В год 85-летия Магнитогорск (Челябинская область) стал местом, где успешно прошли Кубок России и этап Кубка мира по авиамодельному спорту. Это высокая оценка заслуг города в развитии российского авиамоделизма. Свои лучшие модели продемонстрировали начинающие и маститые мастера. Партнером соревнований выступила региональная сеть аптек «Классика», которая уже третий год поддерживает детский авиамодельный клуб города.
Старт Кубка России по кордовым пилотажным моделям из-за ненастной погоды задержался на сутки. Но ждать стоило: в небо у арены «Металлург» взлетали, сменяя друг друга, десятки самолетов. За фигурами высшего пилотажа в миниатюре наблюдали зрители, эксперты авиамодельного спорта и жюри Кубка России, который стал этапом мирового первенства.
А ИМ ЛЕТАТЬ ОХОТА
Этап Кубка мира проходил по двухдневной программе отборочных туров, соревнования завершились показательными выступлениями с парадом авиационной техники и авиамодельным шоу на радиоуправляемых моделях.
В Магнитогорск съехались лучшие авиамоделисты не только со всего УрФО, здесь собрались авторитетные спортсмены со всей России. Многие из них рассказывали, что в их жизни полеты начинаются с бессонных ночей, когда продумываются все детали конструкции будущей авиамодели, а завершаются и продолжаются – в настоящем небе, где легкокрылые самолеты, весом не более 1,6 кг, совершают фигуры высшего пилотажа.
Большинство самолетов участники соревнований сконструировали и сделали сами. По отзывам многих, мастерить авиамодели они научились еще в детстве. Увлечение юности превратилось в спорт. И теперь каждый год – новый самолет. Но если модели меняются и совершенствуются, то ручку управления, которая помогает моделистам творить в небе настоящие чудеса, не меняют годами. Такая примета – на удачу.
Участник Кубка России Илья Сахаров приехал из соседней Башкирии, демонстрируя свой самолет, он рассказал, из чего сегодня делают модели.
- В основном используют древесину бальзы, это почти невесомое, мягкое, пористое и легкое в обработке дерево светлого цвета. Оно растет в Эквадоре, материал привозится, пилится здесь. Также в моделях используют разные стеклопластики, смолы для склейки деталей. Раньше были полностью деревянные самолеты, обтянутые бумагой, пленкой. Сейчас делают модели и по другим технологиям, с использованием композитных материалов. Сейчас все более современно, конструкторски более сложно, при этом более прочно и легко.
НОВЫЕ АВИАМОДЕЛИ – НОВЫЕ ИМЕНА
Как рассказал другой участник Кубка России и мира, авиамоделист из Тульской области Евгений Яковлев, конструировать самолеты он не устанет никогда. Звание 11-кратного чемпиона России тому подтверждение. Водитель-дальнобойщик по профессии и летчик в душе, он уверяет: машиной управлять легче, но самолеты – это воплощенная в реальность мечта летать.
- В машине все – на земле, на колесах. Их создают опытные конструкторы. В авиамоделизме все приходится конструировать самому. Наши модели очень легкие, самолеты летают в полусфере, на них воздействуют многочисленные воздушные потоки. Управлять ими непросто. Отсюда и спортивный азарт, и желание победить со своей моделью.
Из Магнитогорска в Кубке мира участвовал один спортсмен. Челябинскую область представила команда из семи моделистов. Авиамодельный спорт сегодня снова популярен. В Магнитогорске и Челябинске открыто несколько кружков, где мальчишек учат конструировать самые быстрые и юркие самолеты, выполнять с ними фигуры высшего пилотажа.
Это увлечение начинающих авиамоделистов уже три года поддерживает крупнейшая в регионе сеть аптек «Классика». По словам руководителя компании, депутата комитета ЗСО по социальной и молодежной политике культуре и спорту Лены Колесниковой, это поддержка будущих чемпионов России и мира.
- Мы выступаем партнером этапа Кубка мира потому, что именно здесь открываются новые имена не только лучших в регионе и России авиамоделистов, мы наградим самых талантливых в мире. Это очень ответственно и перспективно.
Дата рождения отечественного авиамоделизма – 2 января 1910 года. В этот день состоялись первые состязания летающих моделей. Самый дальний полет составил 17 м. Одним из организаторов этих состязаний был «отец русской авиации» Николай Жуковский, русский ученый, основоположник современной гидроаэродинамики. Содействовал распространению авиамоделизма Константин Эдуардович Циолковский, строивший и запускавший со своими учениками тепловые шары и воздушных змеев.
В 1952 году авиамодельный спорт был включен в Единую спортивную классификацию, что, безусловно, отразилось на его развитии. На соревнованиях по авиамодельному спорту происходит оценка спортивных и технических достижений моделистов в изготовлении планеров, самолетов, вертолетов и в управлении ими в полетах на скорость, дальность, продолжительность полета, а также на высший пилотаж. В соревнованиях принимают участие как взрослые спортсмены, так и спортсмены-юниоры.
На международном уровне авиамодельный спорт курируется Международной федерацией авиаспорта FAI. В настоящее время по авиамодельному спорту FAI регулярно проводит как чемпионаты Европы, так и чемпионаты мира.
Чемпионаты Европы и мира по кордовым авиамоделям категорий F2А, F2B, F2C и F2D проводятся раз в два года. Если год четный, как 2014, то проходит ЧМ, в нечетные годы – ЧЕ.