории, культурные и архитектурные объекты прошлого и настоящего. Вдоль всего маршрута на тротуар нанесена зелёная линия с направлением движения и обозначением номера достопримечательности. Обойтись можно без гида – либо читать информацию на тумбе, либо слушать рассказ на сайте https://lines.perm.ru/
Вот, например, небольшая, но одна из самых известных скульптур – «Пермяк – солены уши». Возле нее обожают фотографироваться туристы. Получаются веселые лопоухие портреты. Но история, о которой рассказывает арт-объект, печальная… Столетиями пермская земля была центром солеварения страны, и тяжелые мешки соленосы таскали на голове по одиннадцать часов в сутки. Соль болезненно разъедала чувствительную кожу за ушами, они краснели и распухали. Если где-нибудь пермяк снимал шапку, сразу становилось понятно, кто он и откуда.
Недалеко – еще один символ Перми, который красуется и на гербе края. Медведь – покровитель коренных народов. Его клыки охотники носили как обереги. С ним связана древнейшая мифология о появлении на свет первого настоящего человека через любовный союз потомка медведя и колдуньи. Но кроме таких глубинных смыслов, есть и еще один, ироничный – так пермяки высмеяли расхожий стереотип в представлении иностранцев, что в России по улицам ходят медведи. А в последние годы у грозного мишки появилась и еще одна функция – дарить жителям и гостям города счастье и везение. Загадывать желание надо, натирая косолапому нос.
Немало на «Зеленой линии» красивейших зданий. Этот особняк в девятнадцатом веке принадлежал династии фосфорных заводчиков, которые еще за двести лет до появления слова «импортозамещение» успешно заместили английский фосфор уральским. Потом чего здесь только не было – от Управления железных дорог до банка и дома профсоюзов. Сейчас в историческом здании размещается Управление ФСБ.
Знаковый объект не только на архитектурно-краеведческой, но и на литературной карте Перми – дом Смышляева. Когда-то здесь заседала Городская дума, сейчас располагается библиотека. Но для читателей романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», за который всемирно известный писатель получил Нобелевскую премию, это – прообраз юрятинской читальни, где после долгой разлуки встретились герои романа Юрий Живаго и Лара Антипова. Сам Борис Пастернак бывал здесь в 1916 году.
Идя по «Зеленой линии», можно узнать и страшные городские легенды. Так, на месте бывшей женской гимназии, в здании которой сейчас размещается сельскохозяйственная академия, когда-то стоял дом дворянина Чадина. Был он человеком прижимистым, и из соображений экономии приказал сложить в своем доме печь из… старых надгробий. Такое кощунство не осталось безнаказанным. Однажды во время званого ужина гостей напугали череп и кости, проступившие на именинном пироге. А хозяин от ужаса умер на месте. Горожане решили дом снести, и на его месте появилось это здание, напоминающее замок.
Второй маршрут – «Красная линия» – предлагает почувствовать город через людей, которые жили в Перми и вошли в ее историю. Повествование о жизненных перипетиях, трагедиях и счастье, любви и профессиональных победах делает сухие исторические факты живыми, а экскурсию – незабываемой. Даже одно перечисление имен героев рассказа – импресарио Сергей Дягилев, великий князь Михаил Романов, композитор Имре Кальман, поэт Владимир Маяковский – поражает, как столь разные люди оказались связаны судьбой с уральским городом в глубинке России!
В характере жителей Перми всегда удивительным образом сочетались трудолюбие, мастеровитость, практичность и любовь к искусству, в том числе такому невесомому, сиюминутному, как театральное. Столичная пресса на рубеже 19-20 веков именовала пермяков «опероманами». Пожертвования на строительство театра собирали всем миром, даже простые рабочие выкраивали из своего небольшого заработка. Пермь стала первым городом в России, где театр содержали за счет городской казны. И сейчас академический театр оперы и балета – один из ведущих в стране.
Но самую престижную в российском театральном мире награду – «Золотую маску» – завоевывал не только театр оперы и балета. Нестандартный авторский театр Сергея Федотова «У Моста», родившийся в 1988 году, стал ярким явлением. Необычные талантливые спектакли молодой труппы сразу же обратили на себя внимание. Имя театр получил из-за соседства с Камским мостом. Со временем название приобрело еще одно, концептуальное значение: театр как мост между бытовым и мистическим, сознательным и интуитивным.
