В Челябинске немало людей, которые ежедневно делают что-нибудь хорошее и полезное, однако большинство жителей региона даже не знает о своих земляках, создающих современный облик сурового уральского города. Агентство новостей «Доступ» продолжает рассказ БЕЗ ПАФОСА об активистах, спортсменах, медиках, социальных работниках и представителях многих других профессий, которые делают этот мир лучше, светлее и добрее. И часто – на голом энтузиазме.
Практически каждый житель Челябинска хоть раз бывал в местной филармонии – в концертном зале имени Сергея Прокофьева на пересечении улиц Кирова и Труда. Некоторые слушали здесь классику, другие джазовые концерты, а кто-то приводил детей на новогоднее шоу. За выступлением каждого коллектива стоит большая работа сотрудников филармонии, среди которых далеко не последнюю роль играет художественный руководитель. Именно эту должность занимает новый герой рубрики «Без пафоса» Владимир Ошеров. О том, как «затащить» звезд российского и мирового масштаба на челябинскую сцену – в материале Агентства новостей «Доступ».
- Владимир Григорьевич, расскажите, как Вы стали музыкантом? Ваши родственники имели отношение к музыке?
- Родители у меня музыкой не занимались – отец работал в торговле, мать в школе. Среди родни фактически не было музыкантов. Моя семья жила на территории Запорожья, и уже в шесть лет я попал в музыкальную школу, где учителя отмечали у меня хорошие способности, но недостаток желания. Когда мне было примерно десять лет, приехал знакомый матери – главный дирижер Московского городского округа. Он меня послушал и предложил поступать в Московское военно-музыкальное училище, куда проводился набор. Из девяти претендентов в военкомате выбрали двух ребят, среди которых оказался я. Мы поехали в столицу, где на конкурс прибыло 800 желающих. Я поступил, набрав самый высокий балл. Там я проучился семь лет, на второй-третий год уже стало понятно, что буду серьезно заниматься музыкой.
- Как складывался Ваш творческий путь после училища. Каким образом Вы попали в Челябинскую филармонию?
- После училища, в 1970 году, я поступил в Московскую государственную консерваторию имени Чайковского на военно-дирижерский факультет и закончил ее в 1975 году. По распределению до 1980 года служил дирижером военного оркестра в Свердловской области. Затем переведен в оркестр Челябинского высшего танкового командного училища. В 1990 году уволился из Советской армии на пенсию.
Уже в 80-х годах многое меня связывало с Челябинской филармонией – писал музыку, делал аранжировки, сольные программы с певцами (в качестве пианиста). Например, был детский новогодний спектакль Челябинской филармонии в ДС «Юность» в 1979 году, музыку для которого писали я и мой друг Валерий Ярушин. Было шесть моих и пять его песен. В 1992 году я уехал жить в Израиль на 15 лет, как тогда мне казалось, навсегда. Однако состояние здоровья внесло свои коррективы – после 55 лет начались «дикие» скачки давления, которые стали опасны для жизни. Уезжать было жалко, потому что я работал штатным аранжировщиком на втором канале местного телевидения и директором колледжа. И все-таки в 2007 году приехал в Челябинск, где Алексей Пелымский предложил мне эту должность. Сразу же попал на 70-летие филармонии и взялся делать юбилейный концерт – мне удалось сделать 24 номера с разными коллективами и солистами.
- Что изменилось в филармонии с 2007 года? Как Вы оцениваете работу в сравнении с аналогичными учреждениями культуры в России?
- Мы сейчас на большом подъеме. Если сравнивать Челябинскую филармонию с другими – сегодня мы выдвинулись очень сильно и уступаем, пожалуй, только Московской, Свердловской, Новосибирской филармониям, которые имеют огромные бюджеты. Далее идет Челябинск, Краснодар, Томск. То есть в восьмерку-десятку по стране мы попадаем.
Впрочем, бюджет тут далеко не главное – сочинять музыку можно и на Марсе, и в палатке, и в Южной Африке, но ее должен кто-нибудь сыграть, и от качества исполнения зависит восприятие зрителей, поэтому вот в этом сегменте наличие денег играет немалую роль.
