Известный челябинский блогер Vsedunov поделился с читателями своими наблюдениями за деятельностью южноуральских производителей сельхозпродукции и продуктов питания.
- Я, как человек с уже неплохим стажем работы в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности, хочу рассказать о том, на какие уловки идут отделы маркетинга и рекламы агрохолдингов, как они между собой воюют и плагиатят, как нам челябинцам не «пойматься» на рекламные приемы местных компаний. Все вещи, о которых я написал ниже, лежат на поверхности, тут не надо быть специалистом в рекламе, достаточно лишь желания понаблюдать и вы увидите, какая беда у нас с маркетологами и рекламщиками.
ЯРКИЙ ЖЕЛТОК «ЧЕБАРКУЛЬСКОЙ ПТИЦЫ»
Так сложилось, что цвет яичного желтка и окраска бройлеров стали ключевыми факторами, на которые обращает внимание простой потребитель. В разных странах есть свои представления о том, какая окраска яичных желтков является наилучшей, здоровой и аппетитной. Северяне (скандинавы) обычно предпочитают бледно-желтый цвет желтка, южане же хотят видеть в своей тарелке золотисто-желтый желток. А в средиземноморских странах любят яйца с ярким оранжево-красным желтком. В России, например, принято считать, что желток обязательно должен быть ярким, что говорит о высоком качестве яйца, о правильном питании кур. Именно деревенские золотисто-желтые или ярко-оранжевые желтки мы считаем эталонными.
Зная все это, маркетологи «Чебаркульской птицы» выступили с новым рекламным роликом и слоганом «Яйцо с ярким желтком»:
Здесь «Чебаркульская птица» решила сыграть на потребительских ощущениях: мы видим яркий желток, мы верим, что это признак качества, натуральности и полезности. Но что на самом деле?
В феврале я делился постом про то, каких цветов бывают желтки, чем нужно кормить птицу, чтобы получить определенный цвет. Любой птицевод-любитель вам подтвердит: чтобы желток был ярким и полезным, куры должны весь день находиться на солнце, «впитывать» солнечный свет, питаться натуральными кормами, морковкой, кукурузой, свеклой, травой. Все это есть в деревне, конечно же. Куры весь день гуляют по двору, клюют травку, получают естественный корм.
На «Чебаркульской птице», как и на любой крупной птицефабрике, подобные условия содержания промышленной птицы воссоздать невозможно в принципе! Об этом мало, кто задумывается, но это действительно так:
1. Промышленная птица НЕ видит солнечного света, так как вирусы, которые гуляют на улице, легко убьют все поголовье.
2. Птица НЕ получает «живой» корм (морковь, тыкву, траву, червяков, свеклу, крапиву). Птицу на предприятиях кормят кукурузными и специальными кормами, обеспечивающими рост, здоровье и полезность мяса, а также кормами с каротиноидами и кантаксантином, но этого недостаточно для яркого желтка.
3. Зимой-весной даже у домашних кур яйца с МЕНЕЕ ЯРКИМИ желтками, что уж говорить о промышленной птице.
Чебаркуль – АвдонЪ
Атяшево – Чебаркуль
Так как же «Чебаркульская птица» получила такой яркий желток? На некоторых птицефабриках в корм добавляются красители и бета-каротин, чтобы желток был как у деревенских. Бета-каротин не вредный, но ведь дорогой. Выход есть – Каротиноиды для пигментации яичных желтков и тушек бройлеров. Например, Карофилл. Это легкосыпучий гранулированный препарат, который по вашему желанию может сделать желтки желтыми, красными или оранжевыми. Этот препарат (только розовый) также применяется для окрашивания мяса у рыб семейства лососевых и ракообразных. О полезности таких препаратов можно только мечтать. Не буду утверждать, что Чебаркульская птица использовала препараты, подобные Карофиллу, но очень к этому склоняюсь.
Так что не стоит доверять рекламе про яркие желтки. Это просто уловка маркетологов «Чебаркульской птицы». Никто из местных производителей яйца не сможет натуральным путем получить желтки как в деревне. Я вам больше скажу: не каждый из фермеров в деревне может получить яркие желтки.
СТАРАЯ НОВАЯ РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ «ЧЕБАРКУЛЬСКОЙ ПТИЦЫ»
Я и двое моих знакомых практически одновременно заподозрили неладное. Пересмотрите еще раз ролик Чебаркуля, а потом посмотрите вот это видео «Здоровой фермы» годичной давности:
Вам не показалось, что ролики очень похожи? Снято как-то одинаково, голоса дикторов похожи и стихотворная форма! Такое ощущение, что ролик «Чебаркульской птице» делали те же рекламщики, что и для «Здоровой фермы». Либо в «Чебаркульской птице» просто подсмотрели идею у конкурентов. Мое предположение может показаться вам глупым, но как объяснить вот это? Это плакат новой рекламной кампании «Чебаркульской птицы»:
А это каталог продукции «Здоровой фермы» аж за 2013 год:
Очевидный плагиат же?! Или нет? Интересно, «Здоровая ферма» в курсе? Или они уже забыли? Очень некрасивая ситуация получилась. Примерно такая же некрасивая, как партизанский маркетинг «Чебаркульской птицы» против Юревича и фермы зимой 2013 года. Тогда агрохолдинг серьезно подставился.
ОБНОВЛЕННЫЙ «АРИАНТ»
Продолжим тему плагиата. Помните момент, когда «Ариант» вывел на рынок новую упаковку своих продуктов? Тогда многие мои знакомые заметили, что компания нагло содрала дизайн известного норвежского бренда Norgarden.
