Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») проанализировали, как изменялись средние цены на наиболее востребованные новые автомобили в I полугодии и за июнь 2022 года. Значительного роста, как и падения, не наблюдается. По данным Russian Automotive Market Research, из «двадцатки» наиболее востребованных на сегодня на нашем рынке автомобилей в течение июня ни один не подорожал. Но и какого-либо заметного снижения в прайсах пока не наблюдается: успели подешеветь Lada Granta и Skoda Rapid. Авторитейлу приходится жить с ценами, которые по сравнению с январем текущего года выросли в среднем от 20 до 60%.
В июне из топ-20 наиболее востребованных на рынке автомобилей ни один не стал «огорчать» покупателей повышением цены. При этом наименее подорожавшим за полгода автомобилем оказался Skoda Rapid. В январе за него просили в среднем 1,23 миллиона рублей, в июне – 1,28 миллиона. Причем еще весной за Rapid дилеры хотели в среднем 1,5 миллиона, но за первый месяц лета эта машина подешевела почти на 14%. Дело, впрочем, отнюдь не в приступе внезапной щедрости продавцов: новых поставок по Skoda нет уже несколько месяцев, машин осталось немного. Но самое главное – до сих пор непонятно, продолжит ли дистрибьютор в России бизнес, будут ли обеспечены дальше полноценная гарантия и поставки запасных частей. На фоне таких опасений даже имеющиеся машины клиенты стали покупать хуже.
Возможно, такие же процессы мы вскоре увидим по Volkswagen Polo (1,82 миллиона, +44% за полугодие), а также по Renault Logan (1,33 миллиона, +38% за полугодие) и Duster (1,95 миллиона, + 40%). Для автомобилей с «жуком» на радиаторе все чаще начинает наблюдаться дефицит запасных частей, а «французы», объявив об уходе из нашей страны, по сути, бросили своих российских поклонников.
Продавцы еще нескольких седанов B-класса – Lada Vesta (1,38 миллиона, +24% за полугодие), Kia Rio (1,59 миллиона, +36%) и Hyundai Solaris (1,59 миллиона, +42%) в июне также не спешили уменьшать взвинченные прежде цены. Исключением в отряде малолитражек пока выступила разве что Lada Granta. Ее средняя цена сократилась на символические 0,3%. При этом, вполне вероятно, чем большее количество «оптимизированных» версий этой модели будет выпущено, тем более существенное снижение средней цены по ней мы увидим в последующие месяцы. Это же справедливо в отношении двух модификации Lada Niva – Legend (961,2 тысячи руб., +16% за полугодие) и Travel (1,16 миллиона, +19%): по ним также готовятся к продаже упрощенные версии. И наконец, УАЗ с июля также стал собирать вседорожники Patriot без подушек безопасности и ABS, что должно снизить цену этой модели автомобиля на 20-25 тысяч рублей. Но пока ее удешевления не видно (1,87 миллиона, +31%).
Все остальные автомобили из наиболее востребованных и тех, которые не дорожали в июне, но были замечены в резком скачке цен в прежние месяцы, – это кроссоверы. Так, за оставшиеся на складах Kia Sportage просили в июне в среднем 2,92 миллиона, что на 23% больше, чем в начале года. Собрат Kia по платформе, Hyundai Tucson, оказался еще дороже - 3,3 миллиона, +29%. Kia Seltos, Hyundai Creta и Renault Duster прибавили за полгода 30-40%. В июне цены на них были зафиксированы.
И, наконец, наиболее заметными «аппетитами» в части ценников отметились «китайцы»: Haval Jolion и F7, Geely Coolray и Chery Tiggo 8 Pro. В этом сегменте подорожание за полгода составило от 44 до 66%. Причем из них только Jolion в мае дешевел на 220 тысяч рублей, поэтому в том числе вошел в июне в «пятерку» лучших по продажам автомобилей нашего рынка.
