Общественная палата Челябинской области намерена содействовать внедрению и распространению в детских домах региона лучших практик постинтернатного сопровождения. Это новый формат, в рамках которого воспитатель-«родитель» или волонтер-«брат» сможет объяснить почти взрослому выпускнику такие моменты, как, например, запись к врачу, разговор в банке, оплата налогов. Главная цель – помочь ребятам максимально комфортно адаптироваться в большом городе и взрослой жизни, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
В течение двух с половиной месяцев – с сентября до середины ноября – члены региональной Общественной палаты по поручению федеральной Палаты провели мониторинг 64 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимо было определить проблемные точки, выяснить их причины и подготовить рекомендации по исправлению ситуации.
Общая картина оказалась позитивной: детей в детских домах становится меньше, материально-техническая база учреждений ежегодно улучшается, нехватки кадров – воспитателей и педагогов – не чувствуется.
Как рассказала член Общественной палаты Челябинской области, председатель региональной общественной организации «Совет родителей обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Челябинской области» Елена Сыркина, во всех проверенных детских домах дети обеспечены всем необходимым для нормальной жизни. Санитарное состояние жилых комнат, санузлов, помещений для отдыха, игр, занятий – хорошее. Во всех учреждениях имеются медицинские кабинеты с набором необходимого оборудования и медикаментов, хорошо организовано питание, воспитанники обуты и одеты по сезону. Поэтому в целом у проверяющих сложилось благоприятное впечатление.
«Однако казенное учреждение – оно и есть казенное. Оно не может дать такого комфорта и психологической безопасности, как семья. В идеале должно быть, как в обычной семье: спальня, зал, где все собираются и пьют чай, кухня. Важно, чтобы воспитателей работало немного – не девять человек на одну группу, а два-три, но постоянных, без "текучки". Они должны давать не только базовое образование, но и максимально готовить ребенка к выходу во взрослую жизнь. И поэтому сейчас основная задача – переформатировать детские дома в Центры по сопровождению приемных семей. Речь идет, в первую очередь, о тех учреждениях, где детей осталось немного», – подчеркнула Елена Сыркина.
Как с сожалением отметила член Общественной палаты, выпускники детских домов действительно имеют определенные препятствия к комфортному выходу в «свободное плавание». Они не могут ориентироваться в городе, самостоятельно платить за услуги ЖКХ, им трудно удержаться на работе. У многих сирот есть психологические проблемы – страх неприятия, тревога по поводу будущего, отсутствие мотивации. Воспитанники казенных учреждений привыкли, что за них все делают, поэтому важно научить их жить самостоятельно.
Эксперт говорит, в частности, о системе наставничества, которая может помочь освоить столь непривычную для бывших воспитанников детских домов жизнь. Такую роль могут сыграть не только преподаватели, но и волонтеры. «Они могут взять на себя часть этого функционала – поговорить с детьми, сделать с ними уроки, сходить на хоккей, в театр, показать, как платить за коммуналку. Другое дело, что для того, чтобы попасть в детские дома, волонтерам нужно собрать кипу справок. Но если есть желание – найдутся силы и на эту процедуру», – отмечает Елена Сыркина.