Агентство новостей «Доступ» продолжает рассказ БЕЗ ПАФОСА о южноуральцах, которые делают этот мир лучше, светлее и добрее. И часто – на голом энтузиазме.
Каждый из нас изучал в школе, на уроках литературы, массу стихотворений, но немногие знают, что по соседству с нами, в Челябинске, живет состоявшаяся детская поэтесса Нина Васильевна Пикулева, которая уже много лет пишет стихи для детей, в том числе для самых маленьких. О том, как рождается стихотворение, откуда приходит вдохновение и как его не упустить – в интервью Агентству новостей «Доступ».
- Нина Васильевна, как началась ваша карьера поэта?
- Для меня слово «карьера» – холодное, из другой жизни, оно поддается расчету, а поэзия, она сродни природному явлению, которое нужно открыть в себе. Интуитивно идти в правильном направлении, еще не догадываясь о его существовании...
Меня с юности очень притягивала литература, потому что она касается души человека. Я всегда ощущала себя гуманитарием, хоть и получила после школы высшее политехническое образование. Но должна сказать, что математические знания вовсе не мешают быть поэтом, например в Челябинске живет ученый Константин Быструшкин, и для него математика и есть поэзия.
Начинала я с лирических стихов, что характерно для большинства авторов, а к детской поэзии пришла позже. Детская литература – дело, которое далеко не каждому по характеру и по силам, потому что настоящий детский автор – это не «разгильдяй» и не «монах», это – личность со своей гражданской позицией, благородством помыслов и собственных поступков, огромной любовью к детям, пониманием их и уважением к ним.
Далеко не у всех «взрослых» поэтов получается писать для детей. Например, Роберт Рождественский – я обожаю его стихи и песни для взрослых, но его попытка написать книжку для собственной внучки не удалась, стихи беспомощны, в них нет «живинки».
- Назовите ваше первое стихотворение.
- Оно было беспомощным, как новорожденный цыпленок. Я написала его в пятом классе, проба пера – про кошку и котят. Зато я поняла, что это трудно: сочинить так, чтобы и самому понравилось, и другим. А мое первое осознанное стихотворение появилось, когда мне было 20 лет. Всего четыре строчки, программные:
Я должна начинаться с заботы,
Со стремления, в день изо дня,
Чтобы в жизни хорошее что-то
Началось непременно с меня!
Приятно думать, что в жизни кое-что сделать и впрямь удалось – что-то в городе все же «началось с меня». Школы поэтической педагогики, к примеру, для грудных детей и мамочек. С 1995 года они легко вписались в жизнь, и с той поры их количество множится с каждым годом. Мое творчество близко к фольклору и материнской поэзии, которая всегда оставалась внутри семьи, не выходя к людям в каких бы то ни было публикациях. Потешки, прибаутки пришли к нам из уст наших бабушек-прабабушек, они помогали пестовать младенцев и учить их родному языку с пеленок. Но со временем их оставалось в народной памяти все меньше, а я взяла на себя смелость и труд не просто сохранить, но и приумножить запасы «изустных» жанров.
В детской поликлинике мамочке на первом же приеме скажут: не молчите с ребенком, ваш рот должен не закрываться, если вы хотите, чтобы он заговорил. А что говорить? Как говорить? Где это взять? Передо мной тоже стояли эти вопросы, и я все еще отвечаю на них всем своим творчеством – дарю свои агушечки, потешки, игры, прибаутки, колыбельные, уговорушки, засыпалочки-просыпалочки – этих слов, кстати, вы не найдете в словарях...
То, что 40 лет назад я стала первой на этой стезе и до сих пор не свернула с пути, наверное, и есть мое главное достижение. В самом начале меня не понимали издатели: нельзя публиковать подобные вещи для грудных детей, да еще с комментариями, потому что – это не литература. А ведь сегодня это настоящий полноценный пласт детской литературы, издатели его обозначают: от рождения до двух лет.
- Занимаетесь ли Вы прозой?
- Прозу я тоже пишу, однако, она… взлетающая, близкая к поэзии. Поэты с годами могут перейти на прозу, а прозаики – не начинают писать стихов обычно. Однако есть такие прозаики (имею в виду Михаила Пришвина), произведения которых можно назвать только стихотворениями в прозе. Я же к переходу в спокойную прозу пока не стремлюсь, потому что еще не все сказала в поэзии.
- Как строится творческий процесс – есть какой-то алгоритм или это неконтролируемый процесс?
