Дети-сироты есть практически в каждом регионе России, но государство не в состоянии помочь каждому ребенку, поэтому безвозмездную поддержку сиротам оказывают общественные организации и благотворительные фонды. На Южном Урале одной из таких организаций является Областной благотворительный общественный Фонд помощи детям-сиротам «Надежда». О сложностях работы детских сиротских учреждений – в интервью Агентства новостей «Доступ» с председателем фонда Надеждой Батист.
Надежда Батист начала работать с детьми в юности, когда трудилась в Ленинском райкоме комсомола Челябинска. Параллельно она работала в детской комнате милиции района с трудными мальчишками из неблагополучных семей. Летом Надежда Алексеевна собирала хулиганов по дворам и вывозила на Таганай, где ребята проводили время на природе и встречались с селянами. Многим удавалось помочь – они понимали, что есть другая жизнь, менялись, создавали семьи. Спустя годы они приходили к Надежде Батист и благодарили за помощь, оказанную в самый трудный момент в жизни.
«Здорово, когда мальчишка-сирота или мальчик из неблагополучной семьи стал другим – это главное. Мальчик – это будущий муж, отец, добытчик, и если у него все хорошо, то получится нормальная семья», – говорит Надежда Алексеевна.
Из-за дорожной аварии Надежда Батист получила серьезную травму, год пролежала в больнице, однако не сдалась и встала на ноги. После этого она возглавила общество инвалидов 7-го микрорайона Курчатовского района. Однажды, прогуливаясь в лесном массиве, она заметила здание и детей на площадке в одинаковой одежде. Оказалось, это Дом ребенка. Надежда Алексеевна сразу же предложила свою помощь, и все, что оставалось у инвалидов, она несла сиротам.
Через некоторое время на базе Дома ребенка был учрежден благотворительный фонд. За поддержкой в его создании Надежда Батист обратилась к Петру Ивановичу Сумину, в 1993 году возглавлявшему организацию «За возрождение Урала». С будущим губернатором Надежда Алексеевна была знакома по комсомольской работе.
«Помню, я сказала ему: "Петр Иванович, Вы возрождаете Урал, а я буду возрождать детство на Урале, давайте работать вместе"». По совету будущего губернатора Надежда Батист получила в столице благословение Патриарха Алексия II, который пообещал приехать и благословить челябинских сирот и слово свое сдержал. После этого Петр Сумин дал добро на создание фонда.
Дальше была бумажная работа, потому что фонд «Надежда» стал первой подобной организацией в Челябинской области.
СПОРТ ВОСПИТЫВАЕТ В ДЕТЯХ ХАРАКТЕР
- Какие были обозначены направления деятельности фонда?
- Фонд создавался для детей-сирот домов ребенка Челябинска, а потом и области. Затем мы стали работать с детскими домами, приютами, интернатами, домами инвалидов, больницами и санаториями, где лечились и отдыхали сироты. Позже к нам стали обращаться опекаемые сироты, выпускники сиротских учреждений, многодетные и малоимущие семьи, семьи с детьми-инвалидами, беженцы и даже пенсионеры. Фонд никому не отказывал, чем могли, тем и помогали. После создания фонда мы проехались по всем домам ребенка области, приютам, интернатам, и другим организациям. Узнавали, какие есть проблемы и помогали их решать – кому-то надо построить забор или отремонтировать крышу, другим построить реабилитационный центр, иногда нужно закупить прачечное оборудование или оформить площадки на территории. Также приобретали одежду, обувь, детские игрушки, медоборудование, постельные принадлежности, памперсы, продукты питания.
Мы проводим для подопечных разнообразные мероприятия. Это Международный день защиты детей 1 июня, Полевой палаточный лагерь «Надежда» (июль), День знаний (сентябрь), Международный день инвалида, Новый год, День матери. Также ведется ежедневная работа с детьми и семьями. Одного необходимо устроить в больницу, другого направить на переобучение, третьего устроить на работу, четвертого просто накормить или одеть, пятого направить на кодирование, а за шестого оплатить коммунальные услуги. В Фонде работают адвокаты, которые бесплатно консультируют и защищают детей в судах первой и второй инстанций по разным делам.
- Откуда поступают средства на существование Фонда?
- Долгое время мы работали по программе «Дети Южного Урала», которая предусматривала выделение конкретных средств на наши мероприятия. Получали инвестиции из разных регионов России. Также поступала помощь от учредителей, попечителей, спонсоров. Фонд собирал одежду, обувь, книги, детскую косметику через средства массовой информации.
