Мотоциклист погиб, улетев в кювет на изгибе дороги в Челябинской области
вчера, 20:51 Происшествия
На Южном Урале ожидается похолодание во вторые длинные выходные мая, зачастят циклоны
вчера, 20:41 Общество
Главный полицейский Южного Урала навестил ветерана Великой Отечественной войны и труженика тыла
вчера, 20:19 Общество
В Челябинской области на покупку жилья для сирот дополнительно направят 1,6 млрд
вчера, 19:58 Общество
Генерал Скоков и ветераны МВД возложили цветы к подножию монумента «Солдатам правопорядка»
вчера, 19:46 Общество
Одна пострадавшая после наезда автобуса в Снежинске скончалась, вторая в реанимации
вчера, 19:24 Происшествия
В Челябинске из-за резкого торможения троллейбуса пострадала пенсионерка
вчера, 18:57 Происшествия
В Челябинске движение по Воровского будет ограничено
вчера, 18:07 Общество
СРОЧНО! Группа компаний «Макфа» выпустила официальное заявление после решения о ее национализации
вчера, 18:02 Экономика
СРОЧНО! Суд удовлетворил иск Генпрокуратуры об обращении в доход государства имущества «Макфы»
вчера, 17:46 Экономика
Ветеран Великой Отечественной войны принял персональный Парад Победы в Челябинске
вчера, 17:42 Общество
История о жестокой драки школьников в Магнитогорске дошла до главы СКР
вчера, 17:34 Происшествия
Расписание электричек из Челябинска до Миасса и Златоуста временно изменится
вчера, 17:23 Общество
В Челябинске байкер пострадал при столкновении с кроссовером
вчера, 17:08 Происшествия
Однокрылую сову, спасенную в Челябинске, передали в зоопарк Ульяновска
вчера, 16:31 Общество
Первые отключения горячей воды в Челябинске отложили на неделю
вчера, 16:26 Общество
В Челябинске водителю стало плохо за рулем и он врезался в дом
вчера, 16:05 Происшествия
Серьезные перепады атмосферного давления ждут челябинцев в ближайшие сутки
вчера, 15:59 Общество
В Челябинской области военнослужащему дали 6 лет колонии за неуставные отношения
вчера, 15:31 Общество
В Челябинской области автобус сбил двух женщин, они попали в больницу
вчера, 15:17 Происшествия
Текслер наградил Гехт медалью «За заслуги перед Челябинской областью» II степени
вчера, 15:06 Общество
Госавтоинспекция рассказала, где в Челябинске ограничат движение в День Победы
вчера, 14:52 Общество
Георгиевская лента украсит телебашню Челябинска в День Победы
вчера, 14:37 Общество
Боец СВО из Челябинской области примет участие в Параде Победы в Москве
вчера, 14:34 Общество
Ночью 9 мая в Челябинской области прогнозируются сильные дожди и порывы ветра до 20 м/с
вчера, 14:22 Общество
Госавтоинспекторы нашли подростков, сбивших челябинку и скрывшихся с места ДТП
вчера, 14:18 Происшествия
Нападающий Александр Кадейкин стал игроком челябинского «Трактора»
вчера, 14:06 Общество
На День Победы в Челябинской области введен желтый код погодной опасности
вчера, 13:35 Общество
В Челябинске отдали под суд женщину, создавшую онлайн-наркомаркет
вчера, 13:14 Общество
Двойная вспышка класса Х произошла на Солнце, на Земле ожидаются мощные магнитные бури
вчера, 12:51 Общество
Алексей Заварухин покидает клубную систему «Трактора»
вчера, 12:41 Общество
Статистика: Жители Челябинска за коммунальные услуги летом платят хуже, чем в зимние месяцы
вчера, 12:34 Общество
Лист позора: Имена всех алиментщиков в России будут в открытом доступе
вчера, 12:21 Общество
Ирина Гехт: Не скрою, расставаться с Челябинской областью грустно
вчера, 12:08 Политика
Власти Челябинска рассказали, какие дороги планируют отремонтировать летом-2024
вчера, 12:02 Общество
Движение трамваев вглубь Металлургического района будет закрыто до 16 июня
вчера, 11:51 Общество
Жители Кыштыма обнаружили в реке труп объявленного в розыск мужчины
вчера, 11:37 Происшествия
С челябинских трамвайщиков требуют 80 тыс. за высаженного в сильный мороз ребенка
вчера, 11:29 Общество
Южноуралец пытался перебросить партию героина в колонию с помощью арбалета
вчера, 11:24 Общество
На Южном Урале бывшего чиновника отдали под суд за тяжелую травму у ребенка при падении с качели
вчера, 11:20 Общество

Почему в Челябинске нет велодорожек, и где их взять? Мнение архитектора

Общество
17 августа 2016 года, 16:45
- T +

За последнее десятилетие число велосипедистов в Челябинске возросло во много раз, но несмотря на интерес общества к этому спорту, власти пока не организовали даже минимальной сети велодорожек. Не дождавшись решений свыше, челябинские активисты решили самостоятельно создать план «велореволюции». Как окольцевать южноуральскую столицу велодорожками и никому не мешать, рассказала архитектор-урбанист, соорганизатор проекта «Дорогу Велодорогам» Наталья Пирогова.