- Слово «стихи» происходит, по-моему, от «стихия». Ты – как антенна, которая почти всегда готова улавливать настроение, дуновение ветра, свежее слово, которое может привести тебя в состояние взволнованности, и тогда начинает работать мысль. Александр Пушкин сумел описать это чувство: «Еще минута – и стихи свободно потекут…»
Однажды я шла по Челябинску со знакомым художником. Был май, цвели деревья. Повернув за угол самого непримечательного дома, он внезапно замер и потерял дар речи: он увидел великолепную, раскидистую, всю осыпанную белыми цветами яблоню и не смог просто пройти мимо. Он даже засмущался своего восхищения, но я его понимала. Это впечатление «вросло» и в меня вместе с очарованием яблони, и спустя некоторое время я написала эссе – стихотворение в прозе о яблоне-музе, которое все держалось на том настроении.
Однако осенью эту яблоню спилили и теперь очень горько видеть рогатку беспомощных веток загубленной яблони, на том самом месте, где рождалось чудо.
- Могут ли вдохновлять негативные вещи?
- Негатива всегда хватало во взрослой литературе. Потому как вопросов в жизни гораздо больше, чем ответов. А что касается нынешних авторов, среди них очень много авангардистов, которые предпочитают литературе «самовыражение» через бессмысленный негатив и агрессию. Однако если помнить, что литература – это искусство, а оно служит людям и помогает им совершенствоваться, то и негатив можно обратить в урок. Почему любят Достоевского? Его произведения входят в душу огромному количеству людей глубокой философией, в его книгах читатели находят ответы на свои вопросы.
- Что приносит вдохновение?
- Вдохновляет участие, интерес, когда от тебя ждут новых книг или стихов. Когда тебя встретили на улице и сказали: «У меня сегодня праздник, я вас встретил». Люди создают вдохновение чисто человеческим отношением. Искусство помогает передавать настроение на любое расстояние. Однажды у меня совсем не было сил, тогда я включила телевизор, где на праздничном концерте танцевал мальчишка-джигит. Когда я увидела его, то поняла, что парню дано это от природы. Только от этого танца я могла «взлететь» и несколько позже посвятила ему стихотворение.
- Как Вы относитесь к распространению ваших стихотворений в интернете?
- Если человек купил мою книгу, прочел, а после отсканировал ее и выложил в интернет, потому что хотел поделиться своей находкой – ну, конечно, это радует. Еще радует, когда стихотворение не просто поднимает настроение, а работает, к примеру, помощником массажиста. Есть у меня потешка:
Ой-ёй-ёй- ёечки!
Спал медведь на коечке,
Свесились с кроватки
Две босые пятки.
Увидала Мышка,
Мышка-шалунишка,
Влезла на кроватку –
Хвать его за пятку!
Массажисты приспособили его для работы с малышами, чтобы исправлять косолапость у детей.
А еще бывают детские научные работы, где на примерах моих потешек-прибауток дети показывают, сколько в русском языке самых разных суффиксов, особенно – уменьшительно-ласкательных. То, что в интерете много моих считалок, игр, стихов и потешек плавает бесфамильно, меня не огорчает – для того мы и пишем, чтобы они пригождались людям. Сама я выношу в интернет только то, что уже было опубликовано в моих книгах, а значит, авторство уже закреплено.
Огорчает другое: когда составители сборников без спроса включают в него произведения автора и не указывают имени. Потом люди говорят мне об этих сборниках: Нина Васильевна, а мы видели ваши стихи в таком-то издании, но они без вашего имени. Тогда я иду в магазин, покупаю для своей коллекции эту книгу, а если она дорогая, пишу в издательство, мне ее присылают и извиняются за составителей.
- Приносит ли прибыль творчество писателя?
- Я дожила до пенсии, с трудом сводя концы с концами, работая на нескольких «работах». И это обычная история для писателя, литература не кормит. Особенно, детская. И особенно, на периферии. Еще и поэтому детских авторов – раз-два и обчелся. Сегодня все издательства не государственные, а частные работают сами на себя, поэтому им невыгодно выращивать нового автора, потому что хорошо продаются только уже известные.
- Нина Васильевна, а как строятся Ваши книги?
- Книга – это очень тонкая структура, а не набор случайных стихотворений на разные темы. Начинающие авторы могут расположить стихотворения произвольно, но профессионалы знают, какое стихотворение нужно вынести вперед, какое будет раскрывать суть следующего за ним, а что хорошо в конце, в финале. Сегодня «пошла мода» – написал несколько стихотворений и сразу же «сложил их в книгу», а ведь они, написанные в одно время, могут вовсе не подходить для публикации в одном издании.
- Насколько я знаю, у вас есть стихи в стиле рэп?
- Да, а почему бы нет? Ритм нашего времени, ускорившийся до бега, в них узнаваем, и в этом ничего плохого. Дети на встречах не ожидают такого «поворота» разговора, сразу начинают улыбаться и слушают с невероятным интересом. Ну, как же не попробовать себя в роли рэпера? А ведь для этого нужно еще и читать без запинки, без сбоя ритма, а это довольно трудно. Я включила свой «рэп» в соучебник по русскому языку «Легкие правила», чтобы скрасить детям прописные истины и перечеркнуть множество сложностей «учебного процесса» шуткой, упражнением в стихах, загадкой, легким объяснением сути трудного правила. Не хотите прочесть стихотворение о приставках в стиле рэп? Попробуйте:
ПРИСТАВКА
Приставлена
К слову вплотную!
