В минувшие выходные южноуральцы впервые в этом году закликали весну. Вооружившись свистульками и обрядовыми песнями, челябинцы, почитающие традиции древних славян, устремились за город звать жаворонков и «гукать» предшественницу лета. Впрочем, поторопить наступающий сезон, как это делали наши пращуры, еще успеет каждый желающий – по народным поверьям, заклички весны традиционно проводились трижды. О хороводах, обрядах и славянской кухне – в истории Агентства новостей «Доступ».
Обряд – дело не только важное, но еще и увлекательное, особенно когда в него вложены всеобщие надежды. Это наглядно продемонстрировали первые воскресные «Заклички весны», на которые в частное подворье «Таежный хутор» съехались десятки челябинских семей и пока еще холостых парней и незамужних девушек. И все ради того, чтобы проводить последние недели зимы и позвать перелетных птиц.
«Правая рука сверху, левая снизу – правой отдаем, левой принимаем. Это – гармония. Потому что в нашей жизни одни умеют отдавать, но принимать не умеют, а другие наоборот – берут-берут, а отдавать не умеют. А когда мы в хороводе – мы гармонизируемся, отлаживаемся», – объясняет корреспонденту АН «Доступ» глубокий смысл вроде бы простого действа одна из организаторов воскресного праздника Марина Вилисова.
Ну, а дальше хоровод трансформируется в «Ручеек» – старинную игру, символизирующую таяние снега. Чтобы солнце поскорее согрело землю, «гукающие» весну должны встать парами, взяться за руки, поднять их вверх, изображая ручеек. «Как тает снег, так и мы по парам "текли" – сначала по солнцу, потом против солнца, в одну сторону, в другую – чтобы гармония была мужского и женского», – рассказывают участники обряда.
На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход ее могут пернатые. Так, память народная хранит поверье о том, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. Так что именно в этот день весну закликали во второй раз. Будет еще и третий – он, говорят, приходится на 7 апреля.
Впрочем, всему свое время, так что участники первых закличек вволю резвятся на свежем воздухе, вспоминая, как это делали пращуры. А в процессе некоторые непосвященные узнают глубинный смысл этих обрядовых игр. Вот, например, забава с подушкой. «Баба или девка, подпрыгивающая над большим веревочным узлом или подушкой на веревке, гоняемой по кругу, должна быть прыткой, сильной, выносливой. Тогда она может родить такого же мужчину», – поясняет одна из участниц закличек Марина из Магнитогорска.
Оказалось, эта гостья не просто, что называется, в теме. Женщина живо интересуется «белым пятнами» истории. В частности, казачьими традициями – казаки, говорит, были хранителями древнего знания:
«Сейчас это самое важное – знания древних соединить с достижениями науки. И объяснить древние обряды в свете новых открытий ученых. К примеру, вот почему та же "схема" русских хороводов, "ручейков" так перекликается … со строением ДНК? Или почему, когда людей много – даже если кто-то из них заболел – те же хороводы "лечили"? И отчего старики оставались долгое время бодрыми не по возрасту? Да потому что вместе с детьми всегда в игрищах участвовали».
Ну, а закончились все эти красивые обряды обращения к весне, солнцу и птицам обедом из блюд славянской обрядовой кухни: лапшевника (вкус этой запеканки из детства еще должен помнить каждый ребенок, ходивший в детсад времен СССР), рассыпчатой каши и свежемороженых ягод, блинчиков со сметаной и вареньем и чаем из лесных трав.
Угощения приготовил Александр Козодой – человек, знающий о традициях в еде почти все. Шеф-повар из Челябинска кормил спортсменов и гостей Олимпиады в Сочи.