Например, когда затопило Нагайбакский район, многие люди потеряли практически все имущество. Фонд отвез туда четыре машины вещей (одеяла, подушки, спальные принадлежности, новую одежду, школьные принадлежности, портфели, посуду, строительные материалы и многое другое). Аналогичная ситуация была с украинскими беженцами – мы выдавали им продукты питания, овощи, одежду, гигиенические и школьные принадлежности, обувь. Всего помощь получили 350 семей.
Кроме грантов, субсидий и спонсоров, деньгами делятся обычные граждане. Например, есть один парень, который постоянно переводит на наш счет небольшие суммы денег. В 2014 году мы выиграли грант – 2,5 млн рублей, на который построили большую хоккейную коробку для самого большого коррекционного интерната в области – школы-интерната № 9 Челябинска, а также наняли тренера, который учит ребят правильно играть в хоккей.
Когда дети занимаются спортом, у них мало остается времени на плохое, они начинают лучше учиться, меньше болеть, появляется настоящая мужская дружба. Ведь спорт воспитывает характер, а для сирот это важно.
Кроме того, фонд выиграл грант за качественное ведение отчетности – 3 млн рублей. Данные средства пошли на поддержку жителей Карабаша. Оказывали помощь выборочно: пьющим семьям давали одежду и питание для детей, благополучным семьям, многодетным переводили деньги на конкретные нужды: гасили задолженность по кредитам, за коммунальные услуги, выделяли деньги погорельцам.
- Как распределяются средства между учреждениями?
- Просто созваниваемся с детскими сиротскими учреждениями, узнаем, в чем они нуждаются. Иногда они сами звонят нам, когда у них случается беда. Потребности бывают разные: срочный ремонт крыши, покупка спортивного или медицинского оборудования, одежды, кондитерских изделий, игрушек. Если ребята приходят лично, то мы обычно решаем этот вопрос с приемными родителями.
ЛАГЕРЬ «НАДЕЖДА»
- Расскажите поподробнее про летний лагерь «Надежда».
- Была мечта открыть лагерь для детей, где-нибудь на природе. В 2000 году мы стали искать подходящее место и остановились на большой поляне около Сикияз-Тамакского пещерного комплекса, который расположен на стыке Башкирии и Челябинской области, в районе реки Ай. На первый заезд мы взяли 20 детей, переживших стрессовые ситуации, например, отчим двух девочек убил и расчленил их мать.
Первые две недели дети плакали и просились домой, всего и всех боялись. На третью неделю им стало легче, они успокоились, а на четвертой не хотели уезжать. В школе девчонок не узнали. Классный руководитель и директор не верили в такое поразительное изменение. Они стали хорошо учиться, никого не боялись, стали лидерами. После школы поступили в институты, вышли замуж, построили нормальные семьи.
В лагерь приезжал врач из психоневрологического диспансера, который работал с детьми. Он удивлялся, как хорошо мы поработали с ребятами, и отметил, что место у нас «божественное».
Каждая смена лагеря имеет очень насыщенную программу: сплавы на катамаранах, археологические раскопки, походы по пещерам, скалолазание, зарницы, однажды даже приезжали клоуны из Московского цирка. Различные соревнования проводим – по теннису, волейболу, футболу, шахматам, эстафеты.
Более того, с ребятами работают академики, профессора, доктора и кандидаты наук, ассистенты, студенты последних курсов из Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга, челябинских вузов.
На десятилетие лагеря приезжал губернатор Петр Сумин и сказал, что «лагерь должен жить, потому что у него большое будущее».
За 15 лет работы лагеря численность выросла до 600 человек, а время пребывания стало 12 дней, потому что врачи рекомендовали такой срок.
- Вы работаете с несовершеннолетними правонарушителями в лагере?
- У нас разный контингент. Есть дети-сироты или ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети из многодетных и малоимущих семей, дети, которым мы помогаем сняться с учета. Помню, мне звонили из УВД и спрашивали: «Надежда Алексеевна, что вы сделали с нашими хулиганами? Они стали лучше учиться, бросили курить, записались в секции». А просто мальчишки видят, как здорово в лагере, но чтобы вернуться на следующий год, они должны доказать, что исправились.
- Тяжело ли работать с детьми в лагере?
