Ученые назвали топ-7 продуктов для здоровья и энергии зимой
вчера, 20:51 Общество
Смоленск стал молодежной столицей-2026, Челябинск лишь третий
вчера, 19:14 Общество
До -32: Синоптики рассказали о погоде в Челябинске 21 декабря
вчера, 18:20 Общество
Мария Гудошникова из Челябинска стала чемпионкой России по конькобежному спорту
вчера, 18:11 Общество
Семен Дер-Аргучинцев из «Трактора» переходит в московское «Динамо»
вчера, 17:01 Общество
В Челябинске зэк забросал судью бетонными шариками, возбуждено дело
вчера, 16:21 Происшествия
Челябинец оставил экс-супругу без дорогой иномарки, в шестой раз сев пьяным за руль
вчера, 16:15 Общество
Защитник Федор Крощинский покидает челябинский ХК «Трактор»
вчера, 13:47 Общество
В Челябинске накрыли склад с «левым» алкоголем на 950 тысяч
вчера, 13:35 Происшествия
В Челябинской области женщина засудила соседа по СНТ за кусачих пчел
вчера, 13:35 Общество
Свыше 600 единиц оружия собрано в Челябинской области для участников СВО
вчера, 13:22 Общество
В Челябинской области в ночь на 21 декабря прогнозируется до минус 37 градусов
вчера, 13:11 Общество
Алексей Текслер расширяет штат своей пресс-службы до 27 специалистов
вчера, 12:55 Политика
В Челябинске торгпреда осудят за подкуп организаторов питания в детсаду и школах
вчера, 12:16 Общество
Фиолетовый Урал: декабрь 2025 года отметится адскими холодами
вчера, 11:58 Общество
Создаем новогоднее настроение безопасно: как гирляндой не спровоцировать припадок
вчера, 11:42 Общество
В Челябинске сдали полтора километра дороги, которую делали 3 года
вчера, 11:24 Общество
Пьяного мужчину спасли во время ночной рыбалки в Челябинской области
вчера, 11:08 Происшествия
Движение по улице между двумя районами Челябинска закроют на несколько лет
вчера, 09:08 Общество
Снежный циклон покинул Челябинскую область: итоги и прогнозы
вчера, 08:57 Общество
На Южном Урале у пенсионера с деменцией через суд отобрали водительские права
вчера, 08:38 Общество
На улицы Челябинска выпустили «движущийся огонек»: найти его можно до 12 января
вчера, 07:55 Общество
Абросимов день: 20 декабря нельзя ходить в яркой одежде и веселиться
вчера, 07:35 Общество
Невероятные температурные качели ждут жителей Челябинской области
вчера, 07:11 Общество
Челябинский «Трактор» проиграл пятый матч кряду, уступив «Металлургу»
19 декабря, 21:23 Общество
Всплывает все больше неприятных деталей вокруг долгостроя в «путинском» поселке
19 декабря, 19:01 Общество
В Челябинске семь лет колонии дали виновнику ДТП, в котором погиб ребенок
19 декабря, 18:48 Общество
На Южном Урале пытавшийся проскочить на красный водитель сбил ребенка
19 декабря, 18:44 Происшествия
Бастрыкин велел доложить историю с долгостроем в «путинском» поселке на Южном Урале
19 декабря, 18:19 Общество
Путин лично изучит документы по недостроенному ФОКу в Челябинской области
19 декабря, 17:40 Общество
В Челябинске наказали водителя иномарки с блатными номерами за парковку под спецзнаком
19 декабря, 16:41 Общество
Известного челябинского застройщика просят признать банкротом
19 декабря, 16:35 Экономика
Челябинская чиновница пошла на повышение, став заместителем министра
19 декабря, 16:12 Политика
Высокопоставленному москвичу утвердили приговор за коррупцию в Челябинске
19 декабря, 15:58 Общество
Банк России снизил ключевую ставку до 16% с 16,5% годовых
19 декабря, 15:37 Финансы
ГАИ Челябинска провела рейд возле школ: 14 родителей получили «административку»
19 декабря, 15:32 Общество
Первый локализованный фронтальный погрузчик создали в Челябинской области
19 декабря, 15:10 Экономика
Услугу «Победы» по выбору мест для совместного с детьми перелета признали незаконной
19 декабря, 14:51 Общество
Итоги 2025 года с Владимиром Путиным: главные заявления
19 декабря, 14:26 Общество
Челябинскую область в выходные ждет «нестандартная» погода
19 декабря, 14:10 Общество

Почему в Челябинске нет велодорожек, и где их взять? Мнение архитектора

Общество
17 августа 2016 года, 16:45
- T +

За последнее десятилетие число велосипедистов в Челябинске возросло во много раз, но несмотря на интерес общества к этому спорту, власти пока не организовали даже минимальной сети велодорожек. Не дождавшись решений свыше, челябинские активисты решили самостоятельно создать план «велореволюции». Как окольцевать южноуральскую столицу велодорожками и никому не мешать, рассказала архитектор-урбанист, соорганизатор проекта «Дорогу Велодорогам» Наталья Пирогова.

