В Челябинской области возродится Дорожный фонд
В Челябинской области в 2012 году в составе регионального бюджета будет создан дорожный фонд, сегодня южноуральское Заксобрание в первом чтении одобрило создание новой дорожной казны, которая будет кардинально отличаться от аналогичных структур прошлых лет.
«Дорожный фонд возрождается в новом качестве. Ранее он был внебюджетным, и им распоряжалось Управление дорожного хозяйства. Сегодня фонд создается согласно федеральному закону в составе бюджета Челябинской области и будет полностью регулироваться соответствующим законом о бюджете. Мы прогнозируем, что суммарная величина дорожного фонда составит 7,5-8 млрд. рублей», – рассказал первый заместитель председателя Заксобрания Челябинской области, председатель комитета по строительной политике Юрий Карликанов.
Средства из дорожного фонда будут направляться целевым образом на строительство и ремонт дорог регионального или межмуниципального значения. Также предполагается, что средства из фонда могут направляться на софинансирование расходных обязательств муниципалитетов при строительстве и ремонте собственных автомобильных дорог.
«Дорожный фонд будет состоять из базовой и переменной частей. Последняя будет увеличивать базу за счет акцизов, которые собираются с предприятий, реализующих ГСМ на территории Челябинской области, 100% транспортного налога, дохода от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, госпошлины за перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов и других поступлений, которые связаны с дорожной инфраструктурой», – рассказал Юрий Карликанов.
Первый вице-спикер подчеркнул, что перед рабочей группой поставлена задача по поиску дополнительных источников наполнения дорожного фонда, так как администрациям субъектов Федерации представлено право увеличивать объем средств за счет иных отчислений.
Окончательное принятие закона о дорожном фонде ожидается в августе 2011 года.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
С отменой в 2002 году внебюджетных дорожных фондов регионы России столкнулись с множеством проблем – бюрократические проволочки привели к смещению начала финансирования работ к концу года. Более того, закон запрещал перенос неосвоенных средств на следующий год с обязательным возвратом их в бюджет, что влекло за собой сокращение финансирования в последующем. С 2000 по 2009 год доля расходов на дорожное хозяйство в суммарном валовом внутреннем и региональном продукте сократилась с 1,6% до 0,7% или в 2,4 раза.
Челябинская область, в отличие от других регионов, после отмены федерального дорожного фонда приняла региональный закон «О порядке образования и использования средств областного целевого бюджетного дорожного фонда». Данный закон был принят 19 июня 2001 года и утратил силу 1 января 2005 года, но благодаря ему удалось поддержать финансирование дорожной отрасли на том же уровне в эти годы, что и в период действия федерального фонда. Самым тяжелым для дорожников стал кризисный 2009 год, когда общий объем финансирования дорожного хозяйства был сокращен более чем в три раза и составил 2 млрд. 572,5 млн. рублей. Примерно такая же сумма (2 млрд. 177 млн.) выделялась на дорожное хозяйство области десять лет назад – в 1999 году.
С 2002 года вся дорожная общественность, возглавляемая Росавтодором, при поддержке губернаторов, профессиональных ассоциаций, Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям боролась за возрождение дорожных фондов.
В результате 6 апреля 2011 года был принят федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 68-ФЗ в котором предусмотрено создание дорожных фондов. К дорожным фондам относится как Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации, так и муниципальные дорожные фонды. Согласно закону решение о создании дорожного фонда субъекта РФ должно быть принято региональным законом не позднее 1 января 2012 года.
Екатерина Минеева