Сегодня, 30 ноября 2020 года, автомобильный завод «Урал» (Миасс, Челябинская область) отмечает 79 лет со дня образования, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Понимая огромную важность обеспечения войск автомобилями, Государственный комитет обороны в октябре 41-го принял решение об эвакуации Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗиС) в глубокий тыл. Всего из Москвы было вывезено 12 800 единиц оборудования, размещенного на 7 708 вагонах и платформах. Сначала станки и оборудование вывезли в Ульяновск, однако 30 ноября 1941 года последовало решение разместить моторное и литейное производства в Миассе.
Оборудование прибывало на открытых платформах обледеневшее, занесенное снегом. Разгрузочная площадка растянулась на 360 метров вдоль железнодорожной ветки, а эшелоны с оборудование все прибывали. Разгружая станки, материалы, детали, люди работали самоотверженно, понимая: чем больше моторов станет получать фронт, тем выше будет скорость наступления советских войск. При разгрузке платформ создавались ударные бригады.
В тот первый военный год зима была особенно суровой, стояли сильные морозы. А у некоторых прибывших из Москвы работников не было даже рукавиц. Миассцы делились с прибывшими теплой одеждой, тем, кто «обжигался» железом, отливали руки теплой водой.
Снятые с железнодорожных платформ станки ставились на железные листы, катки и волокуши, и вручную доставлялись к местам установки, для разгрузки не было подъемных механизмов и талей. «Когда измученные непосильным трудом люди буквально валились с ног, на их место вставали другие. Поначалу домой никто не уходил, это требовало лишних затрат времени и сил, устраивались на отдых кто где мог. Спальные бараки появились позднее», – так описывает это событие Артур Манин в исторической книге «Завод у подножия Ильмен».
В срочном порядке возводились производственные корпуса: за 7 дней было построено здание подстанции, за 21 – инструментальный цех, за 45 дней к новостройке была протянута высоковольтная линия электропередач. Стены корпусов только еще достраивались, не было крыш и окон, но в морозную зиму прибывшие москвичи и миассцы, обогреваясь кострами и самодельными печками, начали давать первую продукцию. В цехах в срочном порядке устанавливалось новое оборудование, которое ждало запуска и наладки. Работы велись круглосуточно, ночью – при свете карбидных ламп. Уже в марте 1942 года начал работать первый цех нового завода, а в апреле 1942 года были собраны первые моторы и коробки скоростей. За 1942 год заводом было выпущено 9 430 автомобильных моторов и 15 375 коробок скоростей. За годы войны заводом было выпущено 77 813 моторов, а всего за время их производства до 1 июня 1978 года – 1 708 420 единиц.
Страна остро нуждалась в автомобилях, и по решению Госкомитета обороны от 14 февраля 1943 года автомоторный завод преобразовывается в автомобильный. Автозаводцы взялись за выполнение новой ответственной задачи. Перед выпуском первого автомобиля монтажники не выходили из цехов по трое суток. Первый уральский автомобиль «ЗиС-5В», прозванный в народе «Захаром», сошел с конвейера 8 июля 1944 года. В годы войны автомобиль был одинаково востребован на фронтовых передовых и в тылу. Уральские грузовики воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, на их шасси делались топливозаправщики, полевые мастерские, санитарные автомобили и т. п.
В дальнейшем на автозаводе «Урал» конструкция автомобиля «ЗиС-5В» прошла несколько этапов модернизации: на машину были установлены гидравлический привод тормозов, усиленный редуктор заднего моста, бортовая платформа увеличенной прочности, улучшенный водяной насос, новый держатель запасного колеса и др. В конце 40-х гг. автомобиль стал называться ЗИС-5М (модернизированный). В послевоенные годы завод выпускал двухосные автомобили собственной разработки: газогенераторный «ЗиС-21А», «Урал-ЗИС-353М», покоритель целины «УралЗиС-355М». Преемниками «ЗиС-5В» стали «УралЗиС-355М», трехосные автомобили «Урал-375», дизельные «Уралы-4320», ставшие основой для создания целых семейства грузовиков. Каждый из этих автомобилей стал определенной вехой в истории создания техники марки «Урал». В последующие десятилетия было налажено производство автомобилей для сельского хозяйства и для нефтегазового комплекса, организовано собственное производство вахтовых автобусов «Урал-3255», организован выпуск полноприводных автомобилей повышенной грузоподъемности - таковы основные этапы истории развития уральского автомобильного завода и уральских грузовиков. Уральские автомобили всегда отличали такие качества как надежность, выносливость, повышенная проходимость.
Сегодня уральское предприятие является одним из крупнейших производителей грузовых полноприводных автомобилей в России. За 79 лет автозавод выпустил на дороги всего мира чуть менее 1,5 млн грузовиков марки «Урал».