Пт, 22.09.2017, 09:20 18+
  • Агаповка
  • Аджигардак
  • Аргаяш
  • Атамановский
  • Аша
  • Бакал
  • Бердяуш
  • Бреды
  • Варна
  • Верхнеуральск
  • Верхний Уфалей
  • Вишневогорск
  • Долгодеревенское
  • Еманжелинск
  • Еткуль
  • Завьялиха
  • Златоуст
  • Карабаш
  • Карталы
  • Касли
  • Катав-Ивановск
  • Кизильское
  • Коелга
  • Копейск
  • Коркино
  • Кунашак
  • Куса
  • Кыштым
  • Магнитогорск
  • Миасс
  • Миасское
  • Миньяр
  • Неплюевка
  • Нязепетровск
  • Озерск
  • Октябрьское
  • Пласт
  • Сатка
  • Сим
  • Снежинск
  • Сыростан
  • Трехгорный
  • Троицк
  • Увельский
  • Уйское
  • Усть-Катав
  • Фершампенуаз
  • Чебаркуль
  • Челябинск
  • Чесма
  • Южноуральск
  • Юрюзань
Агентство новостей Доступ 1

Скорая книжная помощь: библиотекарь раскрыла секреты реставрации древних изданий


ЧЕЛЯБИНСК, АН "Доступ"

Сегодня книжные магазины заполнены изданиями, которые рискуют развалиться после двух-трех прочтений и отправиться в макулатуру. Однако книга – это, в первую очередь, источник знаний, исторический артефакт, и особенно хорошо это понимают в Региональном центре консервации библиотечных фондов Челябинской областной универсальной научной библиотеки, где сохраняют современные издания и восстанавливают древние книги. Библиотекарь второй категории Татьяна Шапкина рассказала Агентству новостей «Доступ» о своих «бумажных пациентах» и соприкосновении биологии, химии и истории в работе реставратора.

МЫ, КАК И ВРАЧИ, НЕ МОЖЕМ ВЫЛЕЧИТЬ «ПАЦИЕНТА» ЗАОЧНО

- В библиотеку я попала, можно сказать, случайно. После окончания Исторического факультета ЧелГУ устроилась работать в салон красоты, однако мои родители всегда очень серьезно и консервативно относились к образованию: мама – врач высшей категории, отец – инженер, поэтому они настояли на работе по специальности. На тот момент было несколько вакансий в библиотеке и требовалась молодежь. Самым нуждающимся в сотрудниках был отдел реставрации, и меня определили сюда.

Первое время мне все было очень интересно, я подолгу рассматривала каждую книгу, а сейчас они для меня, как пациенты. Смотрю на них и хочу быстрее «вылечить». Все делается очень индивидуально – мы, как врачи, не можем вылечить заочно. Универсальной схемы работы с книгами не существует – необходимо искать индивидуальный подход к каждому изданию, а это большая научная работа. Требуется знать тип переплета, время его создания, книжную традицию (русская или европейская) и многое другое.

Некоторые книги можно отреставрировать за пять минут, над другими приходится работать неделями и месяцами. За год в отделе мы восстанавливаем более 1 тыс. книг.

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП РЕСТАВРАЦИИ – НЕЗАМЕТНОСТЬ

- Среди книг, поступающих на реставрацию, встречаются современные, издания первых лет советской власти, дореволюционные и редкие. Если говорить о редких экземплярах, то библиотека обладает своим фондом таких книг. Работа с ними начинается только после согласования с хранителем, далее мы коллективно разрабатываем стратегию «лечения».

Например, при повреждении мраморной бумаги мы подбираем материал из аналогичной эпохи – для таких случаев сохраняются фрагменты бумаги от разрушенных книг. Эти частички приклеиваются и тонируются до такой степени, чтобы было как можно менее заметно. Если разрушен уголок обложки, мы выясняем книжную традицию и соответствующим образом доклеиваем его реставрационной бумагой, а потом подкрашиваем обычной акварелью. Мы вообще стремимся к использованию натуральных компонентов либо таких, которые применялись на момент создания книги.

Работа с кожей очень сложная. Даже если кожа висит лохмотьями, мы ее сохраняем – подкрашиваем, восстанавливаем, добавляем утраченные фрагменты. Если кожа потемнела частично, нужно показать переход – это история бытования книги. На последнем этапе происходит жирование кожи и покрытие ее шеллаком, который будет держать красочный слой.

Также мы учитываем, что в будущем книгу снова будут реставрировать, поэтому стараемся сделать так, чтобы это было возможно. Например, используется мучной клей, который легко снять с помощью размачивания.

Главный принцип реставрации – незаметность. Необходимо полностью скрыть свое присутствие и избежать лишних вмешательств в книгу. Если мы удалим какие-то пометки, сделанные на полях, а это окажется автографом Александра Сергеевича Пушкина – будет настоящий апокалипсис! Поэтому никакие записи мы не стираем, а если чернила разъедают бумагу, мы постараемся нейтрализовать их или проложить фильтровальную бумагу. Книга должна сохранить свою функциональность и внешний вид, однако выглядеть не новой, а старинной, сохранившей тепло рук многих людей.