- Мое первое знакомство с велосипедом, как и у многих, произошло в детстве. Мне кажется, проще найти человека, который учился кататься на трехколесном велосипеде, чем обладателя автомобильных прав. Однако как к городскому транспортному средству начала относиться серьезно лишь после стажировки в Нидерландах. Тогда каждый день мы передвигались на велосипеде: на работу, в продуктовый магазин, вечером – в центр города и обратно. Шли дожди, палило солнце, но город всегда был заполнен велосипедистами разного возраста и уровня достатка.

ПОКОРИТЬ САМЫЕ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ» СЕРДЦА…

- Днем рождения проекта «Дорогу велодорогам» можно считать наше первое публичное обращение к горожанам на интеллектуальной вечеринке Pecha Kucha в апреле 2015 года. Сама идея создать такое движение возникла пару лет назад, когда я начала собирать материал для дипломного проекта (анализ градостроительной ситуации, соцопрос фокус-групп, изучение аналогов). Дальше, недолго думая, решила проектировать велосеть для Челябинска. Параллельно консультировалась с голландским наставником. Тема покоряла даже самые «автомобильные» сердца и везде получала «зеленый свет». Поэтому после получения университетских корочек стало обидно все бросать. Я делилась идеей везде, где только могла и однажды на встрече Business Family Chelyabinsk встретила Кристину Клипфель. Разговор был долгий и продуктивный. С тех пор мы ведем дела проекта вместе. Кристина отвечает за развитие и продвижение проекта, я – за проектирование и общую идеологию.

На сегодняшний день наша организация добивается, чтобы в Челябинске появилась удобная и безопасная велосипедная инфраструктура. Мы работаем по нескольким направлениям: продвижение проекта сети велодвижения, который включает в себя дорожки, парковки, пункты проката; популяризация велосипеда в качестве средства передвижения и способа досуга; ликбез (ПДД).

АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ – «ПЕТЛЯ НА ШЕЕ» ЧЕЛЯБИНСКА

- Как архитектор я ценю масштаб велосипеда. Его скорость позволяет познакомиться с городом детально, его маневренность открывает новые места и маршруты, не доступные автомобилю. За городом, в парках это и досуг, и спорт. Я лично знакома с большим количеством челябинцев, передвигающихся большую часть года на велосипеде, каждый день на работу и обратно. Хотя вопрос сезонности довольно субъективный.

Для города преимуществом является масштаб велосипеда. Пропускная способность велодорожки в пять раз больше автомобильной полосы, а на месте одного автомобиля припаркуется десять велосипедов. Сейчас наш город идет по пути автомобилизации и «надевает себе петлю на шею». Так как сеть общественного транспорта не развита, а про альтернативные виды транспортных средств муниципалитет не думает всерьез. Представьте себе замкнутый круг: мы строим и расширяем дороги, условия становятся лучше, количество пользователей автомобилей увеличивается, и – опять пробки?! А расширять больше некуда (ведь город имеет красные линии и кадастровые границы), а потрачены огромные средства... 

В широком смысле, велосипед, вообще, полезная штука для социума. Как транспортное средство он не производит выхлопных газов. А как устройство с механическим приводом – помогает поддерживать кровеносную систему организма в тонусе, что особенно актуально для ведущих «сидячий» образ жизни. Еще есть прецеденты изменения социальной среды в местах транзита велосипедистов. Они в буквальном смысле «приглядывают» за заброшенными местами. Например, на «Заячьем» острове или по территории прилегающих лесопарков постоянно колесят велосипедисты. А там, где есть люди, шум и освещение, уже спокойнее.

ПОЧЕМУ НЕТ ВЕЛОДОРОЖЕК, И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

- Мне кажется, велосипедизация в России связана с влиянием моды и ростом урбанизации городов.Как мы выяснили в своем соцопросе 2015 года, именно отсутствие приемлемой велоинфраструктуры в Челябинске сдерживает использование велосипеда как повседневного транспорта. Так, 79% респондентов имеют велосипед, однако лишь 10% используют его не только для велопрогулок и занятий спортом, но и для будничных поездок.

Основной причиной, препятствующей более частым поездкам, является неприспособленность городских дорог и отсутствие велопарковок, на что указали более 70% опрошенных. При этом большинство респондентов имеют автомобиль. В опросе приняли участие 1 тыс. 447 челябинцев, преимущественно в возрасте 18-45 лет – самая экономически активная возрастная категория. Мы солидарны с мнением горожан о состоянии велоинфраструктуры в Челябинске.

