Главный и едва ли не единственный из заявленных на сегодня инфраструктурных проектов создаваемой Челябинской агломерации снова под большим вопросом – мэрия Челябинска в лице городского транспортного управления дала понять, что не занимается и в обозримом будущем не будет заниматься организацией скоростного трамвайного сообщения между областным центром и Копейском, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Недвусмысленное заявление на этот счет сделал начальник управления транспорта администрации Челябинска Олег Козлов. В рамках прямой линии с читателями Chelyabinsk.ru Козлов весьма определенно ответил на вопрос, решен ли вопрос о строительстве скоростного трамвая в Копейск и если да, то какие маршруты собственно городской трамвайной сети могут в связи с этим измениться. «Нет, и решаться не будет», – коротко сказал чиновник.
Заявление прозвучало несмотря на то, что о проекте скоростного трамвая между Челябинском и его ближайшим пригородом говорилось всего несколько недель назад, причем говорилось как о почти свершившемся факте. Вообще, к самой теме организации, а точнее – воссоздании трамвайного сообщения с Копейском, возвращаются уже несколько лет. Но, пожалуй, впервые на суд общественности этот проект был выставлен с более или менее внятными параметрами.
Было объявлено, например, что линия трамвая будет протяженностью порядка 28 километров и не просто соединит два города, а выведет Копейск на северо-западные микрорайоны Челябинска, самые населенные и перспективные с точки зрения жилой и коммерческой застройки. Новый маршрут включит в себя 13 остановочных пунктов, часть из которых будет с функцией хабов – то есть пересадочных узлов, поскольку в этих местах скоростная линия будет соприкасаться с уже существующей городской трамвайной системой или с другими видами общественного транспорта.
Была названа даже примерная стоимость линии – порядка 2,8 млрд. рублей, хотя у многих она вызвала большое сомнение. Скептики напомнили, что стоимость должна включить в себя прокладку новых и модернизацию уже имеющихся путей и контактной сети, а также приобретение нового подвижного состава. Однако вероятность того, что после стольких лет обсуждения задумка все же станет реальностью, заметно возросла. Ведь, по сути, речь идет о первом и пока единственном инфраструктурном воплощении Челябинской агломерации – проекта, который был инициирован самими челябинскими властями и который, кстати, сегодня продвигается под патронатом не только областных, но и федеральных властей.
Более того, председатель Челябинской городской думы Станислав Мошаров, чья деятельная роль в этом продвижении также хорошо известна, то и дело напоминает, что федеральный центр готов выделить деньги на реализацию конкретных проектов в рамках будущих агломераций. Говоря иначе, высока вероятность того, что федералы, рассматривающие агломерации в качестве перспективной формы развития больших городов и прилегающих к ним территорий, частично профинансируют строительство новой трамвайной линии. Непременное условие для этого, помимо, конечно, организационной проработки самой агломерации, – проработать, осметить и предоставить на рассмотрение сам проект.
И вот теперь оказывается, что проект не просто не готов, а им профильное подразделение челябинской мэрии даже не намерено заниматься. «Проект очень дорогой, а завод-производитель выставляет очень высокие цены на трамваи», – пояснил позицию своего шефа собеседник в городском управлении транспорта. На Усть-Катавском вагоностроительном заводе, который расположен в Челябинской области и произвел трамваи для всех трех городских трамвайных систем на территории региона, к этим словам отнеслись с интеллигентной иронией. На условиях анонимности представитель предприятия заметил, что закупка трамваев – это финал всей работы, и на его долю обычно приходится лишь десятая части всей сметы. «Наверное, причина в чем-то другом», - прокомментировал источник в разговоре с агентством.
Дезавуировать неловкую ситуацию в понедельник попытался глава Челябинска Евгений Тефтелев. «В рамках агломерации мы говорили о скоростном трамвае Челябинск-Копейск. Эта тема всплывала, она имеет право на жизнь, но это пока только перспективы», – ответил мэр на просьбу агентства «Доступ» прокомментировать слова подчиненного. Станислав Мошаров и его представители от оценки прозвучавших заявлений пока решили воздержаться.
«Это очередной пример, когда левая рука не ведает, что делает правая», – считает эксперт по развитию транспортных систем Яков Гуревич. По его словам, несколько лет назад он с коллегами делал предложения по транспортной схеме Челябинска – естественно, основанной на трамвае. Трамвай в Копейск там тоже был, но не как скоростной, а как часть трамвайной инфраструктуры города и пригородов, причем с доводкой значительной части трамвайной системы до скоростных параметров. «Тогда наши предложения остались невостребованными, а нынешнее руководство транспортного управления, похоже, или вовсе не видит трамвайное движение в Челябинске в перспективе, или делает это только на словах», – заключил Гуревич.
Александр Полозов
Сергей Боровинских