В Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете завершилась VI Международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики» – ее участниками стали свыше 450 человек, из которых более 350 присоединились онлайн, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на пресс-службу вуза.
За время подготовки оргкомитет мероприятия получил более 80 статей от авторов из 22 регионов страны – Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска, Екатеринбурга, Красноярска, Камчатского края, Пензы, Курска и других городов. Также в работе конференции приняли участие ученые из Словакии, Чехии, Республики Беларусь, что подтвердило ее статус как международного мероприятия.
У посетителей была уникальная возможность не только узнать обо всех современных разработках, но и лично познакомиться с создателями учебников, заданий к ЕГЭ и ОГЭ, задать все интересующие вопросы.
По словам декана естественно-технологического факультета ЮУрГГПУ Серафимы Левиной, целью конференции было озвучить новшества в современном естественнонаучном, химическом образовании, чтобы выпускники вуза «не чувствовали себя обделенными, попадая в ту или иную область химии»
Открыла конференцию ректор университета Татьяна Чумаченко. Она отметила, что мероприятие затрагивает наиболее острые вопросы, связанные с модернизацией системы образования на всех его уровнях, а у участников появляется уникальная возможность на семинарах и мастер-классах узнать о новых методах, приемах, направленных на развитие химических знаний, способах их проверки, вариантах мотивации ребят к обучению химии.
«Первая конференция прошла в стенах ЧГПУ в 2003 году и называлась “Проблемы и перспективы развития химического образования”. С тех пор на время проведения мероприятия Челябинск превращается в химическую столицу России. Обсуждаемые вопросы соответствуют современным вызовам и требованиям, в том числе и тем, которые поставила перед обществом пандемия. Большое внимание уделяется организации дистанционного обучения, вопросам проведения химических экспериментов с привлечением цифровой образовательной среды».
С приветственным словом к участникам конференции обратилась и председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии, главный редактор журнала «Химия в школе» Людмила Левина:
«Очень важно на этой конференции, что организаторы пытаются всеми силами консолидировать два серьезных сообщества – ученых-химиков и ученых-методистов. Постепенно идет некое сближение, они начинают слышать и слушать друг друга, понимать и взаимодействовать. Все начинается в педагогическом университете. Если в школу придут работать увлеченные, вдохновленные и заинтересованные учителя, за ними потянутся и ребята. Я считаю, что личность педагога никто не отменял. Именно он должен увлечь, развить любовь к химии и науке в целом».
Далее для участников была организована работа секций, дискуссионных площадок по различным направлениям, состоялись научно-практические семинары и мастер-классы. Специалисты обсудили результаты школьников при обучении химии в условиях цифровой образовательной среды, инновационные модели и практики химического и химико-педагогического образования, внеурочную деятельность, систему дополнительного образования школьников в области естественнонаучного образования и многие другие вопросы.
Так, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Георгий Лисичкин в своем докладе рассказал о существовании специальных химических способностей у ребят, разработанных тестированиях для их определения и обнаружения недостатков. Также он в своем выступлении отметил: «Все определяется мастерством учителя, который, с одной стороны, должен хорошо знать предмет, с другой – любить детей, с третьей – владеть методикой преподавания. Если в школе есть такой педагог, то все будет в порядке».
О важности роли учителя отметили и другие приглашенные гости. Так, профессор кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий МПГУ Павел Оржековский сказал: «Когда педагог не формирует у детей опыт познания реальности и химических явлений, а начинает рассказывать основные положения тех или иных теорий, то только нагнетает обстановку. Чтобы увлечь школьников, учителю необходимо помогать им самостоятельно изучать предмет».
«Кем бы вы в жизни ни стали, необходимо понимать, насколько в современном мире важны материаловедение, экология и безопасность. Не понимая, что такое химические процессы и как они проходят, невозможно стать специалистом в других областях. В основе всего лежат химические знания», – отметил профессор, заведующий кафедрой общей химии факультета физико-математических и естественных наук Российского университета дружбы народов Виктор Давыдов.
Отметим, что все ученые, методисты, преподаватели и учителя отмечают важность проведения конференции: «Живой диалог очень важен для участников. Одно дело – просто читать научные статьи, и совсем другое – смотреть в глаза автору, обсуждать. Кулуарные беседы, пленарные заседания, секции – это обычная научная жизнь, которую, к сожалению, урезала пандемия», – поделился впечатлениями Виктор Давыдов.
Напомним, что организаторами конференции выступали министерство образования и науки Челябинской области, комитет по делам образования города Челябинска, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Фото Людмилы Бородулиной, официальный сайт ЮУрГГПУ