- Мое первое знакомство с велосипедом, как и у многих, произошло в детстве. Мне кажется, проще найти человека, который учился кататься на трехколесном велосипеде, чем обладателя автомобильных прав. Однако как к городскому транспортному средству начала относиться серьезно лишь после стажировки в Нидерландах. Тогда каждый день мы передвигались на велосипеде: на работу, в продуктовый магазин, вечером – в центр города и обратно. Шли дожди, палило солнце, но город всегда был заполнен велосипедистами разного возраста и уровня достатка.

ПОКОРИТЬ САМЫЕ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ» СЕРДЦА…

- Днем рождения проекта «Дорогу велодорогам» можно считать наше первое публичное обращение к горожанам на интеллектуальной вечеринке Pecha Kucha в апреле 2015 года. Сама идея создать такое движение возникла пару лет назад, когда я начала собирать материал для дипломного проекта (анализ градостроительной ситуации, соцопрос фокус-групп, изучение аналогов). Дальше, недолго думая, решила проектировать велосеть для Челябинска. Параллельно консультировалась с голландским наставником. Тема покоряла даже самые «автомобильные» сердца и везде получала «зеленый свет». Поэтому после получения университетских корочек стало обидно все бросать. Я делилась идеей везде, где только могла и однажды на встрече Business Family Chelyabinsk встретила Кристину Клипфель. Разговор был долгий и продуктивный. С тех пор мы ведем дела проекта вместе. Кристина отвечает за развитие и продвижение проекта, я – за проектирование и общую идеологию.

На сегодняшний день наша организация добивается, чтобы в Челябинске появилась удобная и безопасная велосипедная инфраструктура. Мы работаем по нескольким направлениям: продвижение проекта сети велодвижения, который включает в себя дорожки, парковки, пункты проката; популяризация велосипеда в качестве средства передвижения и способа досуга; ликбез (ПДД).

АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ – «ПЕТЛЯ НА ШЕЕ» ЧЕЛЯБИНСКА

- Как архитектор я ценю масштаб велосипеда. Его скорость позволяет познакомиться с городом детально, его маневренность открывает новые места и маршруты, не доступные автомобилю. За городом, в парках это и досуг, и спорт. Я лично знакома с большим количеством челябинцев, передвигающихся большую часть года на велосипеде, каждый день на работу и обратно. Хотя вопрос сезонности довольно субъективный.

Для города преимуществом является масштаб велосипеда. Пропускная способность велодорожки в пять раз больше автомобильной полосы, а на месте одного автомобиля припаркуется десять велосипедов. Сейчас наш город идет по пути автомобилизации и «надевает себе петлю на шею». Так как сеть общественного транспорта не развита, а про альтернативные виды транспортных средств муниципалитет не думает всерьез. Представьте себе замкнутый круг: мы строим и расширяем дороги, условия становятся лучше, количество пользователей автомобилей увеличивается, и – опять пробки?! А расширять больше некуда (ведь город имеет красные линии и кадастровые границы), а потрачены огромные средства... 

В широком смысле, велосипед, вообще, полезная штука для социума. Как транспортное средство он не производит выхлопных газов. А как устройство с механическим приводом – помогает поддерживать кровеносную систему организма в тонусе, что особенно актуально для ведущих «сидячий» образ жизни. Еще есть прецеденты изменения социальной среды в местах транзита велосипедистов. Они в буквальном смысле «приглядывают» за заброшенными местами. Например, на «Заячьем» острове или по территории прилегающих лесопарков постоянно колесят велосипедисты. А там, где есть люди, шум и освещение, уже спокойнее.

ПОЧЕМУ НЕТ ВЕЛОДОРОЖЕК, И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

- Мне кажется, велосипедизация в России связана с влиянием моды и ростом урбанизации городов.Как мы выяснили в своем соцопросе 2015 года, именно отсутствие приемлемой велоинфраструктуры в Челябинске сдерживает использование велосипеда как повседневного транспорта. Так, 79% респондентов имеют велосипед, однако лишь 10% используют его не только для велопрогулок и занятий спортом, но и для будничных поездок.

Основной причиной, препятствующей более частым поездкам, является неприспособленность городских дорог и отсутствие велопарковок, на что указали более 70% опрошенных. При этом большинство респондентов имеют автомобиль. В опросе приняли участие 1 тыс. 447 челябинцев, преимущественно в возрасте 18-45 лет – самая экономически активная возрастная категория. Мы солидарны с мнением горожан о состоянии велоинфраструктуры в Челябинске.

