Древний праздник Сабантуй в Челябинской области – один из самых любимых, о чем свидетельствует постоянно растущий поток его гостей – так, в 2019 году площадку в Троицком районе посетили более 30 тыс. человек, причем не только жителей Южного Урала – буквально всех его уголков, но и соседнего Казахстана, и Республик Татарстан и Башкортостан. Как и последние несколько лет, Сабантуй стал яркой точкой большой мусульманской конференции «Расулевские чтения». Чем радовал Сабантуй-2019 – в репортаже Агентства новостей «Доступ».
Прежде всего, плюсик организаторам, которые грамотно организовали площадку: по сравнению с прошлым годом народу было не меньше, но при этом совершенно не возникало ощущения скученности, которое помешало в полной мере насладиться праздником в 2018 году. Нынче же желающие ощутить простор башкирских степей могли быть довольны: поле, над которым плывет сладкий запах чабреца, стало прекрасной локацией для любимого праздника.
Декорации и звуковое сопровождение традиционно не подкачали: яркие краски юрт, шатров и национальных костюмов, протяжные звуки напевных песен и задорные мелодии народных инструментов – курая, думбыры и баяна, тонкие, почти неуловимые глазом движения рук башкирских танцовщиц и резкие выпады удалых джигитов, – все это не оставляло равнодушным ни взрослых, ни детей, которые непроизвольно начинали пританцовывать или хотя бы кивать в такт…
Характер у праздника таков, что даже суровые чиновники расплываются в широких улыбках – а как иначе, когда гостеприимство хозяев буквально зашкаливает.
Так, заглянувший на огонек руководитель Челябинской области Алексей Текслер, обойдя все подворья, признался, что с трудом взял себя в руки и стал очень вежливо отказываться от угощения, потому что понял, если уважит всех – до последней юрты просто не дойдет.
«Сабантуй – очень яркий праздник, замечательные люди, дружелюбные, я получаю сегодня огромное удовольствие. Невозможно отказать людям в гостеприимстве – это самое сложное. Я обошел все юрты, все шатры, посмотрел самобытную культуру народов, которые живут в нашем регионе, а также гостей из Башкирии, Татарстана. Это в том числе и кулинарные традиции. В одной из юрт на столе было выставлено – шутка ли! – 40 с лишним наименований изделий!» – восхищается Алексей Текслер.
Впрочем, 40 – это не так уж и много. Так, у хозяйки подворья Чебаркульского района Альфии Шараповой, руководителя народного коллектива «Дуслык» из поселка Бишкиль, на столе около 60 блюд: «И еще во дворе на чайном столе несколько видов пирожков с ягодами, но это так, баловство», – говорит хозяйка и предлагает отведать тутырмы – конской ливерной колбасы, кумыса, эчпочмака, кыстыбыя или хотя бы кокае – пресных пирожков с разными начинками, которые готовятся на раскаленной сковороде.
«Это мало, конечно, – извиняется хозяйка, – времени не хватило, обычно мы на стол до ста блюд готовим. Прежде всего, конечно, мясо: говядину, гусятину, курицу и конину. Вот, попробуйте казылык – конскую колбасу. Из напитков, как положено, кумыс – кобылье молоко, буза, разные виды чая на травах. А вот еще блюдо есть у нас такое, из разряда "когда гости на пороге", аумеля: всегда в доме есть сметана, ставим ее на огонь, добавляем соль, муку и мешаем минут 15. Получается сытное блюдо, которое на хлеб, например, можно намазать – в ожидании основного блюда», – улыбается Альфия Шарапова.
К слову, именно по консистенции и вкусу аумеля, говорит она, можно определить сноровистось хозяйки: из литра сметаны должен получиться стакан золотистого масла.
И так – практически на каждом подворье. Даже непонятно: сочувствовать жюри конкурса юрт или завидовать…
Впрочем, при выборе финалистов конкурса-смотра юрт и подворий жюри оценивало не только еду, но и следование народным традициям, и сохранение историко-этнографических особенностей в сборке и оформлении юрт, и интерьер, и наличие выставок народных костюмов…
Значение некоторых элементов в юртах объясняет Дамир Шарапов, зампредседателя областного курултая башкир и председатель курултая Чебаркульского района: «Например, как жилье делится на две половины: правая от двери – меньшая – женская часть, она отделена занавеской, центральный элемент здесь деревянная люлька – символизирует продолжение рода; большая часть слева от входа – мужская половина, там хранятся оружие, снасти, орудия труда, шкуры зверей – трофеи, добытые на охоте. Там же принимают гостей. Шкура волка на юрте – тоже несет определенный смысл: это символ башкирского народа – “буаш буре”, главный башкир. Есть легенда, что когда нашим предкам приходилось кочевать, то перед юртой появлялся огромный волк, который показывал людям дорогу к воде и богатым пастбищам, то есть, по сути, волк – это старший брат башкир, своеобразный тотем народа».
