«Банкротить не хочу сдаваться» – сегодня в арбитражном суде Челябинска решается судьба первого в России физлица-банкрота. Дарья Расторгуева ждет решения по скандальной истории, в которой одна из ключевых фигур процесса, арбитражный управляющий, потребовал за окончание процедуры банкротства очень нескромную сумму. Его финансовый «аппетит» в 13 с лишним раз превышает установленные законом рамки. Но это еще не все: арбитражник пытается запретить должнице публично обсуждать детали своей истории и требует от нее прекратить вести онлайн-дневник банкрота в соцсети. Подробности новых фактов многолетней финансовой истории – в материале Агентства новостей «Доступ».
Пример челябинки Дарьи Расторгуевой – другим наука. Молодая мама троих детей 17 ноября 2015 года, первая в России признанная банкротом, помогает «коллегам по несчастью». На своей страничке в соцсети она отвечает на вопросы тех, кого «достают» коллекторы и кредиторы, и очень доступно и эмоционально рассказывает о собственном тяжелом, но бесценном опыте, ведя онлайн-дневник банкрота. В ответ получает новую порцию вопросов и поддержку от благодарных читателей: «Дашенька, ты справишься с этими трудностями! Ты сильнее, чем думаешь!»
От подписчиков не ускользает ни настроение автора, меняющееся от записи к записи, ни вполне объяснимый страх перед неизвестностью, ни боевой настрой молодой женщины, считающей себя оптимистом, у которого «стакан всегда наполовину полон».
В свет вышли уже шесть отчетов Дарьи. Самый свежий и сверхэмоциональный – предновогодний пост – никого не оставит равнодушным: «Если вы читаете все эти форумы арбитражников с комментариями типа: "Да за сотку косарей я даже разговаривать с должником не буду!" – то это все так и есть! МЫ_ИМ_НЕ_НУЖНЫ! Процедура сворачивается от отсутствия денег, и все тут… "Рано радовались, должники!" – сказал мне арбитражный управляющий» (лексика и орфография Д.Р. сохранена. – Прим. АН «Доступ»).
«Славабогуестьюрист (выделено Д.Р.). Это моя мантра на каждый день, честное слово! Как я бы справилась со всем этим в одиночку – даже не представляю», – пишет автор, кредитный долг которой за шесть с лишним лет судебных тяжб в ожидании принятия закона о банкротстве превысил 14 млн рублей. Если бы не этот закон и не юрист из Челябинска Вячеслав Курилин, придумавший социальный проект «Стоп! Коллектор», в рамках которого он помогает Дарье легитимно «обнулить долги» и выкладывающий пошаговую инструкцию к банкротству гражданина, неизвестно, как закончилась бы история первого банкрота России.
Сегодня в деле Дарьи Расторгуевой ждут ключевого поворота. Решение арбитражного суда Челябинска по ее делу может стать весьма показательным для тысяч россиян, не справившихся с кредитами. Ведь от очередного вердикта зависит, насколько доступной (в смысле финансов) будет эта процедура «обнуления долгов». Очевидно, что с человека, решившегося объявить себя финансово несостоятельным, взять и так нечего. Все имущество пустят с молотка. А зарплата и любые другие возможности подзаработать, по закону, в процессе банкротства жестко контролируются арбитражным управляющим – именно он должен проверить, не утаил ли чего неплательщик, и поставить точку в этом неприятном процессе.
Но! Чтобы дойти до такой финансовой «эвтаназии», будущий банкрот должен заплатить еще: за пакет документов, за услуги юриста (что, впрочем, необязательно); внести на депозит суда обеспечительный взнос – в качестве оплаты работы финансового управляющего. Набегает немало. Сумма зависит от того, сможет ли потенциальный банкрот рассчитывать лишь на свои силы, обойдясь без юридической экспертизы документов и адвоката. По информации из неофициальных источников, заслуживающих доверия, если работать с юристом – уже на этом этапе – необходимые расходы превысят 60 тыс. рублей. И тут сакраментальный вопрос «где их взять» уступает место еще более интересному – «почему так много?».
А ведь аппетиты арьбитражника могут и «зашкалить», как убедилась Дарья Расторгуева. Назначенный по ее делу специалист настаивает на том, что на банкротство Дарьи нужно 200 тыс. (!) рублей. Но раз их нет – и в этом финансовый управляющий убедилась лично, – то процесс по банкротству нужно прекратить.
Однако юрист первого банкрота России Вячеслав Курилин уверен: для обеспечения работы арбитражника достаточно и 15 тыс. рублей. Как и прописано в законе. И сегодня он представляет свои контррасчеты судье.
Челябинцы настроены по-боевому. «Многие считают, что на этом этапе можно расслабиться, поскольку дальше работать будет финансовый управляющий. Но, к сожалению, нельзя, на примере Дарьи Расторгуевой можно увидеть, что арбитражный управляющий не стремился выполнять свою работу качественно, а поняв, что его будут контролировать "от и до", решил прекратить процедуру и подал соответствующее заявление. После рассмотрения вопроса о прекращении процедуры в группе будет размещен порядок действий в подобной ситуации», – пишет на страничке проекта «Стоп! Коллектор» Курилин. И добавляет, что Дарью понять можно: «Первый банкрот, первые трудности, с которыми прежде никому не приходилось сталкиваться. Важно понимать, что это не конец, а лишь этап в долгой процедуре. Да, это неприятный момент, но он рабочий. И даже в этой ситуации есть положительные моменты, поскольку жители Челябинской области, которые окажутся в такой же ситуации, будут к ней готовы. Будем бороться. Победа будет за нами, потому что сила в правде, а правда с нами!»
История должницы: в 2008 году Дарья Расторгуева с мужем решились взять кредит – 8 млн рублей. Деньги предназначались на покупку дома и развитие бизнеса. Доход семьи – жены-риелтора и мужа, занимавшегося строительным бизнесом, – позволял выплачивать ежемесячный платеж банку. Но в одночасье планы рухнули, супруги не учли финансовые риски, остались без работы, бизнеса, дома, с долгом 14 млн рублей и только одной надеждой – на его «обнуление» благодаря закону о банкротстве. 1 октября 2015 года – в день, когда закон вступил в силу – Дарья Расторгуева стала первой в РФ заявительницей. Арбитражный суд Челябинской области назначил ей арбитражного управляющего из числа членов ассоциации «Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих».