Дмитрий Микулик – о качестве асфальта, недобросовестных подрядчиках и саммите ШОС
Старая как мир тема плохих дорог в 2016 году приобрела не просто острый, а уже отчасти болезненный характер. Недовольные автомобилисты фотографируют ямы, в отдельных случаях – даже «хоронят» дороги, устраивая показательные акции и флешмобы. Между тем, по данным регионального Миндортранса, работы по строительству и реконструкции дорожной сети проходят в плановом режиме, простоев и отставаний в графике нет, деньги стабильно выделяются из бюджетов всех уровней, а благодаря активной позиции губернатора Бориса Дубровского в 2016 году область даже получила на эти цели дополнительные средства. С чем связан преждвременный износ региональных автодорог, как их состояние влияет на экономику Южного Урала и почему обыватели зачастую несправедливы по отношению к дорожникам – в интервью Агентству новостей «Доступ» рассказал министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Дмитрий Микулик.
- Дмитрий Сергеевич, как Вы оцениваете сегодняшние темпы строительства и ремонта дорог?
- Темп работы по тем объектам, которые находятся в стадии исполнения, отражен в графике. Ход работ по нему нас полностью утраивает. Конечно же, хотелось бы идти на опережение. Сегодня нас удовлетворяет работа подрядной организации по содержанию дорог. Речь идет о проведении ремонтов, обустройстве слоев износа дорог. По большому счету, плановую цифру, которую мы видели на весь сезон, они сделают за три месяца: май, июнь, июль.
- Вы говорите о ЗАО «Южуралмост»?
- Да. Здесь у нас позитивный момент. Сам подрядчик рад этому достижению. Опасения и риски были, но они не оправдались – «Южуралмост» подтвердил свою компетентность.
- А что касается некомпетентных подрядчиков?
- Такие подрядчики, к сожалению, были и есть, но надеюсь, их не будет в будущем. При всем обывательском мнении про дорожников, нам как государственным заказчикам тяжело призывать к ответу подрядные организации. Хотя поставить перед ответом само министерство – элементарно. Можете поднять все кодексы, документы – мы доступны всем ветрам. А подрядчик здесь защищен многими нюансами. Поэтому мы пока можем проводить только информационно-разъяснительную работу и внимательно контролировать ход исполнения контрактов. По итогам мониторинга мы попробуем наработать какой-то опыт, который позволит нам в будущем избегать недобросовестных подрядчиков.
- Сегодня подрядчик несет ответственность за свою работу три года, так? А если через два года с дорогой что-то случится, как вы поступаете?
- Вы говорите про гарантийные обязательства? По разным слоям, разным уровням дороги существует определенный гарантийный срок. Например, на верхний слой дорожной одежды – четыре года. На нижнюю конструкцию – до восьми лет. Соответственно, если через два года произойдут изменения или разрушения, то, конечно, подрядчик обязан за свой счет исправить эти разрушения. Это прописано во всех государственных контрактах, и министерство держит этот вопрос на постоянном контроле.
- Так, а почему подрядчики допускают такую халатность? Им-то какой резон переделывать?
- Мы разбираемся с причинами этих ситуаций. Это бывает не совсем качественное проектирование, когда геология преподносилась одна, а по факту, когда начинались работы, видели другую. Мы сейчас тоже с этим пытаемся бороться на стадии технического задания, в том числе, планируем ужесточать ответственность для проектировщиков. Потому что строительство дороги начинается с проектно-изыскательных работ. То есть просто нарисовать дорогу – без изыскательских работ – невозможно, если ты не понимаешь, какой там состав грунта, какая гидрология, какие леса вокруг, какой рельеф местности. В итоге из-за ошибки проектировщика страдает подрядчик.
Еще один нюанс – некачественный асфальт. За это также однозначно отвечает подрядчик. То, что битум (твердое или вязкое органическое соединение; вещество, применяемое в дорожном строительстве. – Прим. АН «Доступ») сейчас, мягко говоря, не очень устраивает – это факт. И подрядчики знают, что наши требования очень жесткие. Поэтому не игнорируют этот вопрос, а ищут возможности. Это проблема системная и не только нашей области. Сегодня многие нефтепроизводители предлагают модифицированный битум. Но цена вопроса отличается в разы. При нашей системе ценообразования, когда мы проходим госэкспертизу, комиссии, мы, соответственно понимаем, что эти супердорогие вяжущие системы подрядчикам не по карману.
В Челябинской области тестируют инновационное дорожное покрытие
- По Вашей оценке, сколько должны прослужить дороги Челябинской области, даже если при строительстве используется некачественный асфальт?
- Межремонтные сроки – от точки строительства до точки капитального ремонта – составляют 10 лет. Сейчас Федеральное дорожное агентство разработало программу, чтобы довести этот срок до 12 лет. Речь идет о специфике эксплуатации. Это значит, если на дороге интенсивность движения небольшая – асфальт спокойно может простоять 10 лет. Если же эту дорогу нещадно эксплуатируют, то она живет меньше.
У нас, как известно, регион транзитный. По нашим данным, только в Челябинской области зарегистрировано 20,5 тыс. единиц большегрузного транспорта. Это не считая того, который мимо нас проходит. И пусть проходит! Мы рады, что по нашим дорогам ездят перевозчики. Но не нужно делать из дорожников крайних. Я еще раз подчеркну – не дорожники разрушают асфальт, мы его чиним!
