Автозавод «Урал» подвел итоги уходящего года – для предприятия он стал годом инвестиций, развития и расширения производства.
Несмотря на непростую внешнеэкономическую ситуацию автозавод увеличил объем выпускаемой продукции, собирая более 50 автомобилей в сутки, реализуя в этом году порядка 9,9 тыс. автомобилей. В 2023 году завод намерен увеличить темпы выпуска продукции и изготовить 13 тыс. 800 единиц техники в темпе до 66 машин в сутки, что выше показателя этого года почти на 40%.
Как отметили на предприятии, нарастить объемы производства в такие кратчайшие сроки возможно только развивая промышленную базу и одновременно с этим привлекая к труду новые кадровые ресурсы. Поэтому руководство автозавода приняло решение взять уверенный курс на реализацию масштабной инвестиционной программы, расширение модельного ряда продукции и активный набор сотрудников на вновь созданные вакансии.
Инвестиционное развитие
Сейчас на предприятии идет реновация. На территории идет снос целых комплексов цехов и административно-бытовых зданий. Исчерпавшие свой ресурс постройки 40-х годов прошлого столетия в ближайшие годы сменят быстровозводимые, светлые и просторные цеха, оснащенные автоматизированным и роботизированным оборудованием, современной оснасткой и инструментом.
Уже в 2022 году в рамках реализации инвестиционной программы завод вложил в свое развитие рекордную за последние десять лет сумму – 3,3 млрд рублей, что составляет 142% от уровня данного показателя за прошлый год.
В декабре при участии губернатора Челябинской области Алексея Текслера гендиректор АО «АЗ «Урал» Павел Яковлев дал старт работы крупнейшему логистическому центру общей площадью более 10 тыс. квадратных метров, предназначенному для отгрузки более 90% номенклатуры всех запасных частей для автомобилей «Урал» в любые уголки нашей страны и зарубежья.
Годом ранее сбыт продукции завод организовал через интернет-магазин shop.uralaz.ru, а также через партнерскую сеть, состоящую из дилеров и сервисных центров. В результате потребность в функциональном логическом центре возникла в связи с увеличением объемов реализации оригинальных запасных частей марки «Урал» за текущий год в три раза.
Количество сервисных центров увеличилось до 200 компаний. Для качественного обучения их персонала стала необходима удобная и современная производственная база. Для этой цели завод построил функциональный цех для сервисного обслуживания и ремонта продукции, а также автомойку для грузовых автомобилей.
Помимо этого, в 2022 году завод организовал новый цех полного цикла изготовления самосвальных установок и кузовов фургонов вахтовых автобусов. Вторым этапом планируется в следующем году дооснащение цеха роботизированным оборудованием.
В декабре запущен новый испытательный полигон, необходимый для обкатки автомобилей и прохождения ими различных препятствий с целью передачи машин, полностью соответствующих ожиданиям клиентов по проходимости и качеству.
Суммарно завод вложил в эти проекты около 1,5 млрд рублей. На данный момент ведется проработка идеи строительства нового корпуса для сборки специальных автомобилей.
Развитие продуктовой линейки
В августе в Кубинке автозавод «Урал» представил сразу несколько новинок на Международном выставочном форуме. В числе передовых инновационных разработок – создание уникального семейства транспортных средств, адаптированных к условиям Крайнего Севера. Они позволяют доставлять людей и грузы по бездорожью в условиях экстремально низких температур до -60 градусов. Свой научно-технический потенциал в создании «арктических автомобилей» реализуют специалисты МГТУ им. Н.Э. Баумана и Южно-Уральского госуниверситета. В декабре команда проекта успешно представила отчет профильному Министерству и продолжает совершенствовать образцы, которым этой зимой предстоит пройти новый этап испытаний в естественной для будущей эксплуатации среде.
Также на главном международном форуме страны были представлены модели грузового беспилотника, разработанного совместно с НПО «Андроидная техника». Большой интерес вызвал гибридный грузовик с электрической силовой установкой, способный найти свою нишу в сфере ЖКХ. Внимание привлек и двухосный автомобиль, являющийся самым лёгким в гамме уральских грузовиков, напоминающий по характеристикам знаменитый ГАЗ-66.