- Не тяжело, просто детей надо понимать и любить. Правильно увлечь и дать им понять, что мы относимся к ним, как взрослым. Они это чувствуют, особенно мальчишки. Если на парня надавить, сразу получишь отрицательный результат. Просто нужно поручить ему ответственное задание, оказать доверие, и тогда мальчишка его выполнит, почувствует, что ему доверяют, и вырастет в собственных глазах.
- Были сложные случаи за время работы лагеря?
- Да, был случай в самом начале. Из одного детского дома привезли группу ребят с воспитателем. А вечером один из мальчиков пропал. Мы вызвали МЧС и прочесали всю местность в округе, а потом оказалось, что парень залез на дерево, слезть не смог и смотрел, как мы его ищем. Поисковая группа стояла около этого дерева и совещалась, а он сверху говорит им: «Ку-ку». Его сразу же увезли обратно в детский дом. Такое случилось единственный раз за 15 лет работы лагеря.
- Был ли позитивный пример перевоспитания ребенка?
- За одной из девочек мама приехала прямо в лагерь, а дочь попросила разрешения пригласить одного мальчика из детского дома на Новый год к ним в гости. Мама дала согласие, и девочка радостная побежала к мальчику. Вы бы видели эти счастливые лица! Эта детская дружба – большой результат нашей работы. После этого я поняла, что мы не зря ежегодно открываем этот лагерь. Вообще же, мы не перевоспитываем, а даем детям шанс познать природу и себя, задуматься о своей жизни и поведении. Из многих ребят мы вырастили целую плеяду педагогов, историков, археологов, геологов, географов, этнологов, гидрологов.
КАСТРЮЛЯ КАРТОШКИ
- Как относится Ваша семья к благотворительной работе в фонде?
- Дочь у меня врач, детский невролог. Она меня понимала с самого начала и всегда поддерживала, а вот внучки возмущались, что все свое свободное время я отдаю не им, а чужим детям. Они были маленькими и не понимали. Им просто нужна была бабушка. Сейчас они выросли, уже понимают и принимают меня такой, какая я есть.
- Какие ближайшие планы у фонда?
- У меня большая мечта – свозить начинающих хоккеистов из школы-интерната № 9 на море, в поселок Вардане (20 км от Сочи). Эти дети видели море только на картинках и в кино... Мы нашли небольшой летний лагерь на 35 человек, договорились о недорогой аренде, проезде со скидкой. Сочинская мэрия готова провести пять недорогих экскурсий: посещение Сочи, олимпийской деревни, канатной дороги, Ледового дворца с игрой в хоккей и аквапарка. Всего планируется десять дней на море и шесть в пути. Я хочу, чтобы эта мальчишеская мечта сбылась.
Все желающие могут оказать материальную помощь при сборе средств для этой поездки.
Реквизиты: Челябинский областной благотворительный фонд помощи детям-сиротам домов ребенка «Надежда»
454080, Челябинск, проспект Ленина, дом 79, офис 103 "А"
телефон 8(351)263-84-79; 265-87-45
ИНН 7448020490
КПП 745301001
Банк ПАО «Снежинский» Снежинск
р/с 40703810001000001945
к/с 30101810600000000799
БИК 047501799
- Планируете продолжать благотворительную деятельность?
- У меня была куча тяжелых травм и заболеваний, и я постаралась с честью их перенести, но когда у меня случился инфаркт, и я оказалась на операционном столе, то впервые в жизни испугалась. Как сироты будут без меня, ведь я действительно им нужна. Когда я лежала в больнице, ко мне пришел бывший парень-сирота, когда-то я ему очень помогала. Он вошел в палату с большой кастрюлей, стесняясь, поставил ее на табуретку и сказал: «Я принес вам очень вкусную картошку, делал сам. У меня больше ничего нет, а картошку, я знаю, Вы любите». Он попросил меня быстрее выздоравливать, потому что я им очень нужна, и ушел. Потом я открыла крышку и увидела картошку с поджаристым луком, горячую, вкусно пахнущую, и очень много. Мы этой кастрюлей накормили всех: и медиков, которые дежурили, и больных.
После вкусной этой картошки легла в палате и думала, что я еще не все на земле сделала для этих детей, нельзя мне умирать. Надо идти к людям, говорить о своих заботах, просить их о помощи.
Поэтому, пока живу и могу работать, буду заниматься фондом. Тем более перед смертью Петр Иванович Сумин дал совет: «Надежда, тебя благословил сам Патриарх Алексий II, работай, не бросай фонд, пока жива. Ты нужна этим детям. Я ведь тоже до конца работал. Пока мог».
Сергей Боровинских,
фото из личного архива Надежды Батист