За годы существования «У Моста» так полюбился зрителям, что билеты на его постановки разбирают за несколько месяцев до спектакля. Жюри премии «Звезда Театрала» признало его «Лучшим региональным театром России». Труппа гастролирует по всему миру, организует международные театральные фестивали на своей площадке. Если уж совершать поездку в Пермь, то нельзя не положить на палитру впечатлений и эту краску. Главное туда попасть, ведь театр выезжает на фестивали обычно по 10-12 раз в сезон!
Если учитывать культурный бэкграунд Перми, ее восприимчивость, становится немного понятнее феномен так называемой «пермской культурной революции», которая случилась в двухтысячных. Промышленный мегаполис, в советские годы закрытый для туристов из-за множества оборонных производств, вдруг стал центром современного искусства, здесь появились арт-объекты, стали открываться выставки, галереи, проводиться фестивали. Чиновники регионального правительства, бизнесмены, деятели культуры поставили впечатляюще смелый эксперимент, инвестируя в культурную среду… И как всякое заметное явление, оно вызвало полярные реакции, от восхищенного признания до яростной критики. Символ отшумевшей и схлынувшей культурной революции – разобранные в июне этого года из-за строительства дорожной развязки «Пермские ворота» Николая Полисского. Сложенная из 5 200 бревен арка была отсылкой к исконному промыслу – сплаву леса по Каме. Теперь от арт-объекта остались только фотографии.
А вот другому символу города, так же наследству культурной революции – объемным красным буквам, складывающимся во фразу «Счастье не за горами» – повезло гораздо больше. Арт-объект прижился на набережной Камы после фестиваля уличной культуры и современного искусства «Живая Пермь». Его не только не собираются сносить, но периодически бережно восстанавливают и обновляют. Надпись засветилась в фильме «Географ глобус пропил», в сериале «Реальные пацаны» и даже в клипе американского рэпера Канье Уэста. Она стала настолько культовой, что туристы просто не представляют себе поездку в Пермь без фотографии на фоне этого жизнеутверждающего слогана.
Пожалуй, самым долгоиграющим и успешным проектом культурной революции стало открытие Музея современного искусства PERMM. Это один из лучших музеев подобного направления в стране, обязателен к посещению всем, кто стремится разобраться в актуальных течениях. За 14 лет своего существования он реализовал более двухсот выставочных проектов, часть из них успешно экспонировалась по всей России, а также в Италии и Франции. В 2023 году PERMM переехал в помещение бывшего дилерского центра «Мерседес», после того как немецкая компания свернула деятельность в нашей стране. Переезд подарил новые возможности – стильное современное здание с высокими потолками как нельзя лучше подошло для музея современного искусства.
В фойе посетителей встречает эффектная инсталляция – вывернутый наизнанку Гелендваген. На первый взгляд выглядит как взрыв хаоса, на самом деле все продумано. Ни одна деталь машины не стоит на своем месте, при этом ни одну деталь не выбросили, каждый винтик пошел в дело. Это «Антиформа № 15» современного художника Василия Кононова-Гредина. «Антиформа» –значит «не-форма», лишение формы. А «№ 15» говорит нам, что существуют другие. Художник пересобрал банкомат, тренажер, холодильник и много чего еще. Искусствовед и культуролог Владимир Береснев объясняет идею автора: искусство – это волнующая бесполезность. Чтобы увидеть эстетическое, нужно разрушить утилитарное. То есть, чтобы увидеть истинную красоту автомобиля, нужно лишить его способности ехать.
Учитывая, что музей расположен в бывшем автосалоне, символичен не только переосмысленный Гелендваген. Так, в сохранности остались и были приспособлены по-новому подъемные устройства для автомобилей. Брутальные металлические конструкции, способные выдержать не одну тонну, сейчас уставлены почти невесомым фарфором.
Следующий огромный зал занимает иммерсивный ксилофон, посетители с упоением ударяют молотками по металлическим формам разного размера. «Жидкий металл» – это интерактивная звуковая инсталляция Петра Айду, созданная для PERMM в соавторстве с художником Вадимом Кондаковым. Ее еще называют звуковой скульптурой. Здесь опять же главенствует мысль о взаимодействии формы и содержания. Все металлические конструкции сделаны из одного и того же материала, даже вес у них одинаковый. Только форма разная. Какие-то раскатаны в листы, какие-то спрессованы в параллелепипеды. И вот разность форм дает разный звук, можно играть партитуры.
По замыслу сотрудников музея, первый этаж должен стать для посетителей испытанием – проходить приходится через темную, недружелюбную среду, напрягать все свои интеллектуальные силы, чтобы постичь идеи художников и скульпторов. Нужна начитанность, насмотренность, самообразование, определенный труд по эстетическому самовоспитанию. Увидеть в озвученной копии деревенского сортира музыкальную шкатулку, пытаясь разобраться с понятием «контринтуитивность» – задача со звездочкой, но современное искусство легкой жизни и не обещало.
