ВАЖНО. В России вступают в силу новые правила выплат по ОСАГО

28 апреля 2017 года, 13:05

В пятницу, 28 апреля, вступают в силу поправки в закон об ОСАГО – теперь автомобилисты будут получать от страховой компании отремонтированную машину, а не деньги; впрочем, есть и исключения, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».

ТОЛЬКО НОВЫЕ ДОГОВОРЫ

По словам президента РСА Игоря Юргенса, новая норма будет действовать только с новыми договорами, заключенными с 28 апреля. Поэтому переход к натуральному возмещению будет постепенным, а оценить эффект от него можно будет только через полгода.

КАК БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ПРОЦЕСС

При продаже полиса ОСАГО или при принятии заявления от клиента на страховое возмещение страховщик предложит список станций технического обслуживания (СТО), с которыми у него заключены договоры. Закон определяет требование к таким станциям и к восстановительному ремонту в целом, которые страховщик должен соблюсти.


Расстояние до СТО либо от места ДТП, либо от места жительства автовладельца (по выбору) должно составлять до 50 км. Срок ремонта автомобиля не должен превышать 30 дней, за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Гарантийный срок на ремонт составляет полгода, один год – на кузовные и лакокрасочные работы. Автомобили не старше двух лет, имеющие гарантию, должны ремонтироваться в соответствующих СТО, которые имеют право проводить работы, с сохранением гарантии.


«Если страховщик в состоянии обеспечить эти условия, то восстановительный ремонт обязателен. Если нет, то выплата производится деньгами. Однако отмечу, что здесь стоит несколько раз подумать, прежде чем отказываться. Например, станция может находиться на расстоянии не в 50, а в 60 километрах от вас. Это не такая уж большая разница, но в случае денежной выплаты будет учитываться износ, соответственно, она будет гораздо ниже, чем при возмещении в натуральной форме. Тем более, по нашим оценкам, при денежном возмещении доплата за износ может составлять до 38%», – подчеркивает Юргенс.

Согласно закону, автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако этот момент необходимо согласовать со страховой компанией.

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ В АВАРИИ ПОСТРАДАЛИ ДВА АВТОМОБИЛЯ

Директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев разъяснил, каким образом страховщик возместит ущерб, если в аварии пострадали два автомобиля, один из которых застрахован после 28 апреля, а другой – до.

«Если после аварии возможно прямое возмещение ущерба, то есть в аварии пострадали только два автомобиля, нет пострадавших и споров по обстоятельствам, то пострадавший идет к своему страховщику. И если у него новый полис, то он будет направлен на ремонт. Если старый – то возможна выплата. Если в аварии пострадало несколько автомобилей, то прямое возмещение ущерба невозможно. И здесь все зависит от того, какой полис у виновника. Если новый, то пострадавший получит ремонт. Если старый – деньги», – цитирует Ефимцева «Российская газета».

Кстати, через 180 дней прямое возмещение ущерба будет возможно и в случае, если в аварии пострадали несколько автомобилей.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ БУДУТ ВЫПЛАЧИВАТЬСЯ ДЕНЬГИ

Документ устанавливает ряд случаев, когда приоритет восстановительного ремонта не действует: причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожение автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 тыс. рублей). Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов. «Однако по договоренности со страховой компанией потерпевший может получить и в этих случаях натуральное возмещение», – уточнил Юргенс.

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ РЕМОНТ АВТОМОБИЛЯ НЕ ПОНРАВИЛСЯ

Если потребителя не устроили результаты проведенного ремонта, он может обратиться к страховщику с соответствующим заявлением. «СТО очень заинтересованы в работе по схеме натурального возмещения в ОСАГО. Страховые компании обеспечат им стабильный поток клиентов, поэтому в их же интересах проводить работу качественно и в срок. Ведь в случае неудовлетворительной работы страховщик расторгнет с такой станцией договор», – отметил Юргенс.

По словам директора департамента страхового рынка Банка России Игоря Жука, если страховая компания не будет справляться, на нее будут жалобы, то помимо наложения санкций в виде штрафов Центробанк может отлучить ее от натурального возмещения. И ей придется по старинке расплачиваться деньгами. А это грозит новым столкновением со страховыми мошенниками.

«Идея документа родилась как возможность противодействия мошенничеству в ОСАГО, которое приняло уже гипертрофированные формы. Предполагалось, что мошенники, которые заинтересованы в наличных деньгах, автоматически будут исключены из взаимодействия страховщика и потребителя услуги ОСАГО, так как возмещение должно производиться в натуральной форме, то есть ремонтом», – добавил Юргенс.

Но в любом случае страховое сообщество возлагает большие надежды на эту реформу. «Положительный эффект мы увидим не сразу, так как действие поправок распространяется только на новые договоры. Постепенно начнет накапливаться статистика и практика применения этих норм, что в дальнейшем позволит усовершенствовать и "докрутить" этот закон», – заключил президент РСА.

А МЕЖДУ ТЕМ

В перспективе ОСАГО ждут и другие новые перемены. Например, сейчас Минфин разрабатывает несколько законопроектов, которые предполагают большую привязку коэффициентов страховых тарифов к водителю, а не к автомобилю. Также ведомство предлагает ввести новую скидку на ОСАГО для водителей, не получивших штрафов за нарушение правил.