На улице – апрельский дождь, а в концертом зале «Родина» – музыкальная философия, полифония звуков самого древнего и самого габаритного инструмента мира. За органом – виртуозы из бывших стран СССР: Габит Несипбаев из Казахстана, Мунира Аминова, представляющая Узбекистан, и Анна Стрезева из Молдовы. Именно этим музыкантам выпала честь открыть международный фестиваль «Орган без границ», который оргкомитет приурочил к 25-летию с момента подписания Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Казахский вальс, финал Сонаты № 1 Феликса Мендельсона, хоральные прелюдии Себастьяна Баха и добрейшие отзывы звездных гостей вместе с полным залом любителей «короля инструментов» слушал и корреспондент Агентства новостей «Доступ».
«Искусство, как известно, всегда вне политики и вне времени. У нас часто выступают музыканты из столицы России, из Европы, однако теперь мы решили пригласить наших бывших сородичей. В программе – палитра творчества современных мастеров органного исполнительства СНГ: Азербайджана и Армении, Белоруссии и Грузии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдовы, Узбекистана, Украины, Эстонии и России. К сожалению, в списке нет Туркмении, но только потому что в этой стране нет ни одного органа», – рассказала директор органного зала «Родина» Ирина Андреева.
Впрочем, похвастаться достойным количеством органов из стран СНГ может только Россия – у нас их 122. В соседнем Казахстане таких инструментов всего девять на всю страну, причем шесть из них находятся в двух столицах – Алматы и Астане. А в Кыргызстане «король инструментов» всего один.
Поэтому гости были действительно счастливы приехать на гастроли в Россию, чтобы не только обменяться опытом, попробовать, наконец, другой инструмент, но еще и встретиться со своими однокурсниками, ведь все артисты, как выяснилось на пресс-конференции, в советское время занимались у одних и тех же преподавателей в Московской консерватории.
«Это подарок судьбы, что мы встретились в одном концерте и на одной сцене. И я очень благодарен организаторам за эти гастроли. Ваш орган – замечательный. И дело не только в том, что за инструментом ухаживают, а в акустике зала, и даже, наверное, в его энергетике», – сказал cолист Казахской государственной филармонии имени Жамбыла Габит Несипбаев.
ИСТОРИЯ ПЕРЕЕЗДА ЧЕЛЯБИНСКОГО ОРГАНА ИЗ ХРАМА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Помимо классических фуг и прелюдий он исполнил для челябинцев «Казахский вальс» – свою собственную «транскрипцию» для органа произведения казахского композитора Латыфа Хамиди.
Габит не исключение – каждый из 13 участников обещает представить свою страну исполнением хотя бы одного национального произведения в переложении для органа.
Вторая участница концерта, Мунира Аминова, более 15 лет преподает мастерство игры на органе в Узбекистане. На то, чтобы начать осваивать один из сложнейших музыкальных инструментов, ее вдохновило восхищение музыкальным наследием Баха и желание играть произведения мастера эпохи барокко.
Единственная представительница Молдовы, органистка Анна Стрезева, уже более 30 лет выступает в различных городах России и стран СНГ, а также во Франции, Германии, Румынии, Болгарии, Австрии, Венгрии, Финляндии и США. Исполнительница получила почетное звание Maestro in Arta и признана одним из лучших импровизаторов на органе во всем СНГ. Сходу она способна исполнить сиюминутные импровизации на любые музыкальные темы.
Фестиваль «Орган без границ» продлится с 20 по 25 апреля. Каждый день в «Родине» будут выступать представители трех стран. Так, в четверг, 21 апреля, в программе – Армения, Азербайджан и Кыргызстан.
Важно отметить, что возможность провести музыкальный форум и пригласить на Южный Урал музыкантов разных стран появилась у Челябинской филармонии благодаря получению гранта министерства культуры РФ в рамках федеральной программы «Культура России 2012-2018».