Положения реформы местного самоуправления в Челябинской области, которые отменили прямые выборы глав городских и сельских поселений в муниципальных районах, могут быть пересмотрены – это следует из смысла решения Конституционного суда РФ (КС), который рассмотрел жалобу 90 депутатов Госдумы и представителей регионов, по мнению которых муниципальная реформа в России ущемила конституционные права граждан, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
По данным «Ведомостей», КС признал за регионами право регулировать порядок формирования органов местного самоуправления. По усмотрению региональных властей может быть установлена единая модель избрания глав муниципалитетов, но такое ограничение права муниципалитетов самим определять оптимальную для себя модель зависит от конкретного территориального уровня и характера публичных задач, считают судьи КС.
Так, городские округа и муниципальные районы реализуют государственные функции, от них может зависеть социально-экономическое положение региона, поэтому их самостоятельность должна уравновешиваться интересами государства, и в этом случае возможна безальтернативная модель формирования местной власти. В сельских же и городских поселениях самостоятельность должна быть полной и обеспечиваться возможностью проведения прямых выборов, отмечает издание.
Впрочем, непрямое избрание главы может быть также во внутригородских районах и в отдельных городских поселениях, где сконцентрированы государственные функции, – в частности, в региональной столице. А вот в состав представительного органа муниципального района должны делегироваться только те, кто избран населением. Поскольку руководители поселений, назначенные по конкурсу, не обладают народным мандатом, они не могут быть и районными депутатами, постановил КС.
Один из принципиальных противников отмены прямых выборов глав муниципалитетов, руководитель Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений Челябинской области Юрий Гурман высказал мнение, что решение КС потребует отмены положений закона Челябинской области, согласно которому главы городских и сельских поселений больше не избираются на прямых выборах. «В части городских и сельских поселений отмена прямых выборов глав должна быть снята, суд об этом четко сказал», – прокомментировал 2 декабря правозащитник Агентству новостей «Доступ», оговорившись, что пока постановления нет в письменном виде.
Гурман также напомнил, что постановление было озвучено после того, как в октябре Конституционный суд РФ разбирался, в том числе, в нюансах челябинской муниципальной реформы. «Собственно, его решение относительно городских и сельских поселений было вынесено после рассмотрения именно нашей практики», – рассказал правозащитник.
КС действительно изучал заявление самого Гурмана, а также главы Родниковского поселения Николая Гуцуляка и экс-руководителя Дербишевского сельского поселения Зайнуллы Сулейманова. Предметом спора стала статья 2 закона Челябинской области от 11 июня 2015 года о некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления на Южном Урале. В этой статье областные законодатели отменили прямые выборы глав городских округов, а также городских и сельских поселений в муниципальных районах. Правозащитники посчитали, что областные депутаты неверно истолковали нормы изменившегося федерального законодательства – в нем по-прежнему присутствует указание на то, что муниципалитеты вправе сами устанавливать форму организации местной власти, пусть и с оглядкой на областной нормативный акт. В этом смысле однозначное ограничение, заданное с регионального уровня, лишает мунициалов возможности самим определять структуру местных органов власти и нарушает конституционные права граждан на местное самоуправление.
Однако тогда суд определил, что права граждан в части влияния и участия в местном самоуправлении не ущемлены, и подчеркнул, что обращения данных заявителей в суды обусловлены не «препятствиями в реализации их прав и свобод», а лишь «целями защиты субъективно понимаемого заявителями общественно-политического интереса». Истцы трактовали этот отказ как сделанный по «формальным основаниям», но такое определение позволило представителям законодательной власти региона заявить о том, что в споре о муниципальной реформе на Южном Урале поставлена точка.
Теперь же объявленная точка все же может оказаться запятой. Представители правового управления Заксобрания Челябинской области в ответ на просьбу о комментарии попросили о паузе до выхода текста постановления КС. В любом случае, отметили в областном парламенте, речь не идет о немедленной отмене действия оспоренной нормы, на что также указал Конституционный суд. Главы городских и сельских поселений, назначенные по результатам конкурсов, проработают отведенный им срок полномочий.