В Челябинской области силами регионального отделения «Народного фронта» разработана и опубликована методичка для заемщиков о том, как правильно разговаривать с коллекторами. Несколько полезных советов – в материале Агентства новостей «Доступ».
1. Если коллекторы звонят вашим родственникам.
Знайте, что никакой ответственности за долги своих родственников вы не несете. В случае поступления требований об оплате долгов за родственников вы должны попросить должника обратиться в банк с заявлением об отзыве ваших персональных данных, указанных в анкете на получение кредита, а также вы можете самостоятельно обратиться в правоохранительные органы с требованием разобраться в правомерности действий тех, кто причиняет беспокойство.
Помните, что коллекторские агентства не являются государственными органами, наделенными полномочиями. Вся их работа направлена на запугивание, основанное на правовой неосведомленности населения и нежелании защищать свои права.
2. Если в ваш адрес поступила угроза: «Мы придем и опишем ваше имущество».
К вам домой могут прийти исключительно судебные приставы, имея на руках вступившее в законную силу решение суда о взыскании долга и постановление о возбуждении исполнительного производства. Подобные угрозы имеют исключительно психологическое воздействие. Но если коллекторы намереваются зайти в вашу квартиру для описи имущества, смело можете вызывать по телефону полицию и заявить о факте незаконной угрозы.
3. Если в ваш адрес поступила угроза: «Не заплатите – останетесь без дома».
Обращение взыскания на ваше жилище возможно только по решению суда и только в случае, если оно не является единственным, пригодным для проживания. Обращение взыскания на единственное недвижимое имущество, пригодное для проживания, допускается по закону, если жилище является предметом залога (ипотеки) по данному долгу. Во всех остальных случаях неприкосновенность единственного жилья гарантирована законом, и вы ни при каких обстоятельствах не можете оказаться на улице.
4. Если в ваш адрес поступила угроза: «Мы заявим иск с пенями, штрафами и судебными издержками».
Суд снижает пени, штрафы и неустойки за просроченный долг до минимальных размеров, а отдельные виды неустоек вообще являются незаконными. Судебные издержки также подлежат снижению пропорционально сниженным пеням и штрафам и состоят из государственной пошлины, размер которой символичен. Если коллекторы или банк направят иск в суд о взыскании с вас денежных средств, вам необходимо обратиться к услугам адвоката или квалифицированного специалиста, который поможет снизить угрозу взыскания пеней, неустоек или штрафов до разумного минимума.
5. Если в ваш адрес поступила угроза: «Мы будем жаловаться вашим родственникам и руководству».
Направьте в банк официальное письмо, которым вы аннулируете предыдущее согласие на распространение ваших персональных данных, банковской тайны, а также запретите банку использовать данные ваши и ваших близких.
При таких обстоятельствах передача и использование указанных данных коллекторами будет приравниваться к нарушению статьи 137 Уголовного кодекса РФ (нарушение неприкосновенности частной жизни, незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия).
За разглашение банковской тайны, которую составляет информация о счетах и вкладах, ответственность предусмотрена статьей 183 Уголовного кодекса РФ, и коллекторы не имеют права разглашать вашим близким и руководству сумму вашего долга.
6. Если в ваш адрес поступила угроза: «Вы не боитесь за здоровье своих близких?»
На такие угрозы нужно реагировать незамедлительно. В правовом государстве не должно быть места «организациям», занимающимся запугиванием населения. В случае, если к вам применят методы «сбора денежных средств» в виде угроз жизни и здоровья, постарайтесь записать разговоры на диктофон, узнайте координаты коллектора и сделайте распечатку входящих звонков у оператора связи. Затем обратитесь с заявлением о возбуждении уголовного дела в полицию по факту угрозы физической расправы над вами или вашими близкими. При подобных нарушениях вам необходимо также обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и Центральный Банк Российской Федерации, где существует интернет-приемная по работе с обращениями граждан.