- Раз мы транзитный регион, справедливо полагать, что нам должны больше выделять денег…
- Губернатор поддержал нас в этом году. По состоянию региональных дорог можно судить о развитии экономики региона. Перевозчик может ехать со скоростью 30 километров в час, а может 60. И чем лучше дорога, тем больше перевозчиков, тем больше возможностей для бизнеса.
- А можно строить дороги качественно, но не очень дорого?
- Мечта… Есть автомобиль Mercedes, а есть – «Запорожец». Вот я бы тоже очень хотел купить первый по цене второго...
- Хорошо. Давайте разберемся, сколько стоит один километр качественной дороги.
- Нет такого параметра – стоимость километра. Каждый проект – индивидуален. Есть, например, дороги, которые проходят над магистральным газопроводом. Есть высоковольтные линии, которые пересекают эти дороги, линии связи. Давайте для примера возьмем самую простую дорогу. В одном месте она по сухому рельефу идет, а в другом подрядчик должен включить в нее 10 водо-пропускных труб – и соответственно оценивать километр. На этой же дороге три километра будут стоить 400 млн, потому что здесь требуется огромное переустройство, огромное количество сетей. Такую же сумму мы потратим на 25 километров дорог там, где нет таких «врезок».
Дорожный фонд Челябинской области на 2016 год составляет 10,5 млрд рублей (в 2015 году – 9,2 млрд). За эти деньги планируется построить около 69 км региональных дорог, отремонтировать 88,5 километров и провести капитальный ремонт 28 километров.
Муниципалитеты на дорожные работы в виде субсидий получат порядка 1,8 млрд рублей. По решению правительства, средства перечислены в 27 муниципальных районов и 16 городских округов. Это позволит в 2016 году построить 14,5 километров и отремонтировать 69 километров муниципальных дорог.
Челябинск и Копейск в этом году увеличат объем ремонтных работ вдвое по сравнению с изначально запланированным, поскольку федеральный центр выделил области дополнительные 400 млн рублей на дорожные работы по итогам апрельской встречи премьер-министра Дмитрия Медведева и губернатора Бориса Дубровского. По решению Миндортранса, половину этой суммы – 200 млн – получит Челябинск, 22 млн – Копейск, еще 178 млн рублей направят на ремонт дороги регионального значения – обход города Челябинска (западный).
- К слову о деньгах. На днях депутаты Законодательного Собрания расширили перечень источников финансирования дорожного фонда – теперь бизнесмены также смогут выделять деньги на ремонт южноуральских трасс.
- Да, но некоторые журналисты поняли эти изменения не так однозначно, назвав это прежде всего «пожертвованиями водителей на ремонт дорог». Нужно понимать, что это не касса, куда можно вносить деньги. Это, прежде всего, способ решения проблем. По сути, дорожный фонд предлагает бизнесу новые механизмы работы. Мы об этом говорили изначально, еще когда формировали пояснительную записку.
Например, все мы знаем, что в Челябинской области, помимо транзита, значительную нагрузку на дороги дают горнодобывающие предприятия, которых у нас множество. Бюджетные ассигнования не позволяют решить весь масштаб возникающих в связи с этим проблем. Сейчас мы видим, что предприятия сами готовы нести ответственность за свою деятельность, строить новые дороги, инвестировать в ремонт и благоустройство дорожного полотна. У нас даже есть ряд предложений от таких вот социально-ответственных компаний, готовых вкладываться, но лишенных такой возможности из-за законодательных ограничений.
Благодаря предложенным нами изменениям теперь у них появилась такая возможность. Сейчас ведутся переговорные процессы.
- Можете сказать, сколько организаций уже согласились внести свой вклад в дорожный фонд?
- Нет. Отмечу еще раз, переговорные процессы идут с достаточно большим количеством организаций. Сейчас есть несколько направлений, которые мы обсуждаем. В каждом направлении есть своя специфика. Результаты будут видны позже.
- Средства, поступившие в этот фонд, могут использоваться оперативно в течении года? Можно будет на эти деньги быстро отремонтировать какие-то проблемные участки?
- Все бюджетные средства используются с применением законодательства Российской Федерации в части контрактной системы закупок. Оперативность их использования от меня не зависит. Мы зависим от той процедуры, которая прописана законом.
- Регион усиленно готовится к саммитам ШОС и БРИКС. Участвует ли в этой работе Миндортранс?
- Миндортранс участвует во всех процессах. В частности, в своей государственной программе «Развитие дорожного хозяйства Челябинской области на 2015-2022 годы» мы разрабатываем подпрограмму развития ее административного центра, то есть Челябинска. Мы понимаем, что перед Челябинском стоят очень серьезные задачи, и одному городу будет тяжело решать проблему даже в части маршрута следования официальной делегации. На каких объектах будут работы, пока сказать не могу, потому что все зависит от мест пребывания гостей, от их маршрута, а эти факты пока неизвестны.
Например, с городом необходимо заняться дорогой из аэропорта. Есть много различных предложений – по расширению, по благоустройству. Дорога, в принципе, широкая. Но там необходимо как минимум сделать освещение, пешеходные зоны. И уже даже с учетом вот этих минимальных мероприятий это будет комфортная дорога для встречи гостей.
Беседовала Екатерина Михлик
на рассылку dostup1.ru