В России могут ввести административное наказание за публичное оскорбление жертв катастроф: под штраф от трех до пяти тысяч рублей могут попасть пользователи социальных сетей, разместившие соответствующие комментарии, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Поводом для законодательной инициативы, которая скоро должна поступить в Государственную думу, послужила авиакатастрофа пассажирского самолета A321 в Египте, на борту которого летели 217 пассажиров и семь членов экипажа. Случившееся вызвало бурную реакцию в Сети, начиная с негодования или соболезнований и заканчивая крайне некорректными высказываниями некоторых интернет-пользователей.
«Эти люди, которые погибли, к ним нельзя относиться плохо. Есть закон такой: о тех, кого нет, либо хорошо, либо никак, – подчеркнул в беседе с ТАСС председатель Законодательного Собрания Владимирской области Владимир Киселев. – А что касается жертв катастроф, эти люди погибли не по своей вине, поэтому, конечно, нужно делать все возможное для того, чтобы каких-то негативных высказываний в их адрес не было».
Сегодняшнее законодательство по сути не позволяет наказать рублем за вербальное надругательство над жертвами катастроф и чужим горем. В Кодексе об административных правонарушениях есть статья 5.61 «Оскорбление». В ней три вида штрафов: за унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме; за оскорбление в публичном выступлении или СМИ; за неприятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или СМИ. Ни под один из пунктов действия интернет-комментаторов не подпадают, констатирует «Российская газета». Именно эту статью и предлагается дополнить положением о штрафах физлиц «за публичное распространение информации о трагических событиях и их жертвах».
Эксперты с пониманием относятся к попытке с помощью штрафов добиться дисциплины в соцсетях. С другой стороны, там люди выражают частное мнение, в чем отказать невозможно, считает Андрей Новиков-Ланской, заместитель директора Центра управления информационно-коммуникационными и массмедийными процессами РАНХиГС. По его словам, проблема в том, что в России пока нет культуры сочувствия и соболезнования и нет канона публичного выражения этих переживаний. Например, в США есть целый набор словесных формул, вполне банальных, но если ты их используешь, то все понимают, что ты хотел сказать, и это естественная и единственно правильная реакция на подобную катастрофу.