Но я её вижу,
Нашёл - и ликую:
Поехать, увидеть,
Отдать, помириться,
Допеть, досказать
Или договориться!
Попробуйте вместе
Со мною пройти –
И в каждом глаголе
ПРИСТАВКУ найти!
- Расскажите о вашем главном литературном герое Пинти Гру.
- Мне очень хотелось найти «героя нашего времени», чтобы подарить современному ребенку друга. Время сейчас такое, что научиться дружить – трудно, учиться – трудно, быть услышанным собственными родителями – трудно, им не до разговоров, у них ипотека и прочие хлопоты, а ребенок растет, и неизвестно, что у него в мыслях и на душе.
Я долго думала, каким он должен стать – друг всех детей? Чтобы доверить ему душу ребенка, ждущую внимания и уважения, чтобы он был для них авторитетом и не показным героем, а таким, с которым, как с папой, не страшно и, как с мамой, тепло и уютно? И вспомнила я о своем стихотворении, героем которого был волшебник Пинти Гру. Он появился в 1984 году, но тогда герой жил в прошлом. Я поменяла время и сделала его нашим современником, продумала биографию и главные черты характера. Найти их было мне нетрудно, у меня был отличный пример из жизни. Добрый, мудрый, веселый выдумщик, любящий и понимающий детей. Его прототипом стал мой папа.
Пил чай и хворост хрумал
Волшебник Пинти Гру.
И вдруг – игру придумал,
Колючую игру!
Обрадовался Кактус:
- Ура, ура, ура!
Да здравствует Колючая,
Колючая игра!
Мы Ёжика и Пчёлку
В игру свою возьмём
И хвойную иголку
Под ёлкою найдём!
- Слова нужны? Какие? –
Услышала Сова,
- Волшебные? Простые?
- Колючие слова!
Бежали дети мимо,
Их бабушка звала:
- А нос у Буратино –
Колючие слова?
Строители шагали,
И вместо «Как дела?»
Слова нам подсказали:
Вот – гвоздь, а вот – пила!
А вы-то что ж молчите,
Вы любите играть?
Колючие словечки
Идёмте собирать!
Вышло уже шесть небольших книжек серии «Мой друг – волшебник Пинти Гру» Каждая из них – это одна жизненная ситуация, из которой нужно и можно выйти непременно с хорошим настроением. Внешний вид Пинти Гру создан челябинской художницей Юлией Двойрис. Пинти Гру похож на студента, а вообще он – молодой ученый и поэт. Я поселила его не в столице, а рядом я нами, на Южном Урале:
А он живет – поблизости,
Живет и ходит рядом,
И очень просто до него
Достать весёлым взглядом!
И мы вчера узнали:
Живет он на Урале,
И каждый кто узнал,
Запел: - Ураааа! Урал!
- У вас есть любимое стихотворение среди собственных?
- Любимым бывает то, которым ты сейчас живешь. Давайте я прочту стихотворение-портрет. Только не удивляйтесь – я в нем превращаюсь в... трамвай.
Я умею
ЛЕТАТЬ
Трамвай говорит,
Подъезжая, звеня:
- Я еду, я тут! Я тут!
Одни пассажиры
Покинут меня,
Другие вот-вот войдут.
И я разбегусь,
И на всех парусах
Над рельсами поднимусь!
Послышится: «Ах!
Мы летим в облаках?!»
А я высоты – не боюсь.
И пусть вы не видите
Крыльев моих,
Не видите крыльев моих –
Они не дадут
Ни упасть, ни пропасть,
Когда вы поверите в них.
- Нина Васильевна, есть ли сегодня у людей потребность в поэзии?
- Есть! Как есть и немало людей, пишущих стихи. Хотя литературной среды, которую создавали литературные объединения во времена СССР, практически нет и молодой автор не может услышать мнения собратьев по перу, но любовь к поэзии в русском человеке живет. И чаще – в среде интеллигенции.
- Нужно ли популяризировать поэзию и как это делать?
- Да, это необходимо. При Союзе писателей СССР было Бюро пропаганды художественной литературы. Нам выдавали путевки в самые разные аудитории для выступлений, литературных встреч. Авторы приходили и в цеха во время обеденного перерыва, и на фабрики, и на полевые станы. И люди расходились после с просветленными лицами. Сейчас этого остро не хватает. И люди становятся все приземленней. После распада СССР писатели попытались восстановить эту систему, но не получилось.
Сергей Боровинских,
фото из личного архива Нины Пикулевой