Вселенная по имени Вертинский предстала перед зрителями фестиваля «CHELoВЕК театра» во второй день фестиваля – постановку «Я сегодня смеюсь над собой…» по мотивам автобиографии легендарного певца-шансонье привез на Южный Урал Долгопрудненский театр «Город», передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Дамир Бахтиев и концертмейстер Екатерина Колесникова с первых тактов, с первых слов увлекают зрителя в необычное путешествие по жизни артиста, который и артистом-то стал, в общем-то, случайно, пытаясь не пропасть без денег и связей дореволюционной Москве. Детство в Киеве – разлука с сестрой после смерти родителей (ему сказали, она умерла, сестре про него сказали то же. Зачем это было надо теткам, они, волшебным образом нашедшие друг друга, не могли понять всю жизнь) – богемная жизнь в столице – служба в санитарном поезде в Первую мировую (35 тысяч сложнейших перевязок, которые Бог, похоже, конвертировал в аплодисменты) – триумф на большой сцене – революция – отбытие из России (нет, это не было бегством, но что заставило его подняться в Севастополе на судно. Отплывающее в Константинополь, Александр Николаевич тоже не мог объяснить) – долгие годы жизни человека без Родины (Турция-Румыния (страна смычка и отмычки)-Германия-Польша-Палестина-Китай…) – и в ноябре 43-го казавшееся уже невозможным возвращение на Родину, где он умер в 1957.
Это режиссерское решение – не рассказывать о жизни Вертинского в Советской России – вызвал вопросы у зрителей (поскольку «CHELoВЕК театра» – фестиваль-лаборатория, то в конце каждого спектакля зрителям предлагается пообщаться с артистами). Дамир Бахтиев, блистательно воплотивший образ самоироничного, доброго, но крайне язвительного шансонье, попытался объяснить позицию постановщика.
«Он (Вертинский. – Прим. АН "Доступ") вернулся в страну, к которой он не был готов. На него не было гонений, нет, он работал в Госконцерте, он давал 200 (!) концертов в год – правда, не в Москве и Санкт-Петербурге, а в угольных шахтах и за Полярным кругом. Люди его очень любили. Но его не издавали, о нем не писали, не давали премии, и это его очень обижало. В письмах, воспоминаниях сквозит горечь и разочарование. Режиссер предпочел об этом не говорить», – сказал Дамир.
Моноспектаклю о Вертинском уже восемь лет, но артист до сих пор помнит, как все начиналось: «Честно говоря, когда мы это затевали, я очень испугался. Есть такие люди, которых невозможно повторить, просто какие-то уникальные, мы попытались, преодолевая страх, через собственное чувство войти в этот мир Вертинского, а там оказалась целая Вселенная! А когда ты начинаешь петь его стихи, петь его песни, читать письма и воспоминания, ты открываешь огромный художественный мир, который нам мало известен. Целую сокровищницу, которая ценна и важна для каждого человеческого сердца», говорит Дамир Бахтиев и признается: «Я надеюсь, что он, мой "Вертинский", стал лучше. Все-таки восемь лет – серьезный срок, за это время человек меняется, начинает по-другому чувствовать – более тонко, более объемно».
В воскресенье, 4 марта, челябинцев приглашают:
- Владимирский академический областной драматический театр – в 15.00 в НХТ (пр. Ленина, 19) будет сыгран моноспектакль-фантазия по мотивам трагедии У. Шекспира «Сны Гамлета»;
- театр «Самарская площадь» в 17.00 представит комедию «Вишневый сад» А.П. Чехова на сцене Челябинского государственного драматического Камерного театра (ул. Цвиллинга, 15);
- Озерский театр драмы и комедии «Наш дом» (ЗАТО, Челябинская область) в 21.00 представит зрителям Нового Художественного театра «бузу, бурду, браваду» под названием «А была ли певица?» (Э. Ионеско)
ВСЯ АФИША ФЕСТИВАЛЯ – ЗДЕСЬ
Не могли зрители не задать и вопрос о том, как создавался внешний образ – ведь видеозаписей выступлений шансонье не сохранилось.
«Но, слава Богу, есть роли, которые он сыграл в советском кино, есть фотографии – есть ряд фото, где он в сером костюме слайд-шоу, где у него руки по-разному, и это очень помогло понять куда идти. Хочу еще подчеркнуть, что мы же в театре, мы не делаем реконструкцию, документальное кино – мы пытаемся собрать образ художественный, пропущенный через себя…» – добавляет Бахтиев.
От лица непрофессионала – самого обычного зрителя, который в театре бывает не чаще раз трех-четырех в год, могу сказать, что получившемуся образу веришь. В игре артиста нет фальши и нет надрыва, зато хоть ложкой ешь хулиганства и баловства. Все спасают чувство меры артиста, бездна самоиронии (и Вертинского, и Бахтиева), а еще прекрасное музыкальное сопровождение (концертмейстер в этой постановке, пожалуй, не только «фон», но полноправное действующее лицо).
«Спасибо за оценку. Не знаю, может сам Александр Николаевич присматривает за своим "представителем" оттуда, сверху…» – шутит (а может, и нет) долгопрудненский гость, и зрители отпускают его, наконец. Хотя хотелось бы слушать и слушать еще.
VI международный театральный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «CHELоВЕК театра» проходит под патронатом главы Челябинска и Челябинской городской Думы, при поддержке Управления культуры города. Его организаторы – Новый Художественный театр и Челябинское областное отделение СТД РФ. Это фестиваль для тех режиссеров, для которых работа с актером является первейшей задачей и для которых театр – это, прежде всего, искусство актера.
Ольга Бороденок,
фото автора и с официального сайта фестиваля «CHELoВЕК театра»