По контрасту второй этаж максимально дружелюбен, радостен по восприятию. Яркие краски скульптур, полотен и инсталляций создают совершенно другое настроение. И даже с безликими «Анонимусами» хочется познакомиться, чтобы у них появились индивидуальные черты.
Если после современного искусства вам захотелось чего-то очень-очень несовременного, прямо вот ископаемого – добро пожаловать в Музей пермских древностей. Ценнейшие экспонаты – скелеты мамонта, ящеров и тарбозавров. Пермь дала имя одному из геологических периодов палеозойской эры, который 250 миллионов лет назад завершился величайшим в истории планеты массовым вымиранием.
Пермь «геологически прославилась» в 1841 году, когда шотландец Родерик Мурчисон вместе с немецкими, французскими и русскими коллегами-палеонтологами обнаружил новую геологическую систему. До этого ученые и предположить не могли, что в истории Земли пропали 50 миллионов лет. Система получила название по месту описания, и Перми опять повезло – это единственный город в мире, давший название геологическому периоду.
Эпохи сменяли друг друга, и было время, когда на месте нынешней Перми бушевало и перекатывалось бескрайнее море. Когда оно отступило, на радость будущим палеонтологам остались окаменевшие моллюски и их отпечатки. Пермские соляные месторождения – тоже привет из древнего морского прошлого.
Моря в Перми не осталось, зато течет полноводная река. В черте города на Каме действуют два пляжа, можно отдохнуть и позагорать. Для любителей природного релакса есть еще один беспроигрышный вариант – удивительный Черняевский лес. Это естественная территория, один из самых крупных внутригородских зеленых массивов среди мегаполисов мира. Только представьте – в окружении современного города сохранились сотни гектаров леса, в котором произрастают 364 вида растений, обитают 124 вида птиц и 19 видов млекопитающих. Настоящее чудо!
Черняевский лес очень популярен среди горожан и гостей Перми. Кто-то приходит сюда погулять с детьми, кто-то покататься на велосипедах, кто-то на пробежку. Чтобы разделить потоки, было решено сделать 11 входных групп и установить навигационные таблички. Экологические маршруты проложены через несколько экосистем, чтобы продемонстрировать все их биологическое разнообразие. Беговые и велосипедные дорожки отсыпаны разными видами гравия, а тропу для пеших прогулок покрыли деревянным настилом.
Перед входом в лес работает пункт проката велосипедов, самокатов, электромобилей и роликовых коньков, стоят автоматы по продаже корма для белок. Проводится тщательная противоклещевая обработка. Территория безопасна – на деревьях установлены камеры видеонаблюдения. Каких-то криминальных историй тут уже лет пять как не припомнят. То есть Черняевский лес имеет все преимущества природной территории и лишено ее недостатков, в то же время обеспечивает городской комфорт без его издержек. Сочетание притягательное.
Пермь – официально признанный самый зеленый город-миллионник в России. Конечно, не в последнюю очередь благодаря Черняевскому лесу. Но даже гуляя по центру Перми, обращаешь внимание, как много скверов и бульваров. Вообще, гулять по столице Прикамья удивительно приятно именно за счет общественных пространств. Они обустроены, ухожены, уютны. Интересный эффект – иногда, нырнув в переулок, вдруг попадаешь в какую-то новую реальность. Только что был на обычной улице, и вот уже – сказочный дворик.
Квартал «ИльТЮЗион» – вход в сказочный мир, где живут волшебные герои. Территорию у Театра юных зрителей превратили в необычный, яркий архитектурный перформанс. Здесь можно устраивать фотосессии, а можно выступать на сцене. В «ИльТЮЗионе» проводят мастер-классы и анимационные программы для детей. Вход свободный, за исключением тех случаев, когда играют спектакль. Этот уголок города еще не все знают, он может стать приятным сюрпризом.
Пермь в последнее время становится одним из самых популярных направлений для внутреннего туризма. Это отмечают сотрудники отрасли гостеприимства – отельеры, рестораторы, экскурсоводы. У гида нашей группы, знатока истории и лучшего проводника по Перми Андрея Чурина, телефон то и дело звонил – хоть без выходных работай. А экскурсии Андрей неизменно завершает строчками поэта Роберта Рождественского:
В городе – сотни дорог,
Вечность в себе таящих.
Город – всегда диалог
Прошлого с настоящим.
Пресс-тур для журналистов и трэвел-блогеров организован отделом по развитию туризма администрации города Пермь
Автор и фото: Елена Патан