По сравнению с другими филармониями мы имеем уникальные вещи – программы юбилеев Булата Окуджавы, Андрея Петрова, Михаила Таривердиева, Александры Пахмутовой. Например, программа Окуджавы, созданная к его 80-летию, повторяется по многочисленным просьбам. Была программа с Анной Герман – концерт прошел на аншлаге – 80 человек остались в фойе. Есть концерты кавказской, цыганской, азербайджанской, армянской, еврейской, татарской музыки. Также проходят уникальнейшие хоровые вещи, среди которых программа «Госпожа Оперетта», где собраны отрывки из лучших произведений. Оркестр «Классика» с Адиком Абдурахмановым творит настоящие чудеса. С 2016 года под крылом филармонии находится Челябинское отделение Всесоюзного фонда «Новые имена» Дениса Мацуева.
- А ведь у нас есть еще и джазовое отделение...
- Челябинск постепенно стал одним из серьезных джазовых центров России. Это неспроста – отсюда родом Анатолий Кролл (президент РФ называет его "министром джаза"), который приезжает пять-шесть раз в году. Еще один мэтр, Давид Голощекин, часто бывает в Челябинске. Уже 16 лет идет международный джазовый фестиваль «Какой удивительный мир» – один из самых ярких в России.
Все это заслуга местных музыкантов, в том числе «Уральского диксиленда» во главе с Игорем Бурко. Важно отметить, что все в этом мире существует на личных контактах и связах – Ив Корнелиус, Дениз Перье, Андрей Конаков, Сергей Манукян просто так не приедут.
- А приоткройте тайну, как работает технология приглашения иностранных коллективов и крупных российских исполнителей?
- Существует два основных варианта. Есть музыканты, которые уже приезжали – мы просто узнаем о новых программах и приглашаем. Второй вариант – неизвестные нам исполнители присылают свою рекламу и видеозаписи. Мы связываемся с другими филармониями, где они выступали, чтобы узнать, как они себя показали, и приглашаем.
Здесь существует большая политика. Многое происходит за счет Минкульта РФ и московских организаций, которые частично оплачивают выступления столичных солистов и коллективов. Кроме того, есть удивительный генеральный директор – Алексей Пелымский, благодаря которому Челябинск часто оказывается в списках маршрутов гастролей именитых российских музыкантов и коллективов. Большинство оркестров делают турне по стране из пяти-шести городов и среди них оказывается Челябинск – это подарок местным зрителям.
Именно подарок, потому что если кто-нибудь думает, что гастроли окупаются благодаря 300 рублям, заплаченным за билет, он глубоко заблуждается. Например, один концерт оркестра Михаила Плетнева стоит миллионы рублей. На коммерческой основе мы такой концерт не осилим, потому что придется поставить билеты стоимостью 4-5 тыс. рублей, и непонятно соберется ли зал.
- Достаточно ли Челябинску действующего концертного зала?
- Наша техническая база не соответствует потребностям. В концертном зале филармонии может поместиться 550 человек, что очень мало для миллионного города. Зал настолько занят, что артисты не могут репетировать на сцене. «Уральский диксиленд» занимается в подвальчике. В Челябинске бесспорно должен быть зал на 1,2 тыс. мест. Такие есть в Кургане, Тюмени, Воронеже и других городах. Это позволило бы собирать больше зрителей, проводить более качественные концерты.
ДС «Юность»... Честно, я не понимаю, как люди ходят туда слушать музыку за 4 тыс. рублей. При этом около 60-70% исполнителей звучат там «под плюс» (фонограмму. – Прим. АН «Доступ»). Отмечу, что Россия – единственная страна мира, где не запрещено так делать. В Израиле, например, это карается штрафом до 150 тыс. долларов.
Оперный театр для концертов вообще не предусмотрен – здесь все продумано так, чтобы хорошо было слышно вокалистов. Театр драмы предусмотрен для драматических спектаклей.
В Тюмени, например, построили зал на 1,2 тыс. человек с вращающейся сценой, опускающейся оркестровой ямой, новой аппаратурой и светом. Если бы Челябинск оборудовали подобным помещением, все приезжие музыканты соглашались бы выступать только в нем. Нынешний зал филармонии хорош только для академических концертов и джаза.
- Что нужно чтобы такой зал появился?
