Российские буддисты сегодня, 5 февраля, встречают «Белый месяц» (Цаган Сар, Шагаа или Сагаалган) и Новый год по лунному календарю – год Желтой Земляной Свиньи, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Новый год (Сагаалган) буддисты отмечают каждый год в разное время: дата праздника рассчитывается по лунному календарю и, как правило, приходится на конец зимы – начало весны. Длится он целый месяц: в это время принято ходить в гости и самим принимать у себя дома родных и близких. Почетным угощением в дни торжества является «белая пища» из молочных продуктов и мясные блюда.
Первый день Сагаалгана, 5 февраля, объявлен выходным в традиционно буддийских регионах России – Бурятии, Калмыкии и Туве.
«Поздравляю вас с наступлением Нового года по лунному календарю и началом Белого месяца. <...> Важно, что буддийские общины активно участвуют в жизни нашей страны, укрепляется их взаимодействие с государственными и общественными организациями, большое внимание уделяется воспитанию молодежи, реализации востребованных благотворительных и просветительских инициатив. Такая плодотворная работа достойна самого глубокого уважения», – говорится в поздравительной телеграмме Владимира Путина.
Год Свиньи начнется 5 февраля, в день новолуния
ПЯТНАДЦАТЬ ЧУДЕС БУДДЫ
Поскольку монголы, буряты и тувинцы являются последователями той же школы, что и тибетцы, то и у них в течение первых двух недель после наступления Нового года в храмах ежедневно проводятся службы в честь одного из 15 чудес Будды.
В первый день первого весеннего месяца он воткнул в землю свою зубочистку, из которой выросло дерево, заслонившее кроной весь небосвод, Солнце и Луну. На ветвях дерева висели плоды, вмещающим пять ведер воды. На второй день Будда сотворил по обеим сторонам от себя высокие горы с фруктовыми деревьями.
На третий день он ополоснул рот водой и выплюнул эту воду на землю. Вода превратилась в озеро, в котором цвели лотосы. На четвертый день по воле Будды из озера раздался громкий голос, который проповедовал священное учение. На пятый день Будда улыбнулся, и от его улыбки разлился свет в три тысячи миров.
На шестой день все последователи Будды познали мысли друг друга и узнали о воздаянии, которое ожидает их за совершенные добродетели и прегрешения. На седьмой день Будда предстал перед учениками в окружении властителей мира. Все это время лжеучителя были бессильны произвести какое-либо чудо, мысли их путались, языки немели, а чувства были подавлены.
На восьмой день Будда прикоснулся правой рукой к трону, на котором сидел, и перед ним появились пять свирепых чудовищ: они начали разрушать сидения лжеучителей, а появившееся божество Ваджрапани прогнало отступников. После этого 91 тыс. почитателей лжеучителей перешла на сторону Будды.
На девятый день Будда предстал выросшим до небес и проповедующим учение обитателям всех миров. На десятый день он стал видимым одновременно во всех царствах материального мира. На одиннадцатый день тело Будды обратилось в свет. На двенадцатый день из тела Будды вышел золотой луч, который осветил царства трех тысяч миров, а все, кого коснулся свет, прониклись учением.
На тринадцатый день Будда испустил из пупа два луча, которые поднялись на высоту семи саженей, и каждый луч был увенчан цветком лотоса, которые затем заполнили всю Вселенную. На четырнадцатый день Будда сотворил колесницу, которая достигла мира богов. На пятнадцатый день Будда наполнил едой все сосуды в городе. Затем Будда рукой коснулся земли: она разверзлась, и все увидели ад, в котором страдали души стремившихся получать от жизни только наслаждение. Увидевшие муки ада смутились, и Будда продолжил проповедовать свое учение.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников