В России завершается Год экологии. Профильное министерство Челябинской области подводит итоги проделанной работы, промпредприятия получают все больше штрафов за несоблюдение экологических требований, а местные активисты намереваются два дня гулять по центру города в противогазах и с масками на лицах в надежде, что их увидит президент Владимир Путин, который собирается в столицу Южного Урала на российско-казахстанский форум. Инстинкт самосохранения против экономической выгоды, борьба между двумя «Э» – экономикой и экологией, тревожная демографическая статистика и миллиардные налоговые поступления в бюджет – ученые и эксперты со всей России встретились в челябинском филиале РАНХиГС, чтобы обсудить социальное, экологическое и экономическое развитие региона. Корреспондент Агентства новостей «Доступ» весь день слушал доклады спикеров, которые пришли к однозначному выводу: экологию Челябинской области спасет экономика, а точнее, топовые промышленные предприятия: например, Магнитогорский металлургический комбинат, «Фортум» и Русская медная компания. К слову, последняя за пять лет вложила в природоохранные мероприятия более 8 млрд рублей.
ЭТО НЕ ЧАЯНИЯ ЭКОЛОГОВ, ЭТО СЛОВА ПРЕЗИДЕНТА
«Устойчивым» принято называть развитие, удовлетворяющее потребности нынешнего поколения и сохраняющее окружающую среду, ее ископаемые и живые ресурсы, чтобы обеспечить максимальный потенциал роста. Экономика и экология – это два приоритета, которые должны идти бок о бок.
«Идею устойчивого развития стран начали активно обсуждать в 60-70-х годах прошлого века. Развитые города "пропустили" через жесткий экологический фильтр. В 62-м году парламент Великобритании массово ушел в отставку только потому, что в Лондоне пару дней держался удушающий смог. Что касается России, то для нас экология сегодня – это экономика природы. Очевиден факт – мы нарушили баланс биосферы и техносферы, поэтому настоящая цель – гармонизация отношений природы и человека. Мы можем стать первым поколением, которое победило нищету и последним поколением, у которого еще был шанс спасти планету», – заявил доктор биологических наук, профессор, руководитель Центра устойчивого развития и здоровья среды Владимир Захаров.
По мнению спикера, политика должна быть экологизирована, а экономика стать «зеленой». «Вот к этому мы и идем. И это уже не чаяния экологов-активистов, это слова президента», – подчеркнул московский гость.
На Госсовете по экологии, заседание которого состоялось в конце 2016 года, было принято решение разработать систему сводных расчетов загрязнения атмосферы, включая квотирование выбросов. С этим поручением региональное министерство экологии работало весь год.
В ЧЕЛЯБИНСКЕ ДВЕ ПРОБЛЕМЫ – ВОЗДУХ И МУСОР
Представитель Минэкологии Челябинской области Яна Куприянова сообщила, что в Год экологии в регионе состоялось 84 профильных мероприятия, в том числе 19 – федерального уровня. В 2017 году на природоохранные цели было направлено более 2,5 млрд рублей. «У нас самые острые проблемы – качество воздуха и утилизация отходов. Что касается последнего, то на протяжении всего года мы внедряем принципиально новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, которая делит область на шесть кластеров. В каждом из них будут созданы современные объекты для обращения с ТКО, отвечающие всем требованиям законодательства, и будет определен региональный оператор. Так, в магнитогорском кластере в рамках государственно-частного партнерства уже закончено проектирование современного полигона и мощностей по переработке ТБО, а также выбран региональный оператор. В ближайшее время будет объявлен конкурс по поиску регоператора в челябинском кластере», – сообщила Куприянова, добавив, что до 2021 года в регионе ликвидируют все несанкционированные свалки. На эти цели направят еще более 1,5 млрд рублей.
Что касается атмосферного воздуха, по словам Куприяновой, ситуация улучшилась. «За шесть месяцев количество дней с НМУ заметно меньше, чем за этот же период в 2016 году (150 дней). В этом году было два продолжительных периода НМУ – январский (около двух недель) и августовский. Предприятия обязаны принимать меры по снижению выбросов на 15-20% в эти периоды. Мы сделали расчет квот для каждого завода и фабрики», – заявила представительница Минэкологии.
Впрочем, по словам представителя Томского государственного университета Александра Адама, квоты на выбросы не решат проблему. «Ужесточение нормирования выбросов и сбросов загрязняющих веществ – это узкий взгляд на проблему. Широкий – модернизация и внедрение системы лучших доступных технологий. Речь идет о тех из них, которые в максимальной мере обеспечивают охрану окружающей среды и сбережение ресурсов. И вводить надо не квоты на выбросы, а технологический норматив на одну единицу продукта (глины, воды, песка)», – добавил ученый, подчеркнув, что сейчас заводы в Англии работают в черте города, однако они не вредят окружающей среде, так как в производстве используются современные наработки. К этому семимильными шагами идут, в частности, Магнитогорский металлургический комбинат (предприятие вошло в ТОП-10 экологического рейтинга России – Прим. АН «Доступ») и Русская медная компания.
Именно эти промышленные гиганты, по словам ведущего научного сотрудника ЧелГУ Сергея Гордеева, спасут экологию. Статистика показывает, что Варненский и Пластовский районы (территории присутствия компании РМК – Прим. АН «Доступ») в последние годы занимают верхние строчки регионального рейтинга качества жизни – это касается и зарплат, и социальной сферы, и экологии. Добыча металлических руд приносит самые большие налоговые поступления в областной и федеральный бюджеты.
НОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ РЕШИТ ПРОБЛЕМЫ СО СТАРЫМ
Современные реалии ставят перед промышленниками новые сложные задачи: не только развивать производство и экономику, но и обеспечивать нормальную экологическую обстановку. Причем, речь идет как о снижении нагрузки на окружающую среду действующих предприятий и создании новых производств, так и о постепенной ликвидации накопленного экологического ущерба. Ярким примером такого решения экологических, экономических и социальных задач является проект рекультивации Коркинского угольного разреза с участием строящегося Томинского горно-обогатительного комбината.
Профессор кафедры гидрогеологии Уральского государственного горного университета Ольга Гуман говорит, что решение, предложенное Русской медной компанией, действительно приведет к позитивным итогам: «Перелива карьера не будет, в течение ближайших 300 лет депрессивная воронка не окажет влияния на затопление города».
Напомним, Коркинский угольный разрез – самая большая искусственная яма в Евразии – на протяжении десятилетий «кормил» весь Коркинский район. Но сейчас разрез, где прекратилась добыча угля, является источником серьезнейших экологических и социальных проблем. Эндогенные пожары и оползневые процессы представляют угрозу для населения, а закрытие крупного предприятия лишает сотни коркинцев работы.
Для решения масштабной экологической проблемы РМК планирует использовать закладочный материал, произведенный на основе хвостов обогатительной фабрики Томинского ГОКа. Для координации этих работ по распоряжению правительства Челябинской области сформированы рабочие группы под руководством губернатора. В их состав вошли представители научных и государственных организаций. По поручению Бориса Дубровского создана «дорожная карта» организации работ по ликвидации выработки угольного разреза «Коркинский».
На исполнение плана, по данным разработчиков технологии, уйдет 23 года, и к 2040 году на месте чадящего котлована должен появиться большой пруд.