Внешние связи Челябинской области организованы со 126 странами мира, а ежегодный региональный внешнеторговый оборот составляет 6,5 млрд долларов США. Объем иностранных инвестиций в экономику области достигает почти 3 млрд долларов США – в рейтинге регионов РФ по этому показателю область занимает шестое место. О том, как на Южном Урале будут развивать совместные с иностранным капиталом производства и какие уже есть примеры удачного привлечения инвестиций – в материале Агентства новостей «Доступ».
Некоторые южноуральские предприятия не первый год сотрудничают с иностранными партнерами в производстве автоузлов. Так, автозавод «Урал» (Миасс, Группа ГАЗ) является лидером в России по производству полноприводных большегрузных автомобилей (40% рынка). Кроме того, на его базе создано российско-итальянское предприятие «ИВЕКО-АМТ», которое производит большегрузные автомобили по лицензии концерна Iveco. Автомобили производятся из деталей, поставляемых с заводов Iveco в Италии, Германии, Франции, Испании. Все автомобили производства «ИВЕКО-АМТ» приспособлены к работе в сложных дорожных и климатических условиях.
Еще одним примером удачного сотрудничества стал Челябинский автомеханический завод, более 40 лет являющийся одним из основных поставщиков деталей двигателей на ведущие автомобильные заводы России и стран СНГ. Завод в числе первых промышленных предприятий Челябинской области сертифицировал свою систему качества на соответствие требованиям международных стандартов серии ИСО.
Похвастаться развитием совместного производства с участием иностранного капитала в машиностроении может «Производственное объединение «Трек» – компания занимается проектированием и производством элементов подвески, рулевого управления, трансмиссии, тормозной системы для отечественных и зарубежных автомобилей. В производстве используются современные материалы, это позволяет создавать продукцию с улучшенными потребительскими свойствами по долговечности и надежности. Предприятие работает с компаниями MITSUBA и GM-AVTOVAZ.
Образцово-показательный список дополняет завод «Челябинские строительно-дорожные машины» – он входит в компанию «РМ-Терекс» – совместное предприятие российского холдинга «Русские Машины» и Terex Corporation.
На ЧСДМ с 2012 года ведется сборка карьерных самосвалов TR-100 грузоподъемностью 100 тонн. В январе текущего года первые машины оценил глава региона. Одним из плюсов выпускаемой продукции Михаил Юревич назвал тогда даже не то, что она будет использоваться на карьерах Челябинской области, а договоренности о поставках в Свердловскую область, Казахстан и на угольные месторождения Кузбасса.
В линейку продукции также входят грейдеры и фронтальные погрузчики. За десять месяцев 2013 года машиностроители выпустили 15 самосвалов, 171 грейдер. Производственная линия предприятия рассчитана на сборку порядка 200 самосвалов. Как отмечает управляющий директор ЧСДМ Николай Руденко, при выходе на полный объем производства, количество специалистов может быть увеличено с 20 до 300 человек. Новые рабочие места, по словам Руденко, планируется создать уже в следующем году, когда начнется сборка двух новых типов самосвалов, меньших по размерам.
«На сегодняшний день чувствуем себя уверенными в том, что будем обеспечены заказами, потому что линейка спецтехники, которую можно выпускать на нашем предприятии, довольно широкая. Наша техника работает практически во всех отраслях в России и странах СНГ. Антикризисные меры запущены в 2008 году, мы не перестаем заниматься снижением затрат. Также достаточно много денег вложено в модернизацию, объем инвестиций – порядка 400 млн рублей. К примеру, новый красочно-сушильный комплекс уже смонтирован, идут пусконаладочные работы. Все, что видите на участке, это новое оборудование, мы создаем рабочие места европейского уровня. С правительством Челябинской области сотрудничаем, хорошие рабочие отношения, чувствуем себя благоприятно. В Челябинской области хорошая научно-производственная база, кроме того мы уделяем внимание обучению сотрудников», – рассказал Николай Руденко.
Напомним, официальная делегация Челябинской области во главе с губернатором Михаилом Юревичем на днях работала в Швеции. Цель таких поездок – развитие именно таких совместных производств с участием иностранного капитала в машиностроении, примером которого является завод «Челябинские строительно-дорожные машины».
Так, глава региона принял участие в международной конференции «Перспективы локализации производства автокомпонентов для грузовой и коммерческой техники в России», провел переговоры с ведущими предприятиями страны – Scania и Volvo. Юревич уверен, что в регионе нужно развивать компании, способные поставлять комплектующие для шведских грузовиков. Это, по мнению губернатора, будет способствовать локализации производств на территории России и Челябинской области, в частности.
Отметим, спрос на шведскую технику обеспечен в районах Урала и Сибири, так как она акклиматизирована к российским условиям. Потенциальных шведских партнеров интересуют перспективы проекта ТЛК «Южноуральский» и создания на его базе Особой экономической зоны. Есть также ряд действующих предприятий региона, способных сотрудничать с шведскими компаниями на условиях субконтрактации – через дробление партий, заказов, мобильность, транспортно-логистическую доступность.
Кроме того, ключевым стратегическим партнером Челябинская область хотела бы видеть концерн SCANIA (крупнейший производитель грузовиков в Швеции). В регионе с ним сотрудничает ЧКПЗ – предприятие имеет склад и делает комплектующие.
В целом в 2010-2013 годах по результатам встреч и визитов губернатора Михаила Юревич подписано 15 различных соглашений, большая часть из которых реализована в конкретные проекты. Полностью модернизированы заводы минераловатных плит в Челябинске и Троицке, расширено производство компании «Метран», построены заводы «БВК», ВЕРТА (Коркино), СМС-Челтек, строятся заводы «КРАНРОС» (Снежинск) и «Даломо», начато строительство ТЛК «Южноуральский».
Только за счет уже введенных инвестпроектов с участием иностранного капитала создано свыше 2,2 тыс. рабочих мест. Налоговые отчисления в консолидированный бюджет области составляют около 1,7 млрд рублей в год.
С выходом на проектную мощность в 2014-2015 годах всех строящихся объектов общий вклад предприятий с участием иностранного капитала в бюджет области дожен превысить 5 млрд рублей ежегодно. А количество рабочих мест вырастет в два раза (до 5 тыс. новых рабочих мест).
Фото пресс-службы правительства Челябинской области