Предложение министерства финансов Челябинской области об изменении механизма распределения доходов от алкогольных акцизов между регионами вызвало широкий общественный резонанс, но при том, что идея была поддержана, в частности, членами комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации, нашлись и оппоненты, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Напомним, в настоящее время 40% поступлений от акцизов на крепкий алкоголь и 100% – на слабый получают регионы, где расположены заводы-производители. В связи с тем, что производство алкогольной продукции распределено по стране неравномерно, больше 50% акцизов поступает в бюджеты всего 10 регионов. По словам министра финансов Челябинской области Андрея Пшеницына, существующий механизм распределения доходов от акциза на алкоголь, «помимо неравенства регионов, дает повод некоторым производителям спиртного вымогать преференции у властей региона для своего бизнеса».
«Владельцы бизнеса, поняв заинтересованность субъектов, по сути, вымогают различные преференции у региональных властей. Если власть на это не идет, то производство алкоголя прекращается, а регион лишается поступлений. Так произошло с Челябинской областью. В 2011 году нам пришлось заключить соглашение о субсидировании производства крепкого алкоголя на заводе в Златоусте, который в то время был законсервирован. Через два года законодательство запретило такую поддержку за счет регионального бюджета. Оставшись без преференций, владельцы вновь закрыли завод в Златоусте», – говорит Пшеницын.
Инициативу чиновника из Челябинска резко раскритиковал член Общественной палаты РФ, руководитель проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев.
«Позиция министра финансов Челябинской области и его желание наполнить региональный бюджет "пьяными" деньгами напоминает не что иное, как танцы на костях. При этом чиновник не предлагает никаких новых конструктивных механизмов для поднятия здоровой конкурентоспособной экономики региона», – говорит Хамзаев.
По его мнению, алкогольные деньги это самый ущербный и примитивный способ пополнения бюджета, который к тому же впоследствии еще больше разорит его.
«Хотел бы подчеркнуть, что в первую очередь, чиновники, предлагая какие-либо инициативы, должны смотреть в формате перспективы на 10-20 лет и просчитывать и анализировать последствия своих решений. Их предложения ни в коем случае не должны наносить дополнительный ущерб здоровью граждан и открывать возможности попадания алкоголя в руки детей. Если у министра есть желание подискутировать по своей инициативе, мы готовы предоставить для этого площадку Общественной палаты РФ и пригласить к обсуждению профильных экспертов, юристов, экономистов, социологов, общественных деятелей», – заключил Хамзаев.
В ответ в Минфине Челябинской области заявили, что «алкогольные лоббисты будут использовать все возможные ресурсы и любые, даже откровенно несостоятельные аргументы, чтобы доказать фатальность нашей инициативы».
Стоит отметить, что Челябинская область выносила на обсуждение два механизма централизованного распределения акцизов: первый – исходя из объемов розничных продаж на территории субъекта, второй – исходя из численности взрослого населения. Во втором случае выиграют даже те территории, кто традиционно производит, но не употребляет алкогольную продукцию – Северо-Кавказский федеральный округ. Для них акцизы станут приятным бонусом за трезвость, считают в ведомстве.