Добавим, Троицкий район принимал праздник плуга уже в пятый раз, в этом году он посвящен 100-летнему юбилею республики Башкортостан. По традиции, на Сабантуй съехалось множество делегаций со всей Челябинской области, а также из Татарстана и Башкортостана, соседнего – до границы несколько десятков километров – Казахстана.
На главное сцене для зрителей выступали заслуженные артисты Челябинской области, Татарстана и Башкортостана, творческие коллективы Башкирской государственной филармонии имени Ахметова, а молодой артист Загир Зайнетдинов с этно-шоу Zainetdin – покорил сердца зрителей виртуозным владением кураем и горловым пением, а еще искренностью и неподдельной любовью к родному краю.
Добавим, традиционно помимо лучшей юрты, подворья и национального угощения, жюри выбирало лучшую пряху и лапшу. Рукодельницы демонстрировали виртуозное владение прялкой и веретеном – им предстояло спрясть самую тонкую нить, а кулинары соревновались в приготовлении и нарезании домашней лапши. Новинкой этого года стал конкурс на лучший чайный стол. Конкурсантами были подготовлены традиционные чайные уголки с блюдами национальной выпечки и сладостями.
Неотъемлемой частью Сабантуя всегда были спортивные состязания: национальная борьба на поясах корэш, традиционно, привлекла множество зрителей. Кроме того, на спортивной площадке были представлены разнообразные национальные виды спорта: масрестлинг (перетягивание палки), бендрестлинг, становая тяга, ванбол и другие.
Для юных гостей праздника работала площадка детского Сабантуя с интересными играми, мастер-классами и аттракционами.
Сабантуй завершил программу Всероссийской научно-практической конференции «Расулевские чтения», воочию продемонстрировав дружбу народов – и представителей разных конфессий – в Челябинской области, о которой говорили участники чтений.
Из 429 религиозных организаций, зарегистрированных в регионе, 105 – это мусульманские общины. 97 из них относятся к Центральному духовному управлению мусульман России.
Эксперты констатируют, что Челябинская область является регионом, в котором наиболее конструктивно выстроено сотрудничество органов исполнительной власти и местного самоуправления с православными и мусульманскими религиозными объединениями. Еще в 1997 году губернатор Челябинской области Петр Сумин и Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй подписали соглашение о сотрудничестве – одно из первых в современной России. В 1998 году аналогичное соглашение о сотрудничестве, также одно из первых в стране, было подписано с Верховным муфтием России Талгатом-хазратом Таджуддином. С тех пор соглашения с православными и мусульманами неоднократно пролонгировались и актуализировались. Сегодня в 20 муниципальных образованиях Челябинской области реализуются соглашения о социальном партнерстве между местными администрациями и Региональным духовным управлением мусульман.
Одним из итогов реализации указанных соглашений является тот факт, что в Челябинской области не получили широкого распространения религиозные течения зарубежного происхождения.
«Единство мусульман Южного Урала позволило не допустить в регионе распространения радикальных течений ислама. Это, я считаю, очень важное достижение, и мы постараемся его закрепить – в частности, опираясь на выпускников медресе «Расулия». Уверен, что поддержка Верховного Муфтия России Талгата-хазрата Таджуддина и мудрое наставничество муфтия Челябинской и Курганской областей Рината-хазрата Раева позволят выпускникам медресе внести достойный вклад в укрепление мира и дружбы между народами всех национальностей и вероисповеданий Челябинской области. Очень важно, что налажено личное общение главы региона с главами наших религиозных объединений, митрополитом Челябинским и Миасским Григорием и муфтием Челябинской и Курганской областей Ринатом Раевым. Мы встречаемся, обсуждаем вопросы, и это способствует укреплению социальной стабильности в регионе», – сказал в своем выступлении на чтениях глава региона Алексей Текслер.
О необходимости укреплять сотрудничество говорил митрополит Челябинский и Миасский Григорий: «На протяжении многих веков христиане и мусульмане живут в мире и согласии между собой. Нынешняя конференция является примером такого диалога и взаимоотношений. Несмотря на все различия, у нас общие духовные ценности, сила нашего Отечества сила в единстве. Сейчас очень много внешних вызовов, мы вместе должны укреплять сотрудничество. Добрые межрелигиозные отношения должны стать настоящим залогом мирной и процветающей жизни в России».
А профессор международного университета исламских наук, прямой потомок пророка Мухаммеда шейх Абдурраззак Ассаиди несколько раз – и на чтениях, и на Сабантуе – подчеркнул важность мира и согласия в многонациональных регионах России: «Руководство этой страны ведет правильную политику, давая полное право поклонений и религиозных убеждений. К сожалению, вы знаете, что сейчас происходит в арабских странах. Вы живете в мире, порядке и братстве, поэтому мы с завистью смотрим на вас».