65 лет Великой Победы: неизвестная война. Часть 2

Общество
22 марта 2010 года, 16:45

Агентство новостей «Доступ» продолжает проект «65 мгновений Великой Победы», в котором мы рассказываем о вкладе жителей Челябинска и Челябинской области в победу над фашистской Германией. Выпуск 17-й. Продолжение темы, начатой в предыдущем выпуске.

Халатность или диверсия?

Интересно, но аварии на железной дороге случались постоянно и не только по вине работников ЮУЖД. И хотя Челябинск находился в тысяче километров от линии боевых действий, случаи диверсии здесь тоже случались. Вот что можно узнать только из одного документа, датированого 15 октября 1941 года: «10 октября 1941 на станции Челябинск произошло крушение военного поезда № 126».

Эта авария была не первой. Как следует из секретных документов, только в сентябре на дороге случилось пять крушений, одна авария и почти 400 чрезвычайных ситуаций. За первую декаду октября – еще одно крушение и одна авария.

«Руководство дороги не делало никаких выводов после крушения поезд № 150, которое произошло ровно за месяц, 10 сентября 1941 года, проявляют нетерпимую беспечность и до сих пор не перешли на режим военного времени», – говорится в документе.

Умереть у станка

Письмо директора Челябинского электродного завода начальнику Главалюминия, датированное январем 1943 года подтверждает это. «На заводе работает свыше тысячи человек. Из них 124 являются дистрофиками, преддистрофиками. На рабочих местах в качестве физически полноценных рабочих работает только восемьсот человек».

Не лучшая ситуация и на других предприятиях, по данным здравпункта. Так, на протяжении января зарегистрировано 16 смертей от истощения среди рабочих Кировского завода (ЧТЗ). Основная часть смертности идет за счет рабочих-трудармейцев, проживающих в общежитиях. Чаще всего у них нет теплой одежды и обуви, и из-за этого они круглосуточно находятся в цехах, «тем самым, подвергая себя воздействию вредных газов, и являются распространителями завшивленности среди рабочих». Проживающие в цехах рабочие занимаются торговлей и обменом вещей, кражами, в результате чего некоторые из них остаются без карточек, одежды и вынуждены голодать.

Не лучше и ситуация в Златоусте. В частности, 8 февраля 1942 года в рапорте одного из начальников строй-колонны Чернавина наркому боеприпасов говорится, что дирекция завода им. Ленина в Златоусте не обеспечила встречи трудармейцев: «В настоящее время бойцы находятся в исключительно плохих условиях. В общежитии, которое состоит из 4-ярусных нар, очень большая скученность, даже не все бойцы имеют свое место отдыха, нет сменного белья, а спят в той же одежде, в которой работают. На заводе спецовки не выдают. В результате сильная завшивленность. В помещении нет умывальников, нет уборных, поэтому бойцы носят в кружках воду и умываются на нарах и в проходах. В столовой нет посуды. С одной чашки едят 10 человек, и в результате появилась массовая дизентерия, невыходы на работу и случаи прямого дезертирства».

В таком положении к началу 1942 года в области оказалось 120 тысяч человек. 

Кадры решают все

Проверка, проведенная наркоматом танковой промышленности, выявила серьезные нарушения на Кировском заводе. В частности, как говорится в документе под грифом «совершенно секретно», кадры на заводе подбирались без опыта работы – отсюда и частая смена руководящих кадров. Так, в танковом отделе, созданном для управления танковым производством в 11 крупнейших цехах за период с декабря 1941 по сентябрь 1943 год, сменилось семь руководителей. «В результате такой свистопляски, несерьезного и неправильного подбора кадров танковый отдел является самым неорганизованным отделом, не способным влиять на ход производства в цехах, – читаем в документе. – По этой причине была срывается программа по выпуску танков».

Кроме того, главный инженер завода Жозеф Котин, по мнению наркома, не способен руководить Кировским заводом. «В его работе имеется целый ряд крупнейших ошибок и упущений. Так, программа августа по танкам «KB» сорвана, потому, что своевременно не была организована необходимая помощь цеху МХ-2 по изготовлению основного узла силами других цехов. С начала получения задания по машине Т-34 было ясно, что стальное литье будет самым узким местом на заводе. Таких примеров, к сожалению, на заводе много. Цеха не чувствуют помощи главного инженера, он не пользуется авторитетом. При таком положении директор завода Махонин один, без работоспособных, волевых и знающих дело помощников, всего сделать не может». Отметим, что в 1943 году директором завода вновь Кировского завода вновь становится Исаак Зальцман.

Большой брат следит за каждым

В годы войны под строгим контролем находилась не только работа радиоузлов, но и использование радиоприемников как населением, так и в учреждениях. Интересно, что в конце 1943 года наркомат связи СССР отказал в установке радиоприемника в кабинете председателя Челябинского горисполкома, руководствуясь при этом постановлением СНК РСФСР о пользовании приемниками. Вообще, за радиовещанием был установлен особый контроль. Так, был сослан редактор районной газеты «Кочкарский рабочий», который вместе с эвакуированным гражданином использовал редакционный приемник для слушания фашистских передач. Такая же участь постигла дежурного радиотехника радиоузла Златоустовского металлургического завода, которая включила в радиотрансляционную сеть немецкий канал, вещающий на русском языке.

Руководству ВКП(б) по области было предписано раз в месяц проводить контрольные проверки работы радиоузлов и правильности использования приемников коллективного пользования, о результатах проведенной проверки докладывать отделу пропаганды и агитации обкома ВКП(б).
 

Продолжение следует...


Совместный проект АН «Доступ» и объединенного государственного архива Челябинской области