Современная образовательная система предъявляет требования к формированию творческой личности, которая способна гибко реагировать на изменяющиеся условия и оставаться востребованной в выбранной профессии. Для воспитания такой личности учителю с первых классов необходимо развивать в детях стремление к творческой деятельности и продуктивному применению способностей, в том числе нестандартному. Научиться развивать творческие способности младших школьников можно на курсах профессиональной переподготовки.
Продуктивный и репродуктивный методы обучения
На курсах слушатели овладеют продуктивным и репродуктивным методами обучения. Продуктивный метод применяется в процессе творческой деятельности для приобретения обучающимися новых знаний, поэтому направлен на развитие навыков планирования и решения задач, которые требуют рассуждения, анализа и умозаключения. Репродуктивная деятельность нацелена на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков. Этот метод связан с многократным повторением ранее изученного материала, позволяющим школьникам научиться воспроизводить, систематизировать и анализировать полученную информацию.
При применении продуктивных методов обучения в процессе творческой деятельности обучающиеся приобретают предметные знания и универсальные учебные действия. Это личностно- и практико-ориентированные методы, которые способствуют созданию ситуаций успеха. Решение учебной задачи в рамках продуктивной деятельности становится для школьника «открытием», что обусловлено следующими факторами:
-
проблематизация материала, которая формирует проблемную ситуацию, способствует возникновению учебно-познавательного интереса и активизации мыслительной деятельности;
-
значительная доля самостоятельной предметной и мыслительной деятельности и отсутствие прямого давления со стороны преподавателя, придающие учащемуся уверенность в собственных силах;
-
конкретизация приемов, нацеленных на достижение поставленной цели, способствующая развитию планировочных умений при выработке стратегии решения учебных задач;
-
постоянное обращение к субъектному теоретическому и практическому опыту школьника, позволяющее обучаться в рамках субъект-субъектного подхода;
-
вариативность методических приемов, способствующая преодолению ситуаций скуки и застоя;
-
рефлексивность деятельности, способствующая развитию навыков анализа и синтеза, умения самостоятельно корректировать собственную деятельность.
Организация продуктивной деятельности школьников
Результативность продуктивной деятельности младших школьников напрямую зависит от мотивации к самостоятельному приобретению знаний. Для ее повышения педагогу необходимо использовать практико-ориентированные задания, предназначенные для формирования у детей умений и навыков практической работы, а также понимания возможностей и ситуаций их использования.
Реализация продуктивной деятельности требует от учащихся навыков саморегуляции и самоконтроля, высокого уровня самосознания, самодисциплины и ответственности. Самостоятельная работа школьников — следствие правильной организации учебно-познавательной деятельности на занятиях. Она часто вызывает трудности у младших школьников, поскольку требует умственного и эмоционального напряжения, порождая множество неожиданных вопросов, сомнений и переживаний.
На курсах профпереподготовки слушатель научится методически грамотно организовывать продуктивную деятельность учащихся, способствующую развитию их самостоятельности. Для этого учителю необходимо проанализировать содержание занятия, определить репродуктивные и творческие задания и продумать формы организации самостоятельной работы. Для развития творческой активности школьников могут использоваться игровые ситуации, дающие учащимся стимулы и мотивацию и побуждающие их к активной деятельности.