Есть в Кунашакском районе село, название которого – Большой Куяш – с башкирского переводится как «Большое Солнце». Направляясь туда впервые полгода назад, владыка Феофан увидел печальную картину. Один из красивейших храмов Челябинской области – храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный почти 200 лет назад в память о погибших солдатах Отечественной войны 1812 года, являл собой полуразрушенное здание с пустыми глазницами вместо окон, где редкими «гостями» были разве что бездомные собаки…
«Когда я увидел этот храм, когда познакомился с его историей, узнал, что он посвящен победе над Наполеоном, то стало очень больно на душе: как же так? – сокрушается архиепископ Златоустовский и Челябинский. – Вообще это бы задача государства. Уж какие-какие, а такие памятники мы обязаны сохранять! Грядет 200 лет Победы, и с чем мы придем? Вот с таким разрушенным храмом? Это позор!!! Встали бы наши те предки, которые этот храм возводили в этом прекрасном месте, пожалуй, не в лучшее, может быть, экономическое время, чем у нас… Наверное, как бы они отстегали нас всех и как бы горько, наверное, сокрушались…»
Полгода спустя, 22 октября 2011 года архиепископ приехал в Большой Куяш уже в другом настроении. По словам владыки, даже много путешествуя по миру, он редко ощущал такой трепет, как во время этой поездки. Ведь все эти месяцы владыка Феофан посвятил тому, чтобы начать восстановление храма. Нашел подрядчиков, с которыми сам ведет переговоры. И в результате снизил цену строительных работ в несколько раз. Искал деньги, чтобы заплатить рабочим. Изыскивал средства епархии и вкладывал даже свою собственную зарплату, скромный, для его сана, размер которой – 30 тыс. рублей – архиепископ не скрывал с самого начала своего служения на Южном Урале.
И вот уже видно преображение: заканчивается внешняя черновая отделка здания, внутри залит новый бетонный пол, готовятся к покраске стены. Жизнь на святой «стройке» заметна невооруженным глазом: кто-то поставил у оконной решетки баночки с живыми цветами.
«Целый век Россия ругалась над своими святынями. К великому сожалению, ругалась с беспрецедентной жестокостью! И пока церкви будут стоять разрушенными, они будут обвинять всех нас в нашем варварстве», – сказал владыка деревенским жителям, пришедшим на освящение купола старинного Покровского храма. «Пожалуй, немного вы найдете храмов, которые были бы посвящены победе над Наполеоном. Задумайтесь: 200 лет! Здесь вся Россия должна, по сути, объединиться бы…»
«Да, наконец-то», – раздался голос в толпе деревенских.
« Кто сказал: “Наконец-то”? – казалось, архиепископ еле сдерживал негодование. – Кто из вас что-то сделал для этого?»
«…Ну, мы с ребятами убирали здесь территорию, старались порядок вокруг поддерживать…» - несмело ответила одна из женщин. Архиепископ с интересом наблюдал за местной молодежью – школьниками, стоявшими рядом: «Молодежь, на вас надежда. В ваших руках – Россия! Или наркотики, или Россия. Тогда по-настоящему это будет храм села. Наркотиков нет у вас? – Нет, что Вы! – А в школе? Нет? А в селе? Так бывает или не бывает?»
Нестройный хор голосов с ответами разделился. «Бывает», – донеслось до владыки.
«Вот с этой бедой надо бороться всем вместе. Вот вы, молодежь, что касается наркотиков, запомните, что я сейчас скажу. Сразу, как только вас кто-то один раз сманил попробовать, считайте, что вы встали на путь смерти. И очень быстро будете к ней идти…» – сказал архиепископ Феофан. И приступил к молебну. После него окропил купол с крестом и пришедших к храму местных жителей святой водой.
В завершение владыка рассказал собравшимся, что сподвигло его на воскрешение храма. «Главной в этом деле была решимость восстанавливать этот храм. Начали с того, что нужно было сделать в первую очередь, с того, что рушится. Стены, фундамент укрепить, пол. Ведь это не просто восстановление, не просто поштукатурить… Вы посмотрите, сколько элементов сложных, которые требуют очень кропотливого подхода в реставрации. Ведь это практически реставрация: восстановление храма в первобытном состоянии. И я думаю, ко Дню победы над Наполеоном храм это будет как памятник – свидетель великого русского духа… И таких церквей, требующих немедленного спасения, у нас еще много. Вот говорят: пусть церковь и восстанавливает. Но церковь-то не рушила храмы, церковь-то созидала. И поэтому обязанность в том числе власти – раз мы правопреемники тех, кто рушил храмы, – восстанавливать их», – говорит владыка Феофан.
Он также рассказал, что уже говорил об этом с полпредом президента на Урале, с губернатором Челябинской области и нашел у них полное понимание. «И надеюсь, что мы с Михаилом Валериевичем вместе будем думать не только о том, как замечательно сделаны дороги – лучшие на Урале, но и о составляющей духовной. Ее мы тоже будем восстанавливать», – сказал архиепископ.
Как оказалось, установить купол на храме – задача не из легких. Сделанный в Трехгорном 500-килограмовый святой груз из нитрита титана поднимали автокраном.
Зрелище было настолько интересным, что никто из местных не спешил расходиться даже после того, как владыка уехал. «Ну, герои-мужики…» – слышится в толпе. И невольно соглашаешься, что работа высотников без страховки вызывает неоднозначные эмоции. И страшно, и веришь, что с мужиками-работягами, залезшими на крышу храма, ничего случиться не должно, ведь святое дело делают…
Кстати, крышу строители покрывают особым способом. Листы железа скрепляют без единого гвоздя, по технологии, сохранившейся со времен Петра Первого.
К юбилею 200-летия Победы над Наполеоном стройка должна завершиться. Мало осталось в Большом Куяше стариков, помнящих храм действующим. Местные жители рассказывают историю, ставшую почти легендой: до 1936 года звон 16 колоколов этого храма слышали за 25 километров в соседних селах и даже Каслях. Деревенские надеются, что колокольный звон единственного во всем Кунашакском районе православного храма скоро услышат и их дети и внуки.
Оксана Лахина,
фото автора
На эту тему:
на рассылку dostup1.ru