«Без олимпиад не может быть хорошего образования». Высказывание известного советского математика Павла Александрова, который, кстати, был одним из первых, кто начал развивать олимпиадное движение в послевоенные годы, актуально по сей день. Более того, именно эта элитная составляющая российского образования в наши дни набирает новый виток развития: президент РФ Владимир Путин в своих выступлениях неоднократно делал акцент на развитии системы отбора, подготовки и привлечения к научной деятельности и научно-техническому творчеству талантливых школьников и студентов. Да и дополнительная мотивация сегодня особо не нужна: современные дети и молодые люди ориентированы на жизненный успех, залогом которого является качественное образование, а участвуя в многочисленных олимпиадах, они стартуют в мир своих профессий значительно раньше, а главное – ярче. Это доказывает опыт ведущих вузов России, в том числе, Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ). Здесь ориентация на молодую науку, работа с будущими лидерами – это не просто задача, а кредо, «первое» правила, принципиальная позиция. Поэтому сегодня в материале Агентства новостей «Доступ» – об олимпиадном движении ЮУрГУ, его особенностях, итогах и развитии.
Официально самой первой считается олимпиада по математике, проведенная в 1934 году в Ленинграде. Именно она положила начало олимпиадному движению на территории бывшего Советского Союза. Более чем за 80 лет движение претерпело ряд изменений, но основная цель остается прежней – выявление одаренных обучающихся и развитие их творческих способностей. И это очевидно и логично, говорит ректор ЮУрГУ, доктор технических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, председатель Совета ректоров УрФО Александр Шестаков. Ведь сегодня олимпиада – это многогранное и позитивное явление. Плюсов, даже в случае поражения, всегда больше. Во-первых, это выход за границы обязательной программы по дисциплине: акцент в этом случае больше направлен на понимание, творческий подход, а не заучивание. Во-вторых, олимпиада всегда имеет соревновательный момент, поэтому развивает умение воспринимать борьбу конструктивно и правильно. В-третьих, участие в школьных олимпиадах дает льготы при поступлении в вуз, о чем ректор настоятельно напомнил абитуриентам и их родителям на большой встрече в главном корпусе вуза, которая состоялась в минувшее воскресенье, 2 июля.
О бюджетных местах, военной кафедре, сроках зачисления можно прочитать здесь.
ЮУрГУ уже на протяжении многих лет уделяет самое большое внимание олимпиадному движению, причем как школьному, так и студенческому. Благодаря участию университета в Программе повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров – «5-100» (в рамках мероприятий привлечения талантливых абитуриентов и развития системы поддержки талантливых студентов, подготовки и участия их в высокорейтинговых олимпиадах, конкурсах) было выделено дополнительное финансирование. Это позволило мотивировать студентов, расширить спектр их участия в олимпиадах, усилить подготовительную работу.
«Мы олимпиады поддерживаем во всех ипостасях, потому что те ребята, которые участвуют в олимпиадах, проявляют большую заинтересованность, можно даже сказать, любовь к тем предметам и той профессии, которыми они занимаются. Поэтому это так называемый "золотой фонд" нашего университета. Мы стараемся участвовать во всех студенческих олимпиадах, которые проходят в нашей стране. Начиная с регионального и окружного этапов и заканчивая всероссийскими и зарубежными интеллектуальными состязаниями. ЮУрГУ всегда находит средства, чтобы отправить ребят на олимпиады в города России, за рубеж. Мы также всегда поддерживаем преподавателей, которые готовят студентов к олимпиадам. У нас есть "стабильные" победы в олимпиадах по механике, по безопасности жизнедеятельности, по энергетике, строительству, по экономике, менеджменту, юридическим наукам; стандартно – по математике, физике и химии. То есть фактически по всем направлениям, которые у нас есть в университете. Последний понедельник каждого месяца собирается ученый совет университета, который начинается с вручения наград олимпиадникам. На это уходит не менее получаса – так много у нас победителей. Причем местный уровень мы не берем – награждаются призеры окружных и выше состязаний», – рассказывает Александр Шестаков.
Одним из внутренних этапов выявления и отбора одаренных студентов стала предметная олимпиада для студентов первого и второго курсов «Прометей». Соревнования проводятся по 17 различным предметам в течение всего учебного года, в несколько этапов. Первый (отборочный) этап по части предметов проводится дистанционно, на портале «Электронный ЮУрГУ 2.0», поддерживаемом Институтом открытого и дистанционного образования ЮУрГУ. По итогам этих состязаний студенты, продемонстрировавшие лучшие результаты, автоматически включаются в состав команд, защищающих честь университета на крупнейших региональных, российских и мировых олимпиадах и научных форумах.
В направлении школьных олимпиад ЮУрГУ выступил организатором крупнейшей в России Многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда».
«К нам четыре года назад обратился Союз машиностроителей Российской Федерации, для того чтобы мы организовали в масштабах России эту олимпиаду. Сегодня это самая крупная олимпиада в стране, в этом году в ней приняли участие свыше 250 тыс. школьников из 75 регионов. То есть очень немногие регионы в ней пока не заявлены. Являясь организатором олимпиады, мы ориентируем ее, опять же по требованию Союза машиностроителей, на инженерное дело. Эта проектная олимпиада: школьники не просто решают задачи по математике и физике, они по различным техническим направлениям делают такие проекты, которые в будущем дорабатываются и используются в реальных технических устройствах. Естественно, речь идет о талантливых ребятах, которые непременно сделают хорошую карьеру и внесут свою лепту в науку», – комментирует ректор ЮУрГУ.
Кроме олимпиад, проходящих в традиционной форме, студенты ЮУрГУ принимают участие в интернет-олимпиадах по информатике, теоретической механике, сопротивлению материалов, математике и физике. Весной прошлого года «троица» из Челябинска прошла в суперфинал международной олимпиады по математике. Она проводилась в форме компьютерного теста в режиме online, состязались около 6 тыс. участников из 187 вузов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.
Александр Шестаков уверен: впереди только развитие. «Что бы мы ни делали, у нас всегда есть ресурс для совершенствования. А путь понятен – поиск, поддержка и обеспечение пути талантливым ребятам к становлению и служению на благо общества, страны, человека», – заключил ректор.