Справедливости ради скажу: существует план велосипедных дорожек, разработанный муниципалитетом, более того, он частично реализуется. Например, велодорожка на Чичерина или велопешеходная дорожка на Университетской набережной. Однако это вовсе не сеть дорожек, более того, качество этой инфраструктуры не соответствует даже столичным стандартам, не говоря уже о зарубежных. Чтобы кардинально изменить ситуацию, думаю, нужен интерес власть имущих и участие грамотных проектировщиков и подрядчиков. Пример активной велосипедизации Москвы показывает, что это процесс политический, причем сверху вниз...

Еще было бы полезно активно вовлекать в процесс проектирования велосипедистов, автомобилистов и пешеходов. Это называется «соучаствующее проектирование» – оно активно распространено в США и Евросоюзе. Таким образом, мы могли бы создать проект, учитывающий мнение большинства заинтересованных сторон, и действительно помочь городу не просто как потребители его услуг, а как участники его жизни.

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа и многие другие региональные столицы развивают велоинфраструктуру и поддерживают велосипедизацию. Больше всего меня впечатлил опыт Кузбасса: в 2015 году стартовала акция «Тысяча велосипедов – детям Кузбасса», их получили уже 9 тыс. школьников.

Эта программа реализуется при поддержке депутатов, глав муниципалитетов и предприятий, бизнесменов. Безопасности и удобству передвижения на велосипедах в городах и районах Кемеровской области уделяется повышенное внимание: оборудуются велодорожки, устанавливаются знаки, наносится разметка, а также работают специальные велогородки.

ПЯТЬ КОЛЕЦ ВЕЛОВЛАСТИЯ

- Мы разработали градостроительное предложение по созданию велосети, охватывающей весь город и основные точки притяжения велосипедистов (парки, развлекательные и культурные центры, места работы и учебы). Основная идея: «кольцевая» велодорожка в каждом районе, проложенная через самые активные социальные точки. Мы предполагаем, что по благоустроенной сети можно будет быстро передвигаться, а для большей маневренности на велосипеде всегда можно «срезать» путь через дворы и пешеходные мосты. Пять «колец» мы соединяем и получаем замкнутую сеть, соединяющую все районы города. Проектное предложение согласовывалось с независимыми экспертами в области транспортного регулирования и областной Госавтоинспекцией, а главное – с велосипедистами, которые лучше всего знают ситуацию. Проект выставлялся на различных конкурсах,но поддержки властей не получил.

ВЕЛОСИПЕДИСТ VS ПЕШЕХОД

- Велосипедист – полноправный участник движения на автодороге, поэтому велосипедисты старше 14 лет должны ехать по проезжей части, в один ряд и как можно ближе к правому краю дороги, но не прижимаясь к бордюру. Тротуар – это место для пешеходов, поэтому старайтесь ездить только по безлюдным и широким тротуарам, обращайте особое внимание на выезды из дворов, арок, выходы из подъездов и магазинов, двери припаркованных машин. Я полностью поддерживаю решение о запрещении передвижения на велосипеде по пешеходной части улицы Кирова. Уровень культуры езды на велосипеде, к сожалению, не очень высок, поэтому приходится разделять различные скоростные потоки. Вообще, велосипедист должен передвигаться по оборудованной велосети, тогда он не будет мешать ни автомобилистам, ни пешеходам.

МЕЧТА ВЕЛОСИПЕДИСТА

- Мы мечтаем о городе, который не будет стоять в пробках, где можно будет гулять по широким тротуарам, комфортно и быстро передвигаться на общественном транспорте и, конечно же, на велосипедах.

Думаю, автомобиль удобнее использовать по необходимости. Замечательной идеей является использование электрокаров, но за городом – они все-таки занимают много места. К скоростным трамваям и метро наш проект «Дорогу велодорогам» относится с большим уважением.

Беседовал Сергей Боровинских,
фото из личного архива Натальи Пироговой

Общество / другие новости из раздела

На Южном Урале ожидается похолодание во вторые длинные выходные мая, зачастят циклоны Главный полицейский Южного Урала навестил ветерана Великой Отечественной войны и труженика тыла В Челябинской области на покупку жилья для сирот дополнительно направят 1,6 млрд Генерал Скоков и ветераны МВД возложили цветы к подножию монумента «Солдатам правопорядка» В Челябинске движение по Воровского будет ограничено Ветеран Великой Отечественной войны принял персональный Парад Победы в Челябинске Расписание электричек из Челябинска до Миасса и Златоуста временно изменится Челябинским школьникам рассказали о работе чекистов в военные годы Однокрылую сову, спасенную в Челябинске, передали в зоопарк Ульяновска Первые отключения горячей воды в Челябинске отложили на неделю Серьезные перепады атмосферного давления ждут челябинцев в ближайшие сутки В Челябинской области военнослужащему дали 6 лет колонии за неуставные отношения
Опрос

Какие у Вас планы на лето?

  • Выехать на природу, позагорать или искупаться
    28%
  • Ничего не делать, а просто расслабленно отдыхать
    11%
  • Поездка на автомобиле по разным городам
    7%
  • Дача, сад, огород
    45%
  • Еще не решил, подумаю позже
    9%

Всего проголосовало: 170

Все опросы