Сегодня книжные магазины заполнены изданиями, которые рискуют развалиться после двух-трех прочтений и отправиться в макулатуру. Однако книга – это, в первую очередь, источник знаний, исторический артефакт, и особенно хорошо это понимают в Региональном центре консервации библиотечных фондов Челябинской областной универсальной научной библиотеки, где сохраняют современные издания и восстанавливают древние книги. Библиотекарь второй категории Татьяна Шапкина рассказала Агентству новостей «Доступ» о своих «бумажных пациентах» и соприкосновении биологии, химии и истории в работе реставратора.
МЫ, КАК И ВРАЧИ, НЕ МОЖЕМ ВЫЛЕЧИТЬ «ПАЦИЕНТА» ЗАОЧНО
- В библиотеку я попала, можно сказать, случайно. После окончания Исторического факультета ЧелГУ устроилась работать в салон красоты, однако мои родители всегда очень серьезно и консервативно относились к образованию: мама – врач высшей категории, отец – инженер, поэтому они настояли на работе по специальности. На тот момент было несколько вакансий в библиотеке и требовалась молодежь. Самым нуждающимся в сотрудниках был отдел реставрации, и меня определили сюда.
Первое время мне все было очень интересно, я подолгу рассматривала каждую книгу, а сейчас они для меня, как пациенты. Смотрю на них и хочу быстрее «вылечить». Все делается очень индивидуально – мы, как врачи, не можем вылечить заочно. Универсальной схемы работы с книгами не существует – необходимо искать индивидуальный подход к каждому изданию, а это большая научная работа. Требуется знать тип переплета, время его создания, книжную традицию (русская или европейская) и многое другое.
Некоторые книги можно отреставрировать за пять минут, над другими приходится работать неделями и месяцами. За год в отделе мы восстанавливаем более 1 тыс. книг.
ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП РЕСТАВРАЦИИ – НЕЗАМЕТНОСТЬ
- Среди книг, поступающих на реставрацию, встречаются современные, издания первых лет советской власти, дореволюционные и редкие. Если говорить о редких экземплярах, то библиотека обладает своим фондом таких книг. Работа с ними начинается только после согласования с хранителем, далее мы коллективно разрабатываем стратегию «лечения».
Например, при повреждении мраморной бумаги мы подбираем материал из аналогичной эпохи – для таких случаев сохраняются фрагменты бумаги от разрушенных книг. Эти частички приклеиваются и тонируются до такой степени, чтобы было как можно менее заметно. Если разрушен уголок обложки, мы выясняем книжную традицию и соответствующим образом доклеиваем его реставрационной бумагой, а потом подкрашиваем обычной акварелью. Мы вообще стремимся к использованию натуральных компонентов либо таких, которые применялись на момент создания книги.
Работа с кожей очень сложная. Даже если кожа висит лохмотьями, мы ее сохраняем – подкрашиваем, восстанавливаем, добавляем утраченные фрагменты. Если кожа потемнела частично, нужно показать переход – это история бытования книги. На последнем этапе происходит жирование кожи и покрытие ее шеллаком, который будет держать красочный слой.
Также мы учитываем, что в будущем книгу снова будут реставрировать, поэтому стараемся сделать так, чтобы это было возможно. Например, используется мучной клей, который легко снять с помощью размачивания.
Главный принцип реставрации – незаметность. Необходимо полностью скрыть свое присутствие и избежать лишних вмешательств в книгу. Если мы удалим какие-то пометки, сделанные на полях, а это окажется автографом Александра Сергеевича Пушкина – будет настоящий апокалипсис! Поэтому никакие записи мы не стираем, а если чернила разъедают бумагу, мы постараемся нейтрализовать их или проложить фильтровальную бумагу. Книга должна сохранить свою функциональность и внешний вид, однако выглядеть не новой, а старинной, сохранившей тепло рук многих людей.
ИСТОРИЯ ЭЛЛИНИЗМА И МОЛИТВЕННИК-КИРПИЧ
- Сложнее всего реставрировать по-настоящему древние издания, которые находятся в плохом состоянии, некоторые мы пока даже не трогаем, только сохраняем. Например, сейчас я занимаюсь старинным молитвенником – плохое состояние не позволило передать его в фонды. Книга была обнаружена при разборе старой бани, где она выполняла роль кирпича и торчала из-под балки.
