На одном из маршрутов Челябинска работает единственный в городе мужчина-кондуктор, который ходит на работу как на праздник в прямом смысле слова. Контролер ежедневно надевает деловой костюм и фуражку, демонстрируя свою солидарность с Севастополем. Чем еще кондуктор удивляет своих пассажиров во время поездок на общественном транспорте – в материале Агентства новостей «Доступ».
Фуражку с надписью «адмирал» Валерию Раззаренову подарил родственник. Непривычный для кондуктора головной убор 66-летний мужчина сочетает с деловым костюмом. Идеально отглаженные брюки со стрелками, пиджак строгого кроя, отполированные до блеска туфли − этот дресс-код он соблюдает по собственной воле, заступая на двенадцатичасовую смену.
Внешним видом такой кондуктор сразу привлекает внимание пассажиров и располагает их к себе, вызывая порой неосознанные, но благодарные улыбки пассажиров. «Я всегда в костюме. Люди же вокруг, и я не мальчик, чтобы в спортивных штанах ходить на работу. Мне 66 лет, надо собранным быть. А фуражка – это знак солидарности с Севастополем. Они ж к нам с Крымом присоединились, так что я солидарен и рад – ведь это слава российского флота, истинно русский город! Люблю Севастополь, люблю морскую тему, хоть моряком не стал», − говорит Валерий Раззаренов.
Коренной челябинец, Раззаренов о море мечтал с детства. Но судьба определила ему сухопутную жизнь. Семья Валерия жила в бараках трамвайного депо № 1 – в Челябинске это место было больше известно как поселок Трампарк. Туда, в депо, он и пришел 15-летним мальчишкой учиться на слесаря. До армии сдавал на разряды, повышал квалификацию. Отслужил в ракетных войсках стратегического назначения в Эстонии. А после армии выбрал работу водителя троллейбуса. Но однажды решил сменить профессию и ушел на сталелитейное производство завода имени Колющенко: лил сталь для деталей тракторов и автогрейдеров. Про море теперь только рассказывает внукам.
Зато частью жизни стали трамваи-троллейбусы – общесемейный стаж трудовой династии Раззареновых, как однажды подсчитали в отделе кадров – больше 300 лет. Вот и для Валерия депо стало едва ли не вторым домом. Ведь работает тут, даже выйдя на пенсию – только водительское кресла сменил на кондукторское. И этой перемене искренне рад: «Кондуктором, оно спокойнее. Отвечаешь только за выручку. Не то что водитель – постоянно на нервах».
Впрочем, в работе кондуктора тоже есть свои сложности: ежедневно сталкиваешься с «человеческим фактором» – эгоизмом, хитростью, грубостью... То безбилетники пытаются «раствориться» среди оплативших проезд, то трюки со старыми билетами устраивают. Но у кондуктора Раззаренова за 14 лет стажа развилась хорошая зрительная память. А еще, несмотря на возраст, он моментально и безошибочно отсчитывает сдачу, какую бы купюру ему ни дали, ведь от быстрых и правильных расчетов зависит выручка, а значит, и зарплата.
Кстати, Валерий Раззаренов – единственный мужчина в этой должности на два челябинских депо. А его уже узнаваемый челябинцами аксессуар – фуражка «адмирал» − не просто часть образа, а личный бренд. Увидев Валерия Раззаренова, постоянные пассажиры трамвая седьмого маршрута обмениваются с ним новостями из личной жизни, старики делятся рецептами на все случаи жизни, а пассажирки с колясками и бабушки с тяжелыми сумками знают: в этом трамвае им обязательно помогут войти и выйти. А все потому, что Валерий Раззаренов любит и работу, и людей, заходящих в салон его трамвая.
Жалеет Раззаренов только об одном: городской общественный транспорт теряет пассажиров – большая часть местных жителей пересела на маршрутки. Поэтому радуется и каждому входящему в салон его «семерки», и даже не котирующимся среди кондукторов десятикопеечным монетам, из-за которых вес рабочей сумки за смену, бывает, достигает восьми килограммов.