Интересно, «Ариант» своими маркетологами «креативили» или стали жертвой каких-нибудь рекламщиков? Стоит заметить, что Norgarden в 2009 году получил премию Pentawards за лучший дизайн упаковки. Премия эта престижная во всем мире. «Ариант» – молодцы, выбирали, у кого стырить.
Еще мне тут коллеги сказали, что идея ариантовских «зеленых супермаркетов», возможно, подсмотрена у «Фермы». Свои мысли про супермаркеты и всеобщее «позеленение» челябинских мясных брендов («Ариант», «Здоровая ферма», бренд «Калинки» «Свежий сорт», «Равис», «Ромкор», «Ситно», «Чебаркульская птица») уже писал ранее (рекомендую прочитать, если не читали).
КЕФИНАРНАЯ КОЛБАСА «РОМКОР»
Слыхали про такую? «Ромкор» выпустил «биоколбасные изделия «КЕФИНАРНЫЕ», аналогов которым нет ни в России, ни за рубежом! Это новые «функциональные продукты питания» — «здоровые» и «экологичные» продукты, несущие в себе оздоровительные свойства». Мы на работе всем коллективом смеялись от такого креатива маркетологов «Ромкора». Почитать про эту чудо-колбасу и посмеяться можно на их сайте. Любой грамотный колбасник вам скажет: это обычная колбаса, которая практически ничем не лучше стандартной ГОСТ, присутствие сыворотки кефинара никак не влияет на полезность колбасы. Про кефинар и биобактерии Наринэ сейчас любят писать в бесплатных газетках для пенсионеров. Никто не знает, что это такое, но все уверены, что полезно!
И еще. Маркетологи Ромкора очевидно вдохновлялись витаминами и молочными напитками Био Макс. Снова плагиат?
«РАВИС», «СИТНО», «РОМКОР», «ТАВРИЯ», «ЗДОРОВАЯ ФЕРМА»…
«Равис» Андрея Косилова всегда «отличался» гениальностью рекламы и маркетинга. Множество одинаковых роликов с экс-чиновником в кадре тому подтверждение. А помните бабушку на мотоцикле?
А вот это?
Если говорить о плагиате, то в свое время «Равис» жаловался на «Ситно» из-за шашлыка «Царский стол». В управление ФАС РФ по Челябинской области поступило заявление ООО «Равис-Птицефабрика Сосновская» на недобросовестные действия со стороны ООО «Магнитогорский птицеводческий комплекс». По мнению Косилова и компании, конкуренты начали продавать свои полуфабрикаты в упаковке, которая очень похожа на их упаковку для шашлыка «Царский стол», тем самым нарушив закон «О защите конкуренции».
А еще компании умудряются воровать друг у друга партнеров. «Равис» и «Здоровая ферма» на мероприятия звали одних и тех же поваров. Кто у кого первым переманил — неизвестно.
«Здоровая ферма» (она же многострадальный «Уралбройлер») в попытках оторваться от конкурентов совершает много маркетинговых движений. Все ли они успешные? Вряд ли. Глобальный ребрендинг, который «Уралбройлер»Й провел в 2012 году для вывода новой марки «Здоровая ферма», как-то не выстрелил: «Ариант» и «Равис» все также рядом. «Ферма» пыталась стать партнером ХК «Трактор», но такой проект оказался агрохолдингу не по зубам. В итоге генеральный спонсор клуба – «Ариант». «Здоровая ферма» в году 2012 вроде завалила нас видеорекламой. Тогда, помню, только ленивый не жаловался на их ролики по ТВ и в интернете — уж больно частые показы были, до тошноты. Маркетологи «Фермы», видимо, хотели прям вдолбить зрителям рекламу. Хоть и потратили кучу денег, все равно не получилось.
«Ромкор» и «Таврия» тоже как-то раз не поделили упаковку. «Таврия» скопировала упаковку «Ромкора» и выпускала колбасы, очень сильно напоминающие ромкоровские. «Ромкор» тогда неожиданно проиграл иск ФАСу и «Таврии», хотя большинство южноуральских экспертов в мясных делах были на стороне «Ромкора». Суд почему-то не поверил, что маркетологи «Таврии» могут красть.
А ведь они крали! Позже, все мы помним, был скандал с олимпийской символикой колбасы «Таврия». Тогда на челябинский МПЗ наехали Международный олимпийский комитет и Олимпийский комитет России. Тогда ИП Чинькова (она же «Таврия», она же ООО МПЗ Таврия, она же ООО «Челябинский мясокомбинат «Таврия» и пр.) здорово досталось от ФАС. А потом было гигантское сердце «Таврия», установленное на площади Революции. Денег Таврия потратила, наверное, немало, а вот шарик продажам не помог никак.
НАПОСЛЕДОК
Отдельного внимания заслуживает такое явление как ростовые куклы.
«Здоровая ферма». А если такая приснится?
«Равис» – какой-то странный предмет.
Повторили за «Фермой» и сделали свою курицу.
Потом решили переделать, но не срослось. Стало еще хуже.
«Ромкор» – какое-то низкобюджетное изделие. Видел один раз, больше не встречал.
«Чебаркульская птица» – тут без комментариев.
Вот такой цирк у нас творится в пищевой промышленности. Компании друг у друга воруют идеи, картинки, упаковку, дизайн и даже поваров. Маркетологи придумывают полнейший бред, чтобы навешать лапшу на уши потребителю. Рекламщики снимают идиотские ролики и хотят, чтобы мы им верили. Катастрофа.