- Нужно понимание тех, кто выделяет деньги, что стыдно, когда нет такого зала в огромном городе. Ведь в нем можно проводить и другие мероприятия.
- Появится ли на Южном Урале собственный симфонический оркестр?
- Много лет мы бьемся над созданием челябинского симфонического оркестра. В 2016 году начали процесс его формирования. Мы постепенно пытаемся по три-четыре музыканта набирать в будущий оркестр – предположительно удастся собрать полный «комплект» через пять-шесть лет. Есть инструменты, которыми владеют всего четыре человека, а другие много лет не преподают. К сожалению, мы не можем, как тюменцы, собрать всех нужных музыкантов сразу – не хватит денег.
- Как Вы оцениваете челябинскую публику?
- В Челябинске очень хорошая публика и довольно разная. Потрясающая джазовая публика – это подтверждают даже Кролл и Голощекин. Люди не просто приходят, а понимают, как себя вести на концертах, когда аплодировать – по реакции, понимаешь, что это профессиональная публика. Очень интересная публика на камерных и классических концертах. Ходит также и молодежь. Если бы в Челябинске появился большой концертный зал, возможно, ситуация еще поменялась бы...
- Многие ругают поп-культуру, а как вы к ней относитесь?
- Поп-музыка – это произведения, которые нравятся миллионам, а то, что нравится миллионам, не подлежит поруганию. Нельзя плевать на миллионы. Вы можете сказать «мне не нравится», «это не мое», но не признавать, то, что нравиться миллионам, нельзя – это, по меньшей мере, странно. В Израиле все очень просто. Чтобы народ любил классическую музыку трижды в неделю министерство культуры за бюджетные деньги откупает праймтайм и ставит в эфир, что считает нужным: классику, джаз, фольклор. В России молодые люди слушают, например, тяжелый рок, который в мире уже 30 лет мало кому интересен, не потому что им так сильно это нравится, а потому что ничего больше не слышат. За рубежом люди слушают тяжелый рок, потому что выбрали его, а не из-за отсутствия альтернативы.
- Вам нравится работа в должности худрука Челябинской филармонии?
- Очень нравится. Мне 63 года, поэтому амбиций уже нет, карьеру я делать не собираюсь, к тому же, различные звания мне не интересны. Я просто пишу музыку, делаю аранжировки, каждые два годы выпускаю авторские концерты, сам иногда играю, дирижирую. Я занимаюсь своим делом, здесь у меня широкие возможности, и мне никогда не стыдно за то, что мы делаем.
Все кто занимается музыкой – это очень специфические люди. При этом они тоже имеют семьи, нуждаются в еде и одежде, однако для них этим ценности жизненные не исчерпываются. По себе могу сказать – мне нравится, что я делаю, как это получается. Мы не люди бизнеса, которые стараются заработать любой ценой.
- Какие планы на ближайший год?
- Надеемся, что удастся провести фестиваль Владимира Спивакова, о котором говорим уже несколько лет. Планируется, что он будет приезжать ежегодно. Таким образом, будет фестиваль Мацуева, Спивакова, Фольклорный фестиваль «Синегорье», «Какой удивительный мир». Мы в прошлом году получили хороший грант от Минкульта РФ, и в нынешнем снова его удостоены. Он будет направлен на фестиваль «Орган без границ», также будут всероссийские хоровые ассамблеи – впервые за 25 лет. Проводится единственный в мире фестиваль «Джаз на большом органе». Планируется концерт Клавдии Шульженко, Александры Пахмутовой. Хотим запустить музыкальный водевиль на шесть-семь человек. В сюжете XIX века провести мостик к современности. Это будут артисты филармонии и обязательно с живым оркестром.
- Будут ли зарубежные гости?
- Да, например, знаменитый австрийский скрипач Лутц Лесковиц. Обязательно кто-нибудь приедет на джазовый фестиваль «Какой удивительный мир» – состав будет зависеть от финансовых возможностей. Если честно, то зарубежных гастролеров становится меньше из-за возросших гонораров.
- Влияет ли политическая обстановка на музыкальную сферу?
- Политика нет, а финансы – заметно. Бюджеты умудряются сокращать, а это страшная вещь, потому что уже есть конкретные планы и договоренности...
Сергей Боровинских,
фото из социальной сети