ИСТОРИЯ ЭЛЛИНИЗМА И МОЛИТВЕННИК-КИРПИЧ

- Сложнее всего реставрировать по-настоящему древние издания, которые находятся в плохом состоянии, некоторые мы пока даже не трогаем, только сохраняем. Например, сейчас я занимаюсь старинным молитвенником – плохое состояние не позволило передать его в фонды. Книга была обнаружена при разборе старой бани, где она выполняла роль кирпича и торчала из-под балки.

Молитвенник был в ужасном состоянии, и на первое время мы сделали ему коробочку. Совсем недавно я познакомилась с двумя способами реставрации – доставка листов другим листом, когда фрагмент фигурно вырезается под повреждения на странице, а второй – доливка бумажной массой. Именно эти методики я сейчас отрабатываю на молитвеннике. Пожалуй, это самая старая книга, с которой я работала, примерно конца XVIII века.

Еще один мой успешный опыт реставрации касался монографии известного историка-эллиниста Михаила Куторги. Мой вузовский преподаватель приходил в библиотеку читать данный научный труд и отметил, что издание в плохом состоянии. Я взяла этот двухтомник и решила отреставрировать. Очень долго восстанавливала рассыпающуюся обложку, уголки которой были полностью разрушены, – проклеивала мраморной бумагой, укрепляла золотую краску. Это был двухтомник, и важно было сделать обе книги одинаковыми. Сейчас, после стажировки в Российской государственной библиотеке в Москве, я понимаю, что можно было сделать все лучше, но это оказался хороший самостоятельный опыт.

СОВРЕМЕННЫЕ КНИГИ НЕ «ПРОТЯНУТ» БОЛЬШЕ 100 ЛЕТ

- Гораздо проще работать с современными книгами, однако новые издания нельзя назвать качественными – большинство из них сможет прожить не дольше 100 лет из-за плохих клея и бумаги. Главная проблема современных книг – слабый корешок. Большие часто трескаются в середине и на форзаце, а иногда вовсе выпадают из корешка. Специально для современных книг в мягких обложках есть проволокошвейная машина – делаешь две скрепки – и можно читать дальше. Для нас работа с новыми изданиями намного проще – за день можно отреставрировать около пяти книг.

Раньше книги были редким, качественным и дорогостоящим товаром. Бумагу высокого качества делали из волокон ткани – специально собирали тряпье и обрабатывали. Позже начинается машинное производство, и качество падает, вместе с древесиной в бумагу попадает лигнин, который значительно ускоряет окислительные процессы. В России рубежа XIX-XX веков бумага была очень низкого качества – в листах встречаются волосы, деревянные щепки и фрагменты ткани.

ХИМИЯ И БИОЛОГИЯ – ОРУЖИЕ БИБЛИОТЕКАРЯ

- Знания химии мы применяем при промывании книг специальными составами, которые нейтрализуют кислотность, а также для очистки книг от жира, пятен воска и парафина. Немаловажна в нашем деле и биология, особенно в борьбе с плесенью, хотя конкретно в нашей библиотеке этой проблемы нет, потому что отсутствует сырость. Также в книгах могут завестись насекомые, которые попадают в хранилище с людьми, комнатными растениями, через окна. Обычно это кожееды и моль. Также есть древоточцы, которые поедают деревянные крышки книги – их можно обнаружить по стружке. Вообще насекомые могут питаться всеми частями книги – чернилами, обложками, бумагой. Кстати, мы регулярно проводим обследование хранилища на наличие вредителей, а также замеряем температуру, влажность и освещенность.

СОВЕТЫ ПО ХРАНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ БИБЛИОТЕКИ

- Проще научиться правильно хранить книгу, чем ее ремонтировать. Лично я бы посоветовала поставить дома термогигрометр, который замеряет температуру и влажность в помещении – он не будет лишним и для определения комфортности условий для жизни людей. Если в квартире слишком влажно, то крышки книги могут покоробиться, листы приобретут волнообразность, а сухость вызовет ломкость и пересыхание. Термогигрометр поможет следить за этими показателями. Нормальная температура для хранения книг составляет 18±2 градуса, влажность должна быть на уровне 50±5%. Это идеальные условия.

Нужно соблюдать правила обращения с книгой: нельзя перегибать издание, загибать страницы, делать пометки, ремонтировать книгу скотчем – его клейкая сторона разрушает бумагу, со временем делая ее прозрачной. Лучше использовать натуральные материалы для самостоятельного ремонта – например мучной клей. Хранить книги нужно вертикально, иначе они деформируются.

ХРАНИТЬ ИСТОРИЮ…

- Я очень люблю свою работу и считаю, что нахожусь на своем месте. Как историк я трепетно отношусь к книгам и пытаюсь максимально их сохранить. Когда я выпускалась из ЧелГУ, нам дали напутствие – хранить историю, чем я, собственно, и занимаюсь.

Сергей Боровинских,
фото пресс-службы ЧОУНБ

Заметили опечатку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Запрещены комментарии, содержащие нецензурные выражения и противоречащие законодательству РФ. Редакция сайта за размещенные личные мнения, сообщения, опубликованные частными лицами, ответственности не несет.
ТОП новостей
Еще
Сейчас читают
Новости компаний
без пафоса
Интервью
Опрос

Согласны ли Вы с тем, что людей с ВИЧ нужно лечить принудительно?

Подписка на новости

Нажимая на кнопку "Подписаться", вы подтверждаете своё согласие на получение рассылки по E-mail.

Отписаться вы сможете в любой момент.

Прислать новость