Параллельно с разработкой новейших образцов автомобилей, отвечающих самым требовательным и амбициозным запросам, автозавод продолжает продвижение на рынок перспективных базовых моделей грузовиков дорожной гаммы как капотной, так и бескапотной компоновки. В декабре 2022 года АЗ «Урал» получил грант ФРП в размере 18 млн рублей. Фонд направит автозаводу средства на возмещение затрат по проекту создания линейки тяжелых неполноприводных автомобилей на платформах С26 и С33 (Урал RWD). Реализация этого проекта помогла производителю вездеходной техники диверсифицировать номенклатуру продукции и расширить свое присутствие на коммерческом рынке.
«Перед автозаводом сегодня стоит задача удовлетворить требования потребителей, которые, особенно после ухода из России европейских брендов, остро нуждаются в современных, комфортных и производительных дорожных грузовиках. Модернизация кабины предполагает, как изменение внешнего облика, так и внедрение современных решений внутри неё. Грант Фонда мы используем для дальнейшего улучшения стиля новых автомобилей и отработки конструкторских решений», – пояснил руководитель ключевого проекта АЗ «Урал» Сергей Бузин.
Для исключения всех технологических рисков серийного производства предприятие с 2019 года реализует комплексную программу импортозамещения. На данный момент самым масштабным проектом в программе является организация собственного производства ведущих мостов и передних осей для вышеуказанных автомобилей повышенной грузоподъемности и прочей техники.
«Эта инициатива уже получила государственную поддержку по федеральной программе «Приоритетные проекты» в размере семи млрд. рублей льготного займа Фонда развития промышленности РФ. Заводом в кратчайшие сроки разработаны, изготовлены и испытываются на стендах семь из 11 заявленных в проекте модификаций автомобильных мостов. Средства первого транша господдержки, выданные ФРП, направлены на перевооружение литейного производства для выпуска картерных деталей для новых мостов массой до 200 кг», – сообщил руководитель другого ключевого проекта АЗ «Урал» Сергей Баширов.
Благодаря модернизации литейного производства мощности по выпуску чугунного литья увеличатся в тоннах за год более чем на 30%. К тому же производится закупка комплекса автоматических линий с программным управлением для обработки барабанов, ступиц и тормозных дисков. Новое оборудование позволит ежегодно обрабатывать их в количестве 230 тыс.единиц. АЗ «Урал» планирует поставлять узлы собственного производства другим российским производителям грузовиков и строительно-дорожной техники.
Внедрение умного производства
К концу 2022 года на предприятии завершается реализация импортозамещающего проекта по цифровой трансформации «Комплексное решение “Цифровой Урал”. От западного ПО к отечественному», общая сумма которого составила около 180 млн рублей.
На финальном этапе проекта, который продолжался на автомобильном заводе «Урал» в течение семи месяцев, закончены процессы настройки механизмов ведения конструкторско-технологической документации в системе T-FLEX PLM, электронного документооборота по первичным документам и передачи их в электронный архив в системе 1С:ERP Управление предприятием 8. Также в рамках внедрения системы T-FLEX PLM был освоен новый механизм «Управление требованиями».
Сегодня с уверенностью можно сказать, что реализация проекта «Цифровой Урал» стала самым масштабным комплексом мер по приведению в единое информационное пространство всех базовых процессов хозяйственной деятельности предприятия.
Взятый еще в 2019 году курс на импортозамещение западных программных продуктов сегодня полностью себя оправдал и позволил предприятию стать фактически флагманом в автомобилестроении в комплексном подходе по переходу на отечественное ПО.
Кадры – самый ценный ресурс завода
Резко возросшие темпы производства потребовали от предприятия проактивных шагов не только в области развития промышленной и инженерной инфраструктур, но и поиска новых действенных решений в кадровой и социальной политике предприятия. Сегодня HR-дирекция завода сочетает проверенные годами способы сплочения и укрепления корпоративного духа трудового коллектива. А также закладывает основу перспективных проектов, направленных на обеспечение кадрами предприятия на ближайшие годы.