Молитвенник был в ужасном состоянии, и на первое время мы сделали ему коробочку. Совсем недавно я познакомилась с двумя способами реставрации – доставка листов другим листом, когда фрагмент фигурно вырезается под повреждения на странице, а второй – доливка бумажной массой. Именно эти методики я сейчас отрабатываю на молитвеннике. Пожалуй, это самая старая книга, с которой я работала, примерно конца XVIII века.
Еще один мой успешный опыт реставрации касался монографии известного историка-эллиниста Михаила Куторги. Мой вузовский преподаватель приходил в библиотеку читать данный научный труд и отметил, что издание в плохом состоянии. Я взяла этот двухтомник и решила отреставрировать. Очень долго восстанавливала рассыпающуюся обложку, уголки которой были полностью разрушены, – проклеивала мраморной бумагой, укрепляла золотую краску. Это был двухтомник, и важно было сделать обе книги одинаковыми. Сейчас, после стажировки в Российской государственной библиотеке в Москве, я понимаю, что можно было сделать все лучше, но это оказался хороший самостоятельный опыт.
СОВРЕМЕННЫЕ КНИГИ НЕ «ПРОТЯНУТ» БОЛЬШЕ 100 ЛЕТ
- Гораздо проще работать с современными книгами, однако новые издания нельзя назвать качественными – большинство из них сможет прожить не дольше 100 лет из-за плохих клея и бумаги. Главная проблема современных книг – слабый корешок. Большие часто трескаются в середине и на форзаце, а иногда вовсе выпадают из корешка. Специально для современных книг в мягких обложках есть проволокошвейная машина – делаешь две скрепки – и можно читать дальше. Для нас работа с новыми изданиями намного проще – за день можно отреставрировать около пяти книг.
Раньше книги были редким, качественным и дорогостоящим товаром. Бумагу высокого качества делали из волокон ткани – специально собирали тряпье и обрабатывали. Позже начинается машинное производство, и качество падает, вместе с древесиной в бумагу попадает лигнин, который значительно ускоряет окислительные процессы. В России рубежа XIX-XX веков бумага была очень низкого качества – в листах встречаются волосы, деревянные щепки и фрагменты ткани.
ХИМИЯ И БИОЛОГИЯ – ОРУЖИЕ БИБЛИОТЕКАРЯ
- Знания химии мы применяем при промывании книг специальными составами, которые нейтрализуют кислотность, а также для очистки книг от жира, пятен воска и парафина. Немаловажна в нашем деле и биология, особенно в борьбе с плесенью, хотя конкретно в нашей библиотеке этой проблемы нет, потому что отсутствует сырость. Также в книгах могут завестись насекомые, которые попадают в хранилище с людьми, комнатными растениями, через окна. Обычно это кожееды и моль. Также есть древоточцы, которые поедают деревянные крышки книги – их можно обнаружить по стружке. Вообще насекомые могут питаться всеми частями книги – чернилами, обложками, бумагой. Кстати, мы регулярно проводим обследование хранилища на наличие вредителей, а также замеряем температуру, влажность и освещенность.
СОВЕТЫ ПО ХРАНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ БИБЛИОТЕКИ
- Проще научиться правильно хранить книгу, чем ее ремонтировать. Лично я бы посоветовала поставить дома термогигрометр, который замеряет температуру и влажность в помещении – он не будет лишним и для определения комфортности условий для жизни людей. Если в квартире слишком влажно, то крышки книги могут покоробиться, листы приобретут волнообразность, а сухость вызовет ломкость и пересыхание. Термогигрометр поможет следить за этими показателями. Нормальная температура для хранения книг составляет 18±2 градуса, влажность должна быть на уровне 50±5%. Это идеальные условия.
Нужно соблюдать правила обращения с книгой: нельзя перегибать издание, загибать страницы, делать пометки, ремонтировать книгу скотчем – его клейкая сторона разрушает бумагу, со временем делая ее прозрачной. Лучше использовать натуральные материалы для самостоятельного ремонта – например мучной клей. Хранить книги нужно вертикально, иначе они деформируются.
ХРАНИТЬ ИСТОРИЮ…
- Я очень люблю свою работу и считаю, что нахожусь на своем месте. Как историк я трепетно отношусь к книгам и пытаюсь максимально их сохранить. Когда я выпускалась из ЧелГУ, нам дали напутствие – хранить историю, чем я, собственно, и занимаюсь.
Сергей Боровинских,
фото пресс-службы ЧОУНБ