В целом, за исключением заводов АвтоВАЗ, УАЗ, ГАЗ и Haval, производители пока не спешат возобновлять сборку. Поэтому полноценное насыщение рынка моделями других производителей в ближайшие месяцы едва ли возможно. Усложнение и подорожание логистики, общий дефицит машин и компонентов в мире и, наконец, сложности с «параллельным импортом» – все это не позволит ценам начать сколько-нибудь существенно снижаться в перспективе нескольких ближайших месяцев. Не стоит рассчитывать и на щедрость дилеров. По разным оценкам, в России на складах остается от 100 до 120 тысяч новых автомобилей. Вплоть до зимы авторитейлеры будут продавать их, не спеша и за «дорого», чтобы продлить жизнь этой сферы бизнеса и покрыть накладные расходы.
Топ-20 популярных автомобилей по динамике изменения цен за I полугодие и июнь 2022 года и
№ |
Марка и модель |
Средняя цена в январе 2022 |
Средняя цена в мае 2022 |
Средняя цена в июне 2022 |
Динамика июнь 2022 /январь 2022 |
Динамика июнь 2022 /май 2022 |
1 |
SKODA RAPID |
1 231 369 |
1 481 550 |
1 278 875 |
3,86% |
-13,68% |
2 |
LADA NIVA LEGEND |
826 600 |
961 200 |
961 200 |
16,28% |
0,00% |
3 |
LADA GRANTA |
746 480 |
876 035 |
873 261 |
16,98% |
-0,32% |
4 |
LADA NIVA TRAVEL |
974 100 |
1 160 900 |
1 160 900 |
19,18% |
0,00% |
5 |
KIA SPORTAGE |
2 367 627 |
2 923 650 |
2 923 650 |
23,48% |
0,00% |
6 |
LADA VESTA |
1 117 202 |
1 381 086 |
1 381 086 |
23,62% |
0,00% |
7 |
HYUNDAI TUCSON |
2 529 000 |
3 269 000 |
3 269 000 |
29,26% |
0,00% |
8 |
KIA SELTOS |
1 788 233 |
2 335 376 |
2 335 376 |
30,60% |
0,00% |
9 |
UAZ PATRIOT |
1 431 286 |
1 871 429 |
1 871 429 |
30,75% |
0,00% |
10 |
HYUNDAI CRETA |
1 588 706 |
2 148 706 |
2 148 706 |
35,25% |
0,00% |
11 |
KIA RIO |
1 172 400 |
1 592 400 |
1 592 400 |
35,82% |
0,00% |
12 |
RENAULT LOGAN |
964 000 |
1 325 875 |
1 325 875 |
37,54% |
0,00% |
13 |
LADA LARGUS |
977 082 |
1 358 536 |
1 358 536 |
39,04% |
0,00% |
14 |
RENAULT DUSTER |
1 395 462 |
1 953 692 |
1 953 692 |
40,00% |
0,00% |
15 |
HYUNDAI SOLARIS |
1 119 091 |
1 585 786 |
1 585 786 |
41,70% |
0,00% |
16 |
VOLKSWAGEN POLO |
1 268 800 |
1 820 800 |
1 820 800 |
43,51% |
0,00% |
17 |
HAVAL JOLION |
1 674 714 |
2 404 714 |
2 404 714 |
43,59% |
0,00% |
18 |
HAVAL F7 |
2 037 571 |
2 999 000 |
2 999 000 |
47,19% |
0,00% |
19 |
GEELY COOLRAY |
1 621 990 |
2 577 990 |
2 577 990 |
58,94% |
0,00% |
20 |
CHERY TIGGO 8 PRO |
2 183 299 |
3 616 900 |
3 616 900 |
65,66% |
0,00% |
Источник данных: НАПИ/Russian Automotive Market Research
«Открытие Авто» - блок автобизнеса банка «Открытие». Создан на основе РГС Банка, присоединившегося к «ФК Открытие» 1 мая 2022 года. Входит в топ-5 ключевых игроков рынка по портфелю и топ-3 по объему выдач автокредитов. Партнерская сеть превышает 3,8 тысяч автосалонов по всей России. Корпоративные клиенты «Открытие Авто» выпускают более 65% всех новых HCV и LCV в РФ. Пять из ТОП-10 российских автодилеров являются клиентами банка.
Банк «Открытие» входит в перечень системообразующих кредитных организаций, утвержденный Банком России. «Открытие» развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА («АА(RU)»), Эксперт РА («ruAA») и НКР («АA+.ru»).