Особое внимание уделяется непрерывному улучшению условий труда. В первую очередь это касается доходов сотрудников. Изменения заработной платы в текущем году проходили в четыре этапа и обеспечили за 11 месяцев 2022 года рост зарплат в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 26%. За ноябрь 2022 года фактическая заработная плата по предприятию составила 68,3 тыс.рублей, в том числе 69,3 тыс.. – оплата труда рабочих.
Ощутимым было увеличение уровня оплаты труда 350 конструкторов и технологов. Дважды за год индексировалась заработная плата всего коллектива на 13% и на 5%. Осенью была увеличена заработная плата сотрудникам приоритетных и дефицитных рабочих профессий, которых на предприятии около 4 тыс. человек. Ежегодно предприятие выплачивает 13 бонусную зараплату по итогам работы коллектива за год и по факту выполнения ключевых показателей эффективности труда предприятия в целом.
На заводе объявлен беспрецедентный за последние годы прием сотрудников. Трудовые кадры в сердце автомобилестроения области стекаются со всего региона. На сегодняшний день автозавод «Урал» готов трудоустроить более 500 человек. Сейчас за приведенного на завод друга с востребованной профессий можно в течении его первых шести месяцев труда получать дополнительный доход, который суммарно составит 15 тыс. рублей. Кроме инженеров и рабочих завод нуждается в грамотных руководителях. И, помимо рекрутинга, активно наращивает собственный управленческий потенциал.
Ежегодно завод организует набор в программу обучения и управления проектами сотрудников завода, чувствующих в себе силы руководить и вести коллектив за собой, нацеливать на результат и повышать эффективность труда. В следующем году предприятие намерено в два раза больше сотрудников привлечь к получению знаний и навыков, необходимых для карьерного роста.
Помимо набора и развития персонала остается приоритетной социальная ответственность предприятия. В 2022 году завод приступил к трансформации пакета дополнительных социальных программ, которых на АЗ «Урал» около 25. Появились такие меры поддержки иногородних сотрудников как компенсация аренды жилья, затрат на междугородний проезд, существенно расширена жилищная программа,
Совместно с Миасским машиностроительным колледжем завод приступил к реализации проекта «Профессионалитет». Впервые в рамках мероприятий по данному проекту учащиеся колледжа смогли трудоустроиться на завод с полноценной оплатой труда и бесплатным питанием в девяти заводских столовых. Для этих целей учебное заведение пошло навстречу и внесло корректировки в образовательную программу. В перспективе обучение и получение практического опыта будут грамотно распределены в учебном плане и осуществляться в комплексе, что повысит качество подготовки студентов и быстрый старт в профессиях, востребованных в наши дни в машиностроении.
Эпоха возрождения и укрепления традиций
В 2022 году бренд «Урал» гремел по всей стране. Спортивная команда предприятия участвовала в масштабных раллийных соревнованиях. Впервые в своей истории «Урал» участвовал в ралли «Шелковый путь». А на «Военном ралли» команда вновь была в числе фаворитов.
Также открыта новая страница в истории заводского трак-триала. Спустя 20 лет было принято решение о его возрождении. Первыми соревнованиями стали гонки «Царь горы» в Твери, откуда заводской экипаж вернулся с долгожданной наградой – «бронзовыми» кубками.
В этом году было заключено знаковое соглашение между АЗ «Урал» и учреждениями культуры области при поддержке Министерства культуры региона. Теперь на площадке Дворца культуры автомобилестроителей проходят концерты и спектакли с участием ведущих артистов Южного Урала и всей страны.
Автомобильный завод «Урал» вступил в девятое десятилетие, отметив 30 ноября 2022 года свой 81-й день рождения. Отмечается, что коллектив к новому этапу истории подошел с хорошими результатами работы. Предприятие работает слаженно и стремится к развитию. К 2023 году автозавод подошел с выверенной стратегией, увеличенными производственными мощностями и квалифицированными кадрами.