Справедливости ради скажу: существует план велосипедных дорожек, разработанный муниципалитетом, более того, он частично реализуется. Например, велодорожка на Чичерина или велопешеходная дорожка на Университетской набережной. Однако это вовсе не сеть дорожек, более того, качество этой инфраструктуры не соответствует даже столичным стандартам, не говоря уже о зарубежных. Чтобы кардинально изменить ситуацию, думаю, нужен интерес власть имущих и участие грамотных проектировщиков и подрядчиков. Пример активной велосипедизации Москвы показывает, что это процесс политический, причем сверху вниз...

Еще было бы полезно активно вовлекать в процесс проектирования велосипедистов, автомобилистов и пешеходов. Это называется «соучаствующее проектирование» – оно активно распространено в США и Евросоюзе. Таким образом, мы могли бы создать проект, учитывающий мнение большинства заинтересованных сторон, и действительно помочь городу не просто как потребители его услуг, а как участники его жизни.

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа и многие другие региональные столицы развивают велоинфраструктуру и поддерживают велосипедизацию. Больше всего меня впечатлил опыт Кузбасса: в 2015 году стартовала акция «Тысяча велосипедов – детям Кузбасса», их получили уже 9 тыс. школьников.

Эта программа реализуется при поддержке депутатов, глав муниципалитетов и предприятий, бизнесменов. Безопасности и удобству передвижения на велосипедах в городах и районах Кемеровской области уделяется повышенное внимание: оборудуются велодорожки, устанавливаются знаки, наносится разметка, а также работают специальные велогородки.

ПЯТЬ КОЛЕЦ ВЕЛОВЛАСТИЯ

- Мы разработали градостроительное предложение по созданию велосети, охватывающей весь город и основные точки притяжения велосипедистов (парки, развлекательные и культурные центры, места работы и учебы). Основная идея: «кольцевая» велодорожка в каждом районе, проложенная через самые активные социальные точки. Мы предполагаем, что по благоустроенной сети можно будет быстро передвигаться, а для большей маневренности на велосипеде всегда можно «срезать» путь через дворы и пешеходные мосты. Пять «колец» мы соединяем и получаем замкнутую сеть, соединяющую все районы города. Проектное предложение согласовывалось с независимыми экспертами в области транспортного регулирования и областной Госавтоинспекцией, а главное – с велосипедистами, которые лучше всего знают ситуацию. Проект выставлялся на различных конкурсах,но поддержки властей не получил.

ВЕЛОСИПЕДИСТ VS ПЕШЕХОД

- Велосипедист – полноправный участник движения на автодороге, поэтому велосипедисты старше 14 лет должны ехать по проезжей части, в один ряд и как можно ближе к правому краю дороги, но не прижимаясь к бордюру. Тротуар – это место для пешеходов, поэтому старайтесь ездить только по безлюдным и широким тротуарам, обращайте особое внимание на выезды из дворов, арок, выходы из подъездов и магазинов, двери припаркованных машин. Я полностью поддерживаю решение о запрещении передвижения на велосипеде по пешеходной части улицы Кирова. Уровень культуры езды на велосипеде, к сожалению, не очень высок, поэтому приходится разделять различные скоростные потоки. Вообще, велосипедист должен передвигаться по оборудованной велосети, тогда он не будет мешать ни автомобилистам, ни пешеходам.

МЕЧТА ВЕЛОСИПЕДИСТА

- Мы мечтаем о городе, который не будет стоять в пробках, где можно будет гулять по широким тротуарам, комфортно и быстро передвигаться на общественном транспорте и, конечно же, на велосипедах.

Думаю, автомобиль удобнее использовать по необходимости. Замечательной идеей является использование электрокаров, но за городом – они все-таки занимают много места. К скоростным трамваям и метро наш проект «Дорогу велодорогам» относится с большим уважением.

Беседовал Сергей Боровинских,
фото из личного архива Натальи Пироговой

Общество / другие новости из раздела

Ученые назвали топ-7 продуктов для здоровья и энергии зимой Смоленск стал молодежной столицей-2026, Челябинск лишь третий До -32: Синоптики рассказали о погоде в Челябинске 21 декабря Мария Гудошникова из Челябинска стала чемпионкой России по конькобежному спорту Семен Дер-Аргучинцев из «Трактора» переходит в московское «Динамо» Челябинец оставил экс-супругу без дорогой иномарки, в шестой раз сев пьяным за руль Защитник Федор Крощинский покидает челябинский ХК «Трактор» В Челябинской области женщина засудила соседа по СНТ за кусачих пчел Свыше 600 единиц оружия собрано в Челябинской области для участников СВО В Челябинской области в ночь на 21 декабря прогнозируется до минус 37 градусов В Челябинске торгпреда осудят за подкуп организаторов питания в детсаду и школах Фиолетовый Урал: декабрь 2025 года отметится адскими холодами
Опрос