В нацпарке «Таганай» (Златоуст, Челябинская область) провели так называемый чернотроп – биоинвентаризацию в период бесснежья, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на официальный сайт парка.
«Инвентаризация биоразнообразия ведется по встречам с животными, отпечаткам следов на дорогах (после дождя), проходным тропам и лежкам на лугах, по экскрементам, погадкам, виду и типу питания, жилищам, следам линьки, погрызам, пороям, задирам и т.д. Сведения заносятся в карточки учета встреч животных и их следов, по результатам обработки которых составляются ежегодные каталоги биоразнообразия», – говорится в сообщении.
Так, в 2014 году сотрудниками научного отдела по чернотропу было заполнено 68 карточек, по которым учтено, в том числе, по два вальдшнепа, коростеля, кукши, оляпки, перевозчика, чернозобых гагар, а также глухарь, козодой, крохаль большой, семья желн с двумя птенцами и такая же семья серых цапель, 78 особей кряквы, четыре кукушки, шесть рябчиков. Также учтены 10 белок, семейство бобров, по шесть кабанов и ондатр, медведь и лоси (9+3 сеголетка).
«Наиболее представительна фауна вблизи старой Тесьминской плотины – как по набору водоплавающих и околоводных животных, так и любителей диких прибрежных урем. По словам специалистов, это вполне объяснимо: фактор беспокойства здесь минимизирован – по контуру водохранилища проходит водоохранная зона, огражденная колючей проволокой, свободный проход за которую запрещен», – говорят в нацпарке.
Большую помощь в инвентаризации биоразнообразия в последнее время оказывают данные, получаемые с так называемых фотоловушек. Автоматическая регистрация дает возможность описания поведения животных, родительского поведения и взаимодействия детенышей, определения возраста ухода от родителя (регистрировались самостоятельные годовалые самка и самец в паре, а также взрослая самка с двухлетком), что кроме научной составляющей может иметь рекреационный интерес.
«Анализ данных регистрации лосей по одной фотоловушке в начала лета позволил определить семь особей, в течение пяти дней посещавших кормовую точку. В разгар вегетационного периода одна фотоловушка зафиксировала 13 особей. Это позволило идентифицировать их по именам. Таким образом, для удобства наблюдения за поведением копытных на данной кормовой точке появились Лопатник, Бородач, Гривастый, Рогатка, Челка, Разнорогий, Забияка и др.», – рассказывают сотрудники парка.
Кроме этого, анализ показал, что самцы держатся на солонце от 6 до 60 минут (в среднем 22 минуты). Исключение составил Рогатка-2, который пришел в 12.34, а покинул солонец в 21.28, и все это время он ел (по 20 минут), делая перерывы на водопой (от получаса до часа).
Самки-одиночки держались от 4 до 67 минут. Больше всех задерживались семьи – от 40 минут до 2,5-3 час. Исключение наблюдалось в Семье № 1: первый раз самку с лосятами спугнул Вильчак (молодой трехчетырехлетка), а второй раз они, наоборот, ели всю ночь (от 20 до 50 минут) с перерывом на водопой и отдых (на 1-2 часа).
Учет продолжительности использования солонца на одной фотоловушке дает возможность получить индекс обилия животных в определенном типе угодий, а зная для одного из периодов абсолютную численность можно рассчитать ее и для остальных сезонов. Если зимой сотрудники насчитали 207 особей, то летние наблюдения позволили уточнить численность копытных: их количество на Таганае приближается к 300.
Ранняя зима сократила продолжительность учета по чернотропу. Так, еще не закончились пролеты уток – 15 октября в устье Большой Тесьмы прилетела стая из 40 особей, а 16 октября при значительном похолодании выпал снег. Его количество за четыре дня составило 85 мм, что почти в 1,5 раза превышает среднемесячный показатель (65 мм).
Причем оттепель, чередовавшаяся с заморозком, образовала не только обледенение, но и наст глубиной от 16 до 35 см. Это создало значительные препятствия в питании диких животных. Так, обледеневшие побеги не подходят для зайца-беляка, как и обросшие сантиметровым льдом шишки – для белки.
Но самой сложной ситуация оказалась для лисицы. Чтобы мышковать, огневке нужно продавливать снег, а сделать это с настом, который с трудом поддается металлическому снегомерному штырю, практически невозможно.