Пришедшая на месяц раньше календарного срока зима скрыла дороги и тротуары и традиционно обнажила проблемы, связанные с уборкой города. Многобалльные заторы, равнодушные управляющие компании, некомпетентные подрядчики, которые «имея на руках лишь стол и стул», заявляются на аукцион, снижают цену до смешного минимума и, как следствие, усложняют жизнь и властям, и горожанам. Последние вынуждены «таранить» грязные сугробы возле пешеходных переходов, на остановках общественного транспорта и во дворах многоэтажек. А между тем, это далеко не все проблемы, с которыми столкнулся зимний Челябинск в 2016 году. Есть вопросы по логистике, сосулькам, припаркованным «до весны» автомобилям… Но как изменить ситуацию? Что нужно сделать для более эффективной работы, имея минимальное финансирование? На эти вопросы попытались ответить участники круглого стола, прошедшего в среду, 23 ноября, в региональном правительстве. Самые интересные тезисы записал корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Программа круглого стола, организованная Штабом общественной поддержки губернатора и членами Общественной палаты региона, включала в себя короткие доклады всех имеющих отношение к теме чиновников и экспертов. О ситуации на снежных улицах рассказали представители районных администраций, прокуратуры, ГИБДД, Госжилинспекции, подрядчиков и городского управления благоустройства. Модератором беседы выступил член Общественной палаты Челябинской области, руководитель направления «Строительство и благоустройство» Штаба общественной поддержки главы региона Николай Дейнеко.
«Тема достаточно серьезная, она важна для каждого жителя. Это подтверждает большое количество жалоб со стороны людей, которые говорят о некачественной уборке придомовых территорий. Впрочем, мы вчера в течение двух часов гуляли по центру города и тоже нашли проблемы. Поэтому сегодня попытаемся выявить именно те моменты, системные, которые мешают людям оставаться довольными уборкой снега. Подчеркну, что это не "галочное" мероприятие – каждый из приглашенных имеет влияние и может изменить ситуацию», – отметил Дейнеко.
Докладчики, пользуясь моментом, пытались «похвастаться» своими успехами, ссылаясь на тонны вывезенного снега, обновленный парк техники и круглосуточную работу, однако модератор уверенно их прерывал, требуя говорить о самом насущном.
ПОВЕЗЛО ИЛИ НЕ ПОВЕЗЛО С ПОДРЯДЧИКОМ
Ежегодно руководители районных администраций загадывают желание – а вдруг повезет с подрядчиком, у него окажется достаточно техники, людей, компетенции, чтобы территория убиралась оперативно и качественно. Аукционы, на которые совершенно законно заявляются десятки, а то и сотни фирм, имея на руках «лишь стол и стул», подпортили немало нервов как чиновникам, так и жителям Челябинска. «В этом году мы два раза разрывали контракт по летней уборке. Заходит подрядчик, у него ничего нет, опускает до минимума цену, которой не хватит даже на вывоз мусора, и все. Понимаете? Может быть, нам придумать какую-нибудь другую систему, создать свое МБУ при каждом районе, которое будет работать 24 часа и семь дней в неделю?» – задал наболевший вопрос заместитель главы Калининского района Александр Колесников.
Впрочем, другим районам повезло чуть больше. «Мы дышим свободно. Подписали контракт на уборку снега сразу на полгода, то есть вплоть до марта. Уборка проводится ежедневно, мы контролируем, замечания устраняются», – отмечает заместитель главы Металлургического района Елена Зыкова, но сетует на другую проблему – логистику.
КООРДИНАЦИЯ РАБОТЫ
«Южуралмост» прошелся по дороге, «согнав» всю грязь и остатки снега на обочины и тротуары, а за час до этого районный подрядчик подмел асфальт и посыпал его противогололедной смесью – работа насмарку. Или вот еще: в три часа дня управляющая компания запланировала работы по уборке снега и сосулек с крыши – утренний результат труда дворника просто пропал...
«Нужно координировать работу управляющих компаний, районных подрядчиков и дорожников, чтобы, например, во время уборки снега с крыши техника и люди уже стояли в боевой готовности и шли следом, – отметил Дейнеко. – В этом могут помочь современные технологии, в том числе оборудование ГЛОНАСС».
ОРГАНИЗАЦИЯ, КОНТРОЛЬ, ОТКРЫТОСТЬ
Идею предложил начальник отдела ГЛОНАСС ОГБУ «Челябинский региональный центр навигационно-информационных технологий» Артур Астахов.
«Это оборудование можно устанавливать на технику коммунальных организаций. Руководители будут видеть, где работает та или иная спецмашина, по какому маршруту она передвигается. Более того, общую картину смогут наблюдать и жители города. Потому что сейчас власти рапортуют, мол, на дорогах работают 185 единиц техники, а люди эту технику не замечают. В Тюмени, например, такая система давно в работе, любой желающий может зайти на сайт и посмотреть. Речь идет об открытости», – привел пример Астахов.
Кроме того, местные жители смогут оставлять свои обращения в специальном сервисе системы, присылать фотографии и жалобы. Это поможет оперативнее решать проблемы.
ВЕЧНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ
Уборка снега в Челябинске, как известно, идет в круглосуточном режиме – об этом регулярно рапортуют дорожные службы города. Однако далеко не всегда расчистить дорогу представляется возможным: все чаще дорожники сталкиваются с непреодолимым препятствием – припаркованными или просто брошенными автомобилями, мешающими расчистке территории.
«Почему вот эту недвижимость, вечно стоящую на обочинах, не вывезут эвакуатором? Убирали снег, например, на улице Сони Кривой, но из-за этого "подснежника" осталась не очищена вся левая полоса. И такие машины стоят без движения до весны», – возмущаются общественники.
Старый вопрос получил традиционный ответ. «Дело в том, что мы имеем право заставлять водителей убирать свои авто только в тех случаях, когда нарушаются правила ПДД. Если соответствующие дорожные знаки установлены – мы эвакуируем машины, мешающие уборке. Однако если знаков нет – мы ничего не можем сделать», – резюмирует начальник отдела дорожной инспекции УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области Павел Шишаев.
Председатель Общественной палаты Челябинской области Олег Дубровин предложил перенять практику столичного региона. «В Москве используют дорожные знаки, которые регламентируют время разрешенной парковки. То есть машину можно оставлять только на определенные часы, а в случае нарушений автомобиль эвакуируют на законных основаниях, – говорит Дубровин. – Опыт можно для начала апробировать на центральных улицах и гостевых маршрутах».
По итогам встречи была принята резолюция. Несмотря на все вышеизложенное, участники круглого стола пришли к выводу, что уборка в городе ведется на хорошем уровне. Однако контроль со стороны общественников будет усилен. Так, модератор мероприятия предложил Общественной палате Тракторозаводского района в ближайшие две недели проконтролировать уборку снега совместно с администрацией территории «ради эксперимента». «Посмотрим, как будет выглядеть процесс со стороны», – заключил Дейнеко.