В Чебаркульском районе (Челябинская область) укладывают трассу с использованием сразу нескольких современных технологий, эффективность которых будет исследоваться в течение десяти лет – новые методики позволяют класть трассу быстро и надежно, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Экспериментальные ремонтные работы ведутся на 16-километровом участке трассы Кундравы – Варламово. Как рассказал заместитель гендиректора ЗАО «Южуралавтобан» Константин Снегирев, работы на данном объекте стартовали еще в 2015 году, когда было отремонтировано и введено в эксплуатацию 5,3 км трассы, и продолжились в текущем – в 2016-м запланировано ввести в строй еще 11 км. Крайний срок выполнения контракта – 25 октября, но 9 км уже отремонтировано. «Сегодня мы набрали высокие темпы, идем с опережением графика и предположительно сдадим ее раньше срока на месяц-полтора», – прокомментировал Снегирев.
На завершающем этапе министерство дорожного хозяйства и транспорта вместе с ЗАО «Южуралавтобан» решило опробовать на двух 150-метровых участках современные технологии – сталефибробетон и бетон из микрокремнезема. Сталефибробетон подразумевает, что в бетон под высоким давлением добавляют обрезки троса (фибра) – это создает своеобразный каркас для бетона. В результате увеличивается прочность материала, что позволяет делать бетонное покрытие тоньше.
Еще одна технология – укладывание в основание трассы такого материала как микрокремнезем, который обеспечивает высокую гибкость дорожного полотна, что позволяет избегать трещин в основании. Более того, такое полотно удобно укладывается. «Данное покрытие прекрасно укладывается обычными асфальтоукладчиками и автогрейдерами, то есть привлечения дополнительной техники не требуется», – отметил Снегирев.
Остальная часть дороги ремонтируется передовым способом холодного ресайклирования. Это переработка части старого основания, состоящего из черного щебня, с добавлением новой щебеночно-песчаной смеси. Данная субстанция смешивается с цементом при помощи ресайклера. По словам подрядчика, это быстро, мобильно и удобно, потому что не требуется подвоза большого количества материала.
Более подробно о данной технологии рассказал технический директор ЗАО «Южуралавтобан» Сергей Зенкин. «Холодное ресайклирование ведется с помощью двух агрегатов. Первое – это "склад", в котором хранится 30 тонн цемента и 10 кубов воды, которые перемешиваются, и по шлангу готовая субстанция подается во второй агрегат, который, собственно, называется ресайклером. Данный аппарат с помощью барабана длиной 2,5 метра поднимает 20-сантиметровый слой старого основания дороги (максимум полметра) и туда сразу же добавляется суспензия», – пояснил Сергей Зенкин.
По его словам, в Челябинской области данная технология применяется с 2000 года, но ресайклер в регионе только один.
Добавим, что за экспериментальными участками ведется постоянное наблюдение, мониторится состояние основания. При устройстве данных участков дорожники отрабатывали методы укладки и приготовления бетонных смесей. На асфальтобетонные заводы было установлено дополнительное оборудование для изготовления новых смесей. После укладки данной трассы наблюдать за ее состоянием эксперты планируют в течение ближайших 10-15 лет, будут определены специальные точки, куда планируются выезды для лабораторных испытаний.
Важно отметить, что инициатива использования данных технологий при строительстве и ремонте дорог исходит из Научно-технического совета (НТС) при министерстве дорожного хозяйства и транспорта региона, который призван внедрить на территории Челябинской области наиболее прогрессивные технологии и инновационные материалы в сфере строительства, ремонта и содержания автодорог и искусственных сооружений на них.
Как рассказала секретарь НТС Татьяна Скоробогатова, за прошлый год состоялось сразу пять заседаний совета, на которых было рассмотрено 17 предложений, из которых часть эксперты отклонили, однако десять технологий были рекомендованы проектным институтам для внедрения в проекты с учетом соответствующих условий, предложения по геоинформационным системам в процессе изучения и сравнения. Так, было реализовано предложение по обустройству пяти пешеходных переходов города светодиодным освещением и датчиками движения.
Собственно, по решению членов НТС были построены участки дорог с использованием новых материалов: модификаторы асфальтобетонных смесей Duroflex, «Унирем» и «Эластен»; устройство основания дороги с разными технологиями для сравнения для эксплуатации в одинаковых условиях: сталефибробетон, бетон с добавкой микрокремнезема и методика холодного ресайклирования. На уровне лабораторных испытаний были подобраны рецепты, испытан материал, который сейчас укладывается.
В составе НТС работают представители Миндортранса, ОГКУ «Челябинскавтодор», ФКУ Упрдор «Южный Урал», МБУ «Управление дорожных работ Челябинска», проектных институтов, подрядных организаций, также приглашаются представители заинтересованных предприятий.
Напомним, планируемый объем дорожного фонда в 2016 году, с учетом дополнительных «медведевских» 400 млн рублей, составит почти 10,5 млрд рублей (9,2 млрд в 2015). Около 40% дорожного фонда пойдет на содержание трасс в Челябинской области. В натуральных числах это 4 млрд 481,7 млн рублей. На строительство и реконструкцию автодорог, включая сельские, предусмотрено 1,846 млрд рублей, 1,723 млрд на обычный и 911,4 млн – на капитальный ремонт. На субсидии местным бюджетам в дорожном фонде 2016 года предусмотрено около 1,5 млрд рублей, которые пойдут, в том числе, на строительство 14,49 километра и ремонт еще 32-х.