Когда разговор заходит о Челябинской области, в первую очередь, многие вспоминают об экологии, металлургии и «суровости» жителей. Кто-то упомянет о шикарной природе, кто-то – о метеорите, кто-то – о крупных спортивных соревнованиях, которые теперь принимает регион. Но мало кто заговорит о культуре – будто эта часть жизни не так важна. Между тем, на Южном Урале родились такие поистине всенародные праздники, как Ильменка и Бажовка, как конкурс красоты и таланта «Татарочка», как фестивали джазовой, классической и духовной музыки и многое другое. Журналисты Агентства новостей «Доступ» подготовили подборку самых ярких культурных событий региона, которые ежегодно привлекают тысячи гостей.
1970. НАЧАЛО
Уже знаменитая Екатерина Максимова впервые приезжает в Челябинск, про который слышала только, что это промышленный город, где строят заводы и делают тракторы.
- Приехали с сомнением, не надеясь на большой успех, – признавалась спустя много лет артистка, открывая очередной фестиваль в свою честь. – Но зрелище было феерическим. Спектакль задержали минут на сорок, и мы видели, как люди перелезали через забор около служебного входа, забирались через окна. В переполненном зале зрители сидели, стояли, висели… На всю жизнь запомнила самый первый спектакль, который мы танцевали в Челябинске, «Дон Кихот». Успех был оглушительный, и я поняла, что в этом городе любят балет. На гастроли в Челябинск мы стали ездить часто и с удовольствием, танцевали разные спектакли. В вашем городе мне всегда было хорошо.
2003-2004. РОЖДЕНИЕ
Как говорится, звезды сошлись – причем звезды не только в смысле астрономическом. Идея родилась у примы челябинского балета Татьяны Предеиной – ученицы Максимовой. Екатерина Сергеевна дала – и с радостью – свое согласие на то, чтобы фестиваль носил ее имя.
Министерство культуры области, возглавляемое тогда Владимиром Макаровым, поддержало и помогло в организационных моментах. А челябинскому зрителю оставалось только радоваться счастливому союзу – ведь фестиваль, уникальный для провинциального театра, давал прекрасную возможность знакомиться со звездами российского балета, быть в курсе самых ярких балетных открытий, и не в разово-гастрольном варианте, а на протяжении целой недели – от души, сравнивая и наслаждаясь.
К слову, афишу фестиваля великая балерина обычно утверждала сама – и южноуральской публике посчастливилось увидеть спектакли, в которых некогда блистала, исполняя ведущие партии, прима Большого Екатерина Максимова.
2006-2008 ВОЗВРАЩЕНИЕ
В 2005 году – культура всегда вынуждена следовать за политикой, экономикой – фестиваль «заморозили», поэтому третий праздник русского балета «В честь Екатерины Максимовой» сцена Челябинского театра оперы и балета имени М.И. Глинки приняла только в 2006. По традиции виновница зрительского торжества приехала в Челябинск, чтобы представить своих талантливых учеников – солистов Кремлевского балета, имена которых знает весь балетный мир. Тогда, в 2006-м, «Золушку» на открытии танцевали Наталья Балахничева и Юрий Белоусов.
- Я рада, что фестиваль возродился, что я снова с вами, – обращается к челябинцам Великая артистка. – Надеюсь, фестиваль ждет долгая жизнь.
Многое сделали для того, чтобы форум состоялся, министерство культуры области, руководство театра. «Я считаю, что оптимально, когда в городе проходят фестивали по всем видам искусства. Фестиваль Максимовой знаменателен тем, что носит имя великой балерины, полученное, кстати, с ее согласия. Поэтому хотелось бы сделать этот форум брендовым и проводить его регулярно», – прокомментировал министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин.
В 2008 году, в октябре, Екатерина Сергеевна приезжала на Южный Урал в последний раз. Ее приезд знаменовал сразу два юбилея: пятый по счету фестиваль и 50-летие творческой деятельности легендарной балетной пары Екатерины Максимовой и Владимира Васильева.
Владимир Васильев – известный артист балета, хореограф, педагог. В конце XX столетия по опросу ведущих специалистов мира он был признан «Танцовщиком XX века». Васильев, супруг и партнер Максимовой. В 1991 году они были удостоены театральной премии «Хрустальная Турандот». На сцене Челябинского театра оперы и балета Владимир Васильев поставил два спектакля – «Анюту» Гаврилина и «Золушку» Прокофьева.
2009. СМЕРТЬ
Только 1 февраля одна из самых прославленных балерин России широко отпраздновала 70-летний юбилей в Атриуме Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а в апреле ее не стало.
Екатерина Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве. В 1958 году окончила Московское хореографическое училище, после чего поступила в труппу Большого театра и до 1988 года была ведущей солисткой. Ее постоянным партнером был муж – Владимир Васильев.
Еще будучи ученицей, в 1957 году, Максимова выступила в спектакле Большого театра в партии Маши («Щелкунчик» Чайковского). За свою исполнительскую деятельность (в 1958-1988 годах была ведущей солисткой ГАБТа) она исполнила лучшие партии балетного искусства, среди которых Жизель («Жизель» Адана), Китри («Дон Кихот» Минкуса), Золушка («Золушка» Прокофьева), Фригия («Спартак» Хачатуряна), Девушка («Икар» Слонимского), Одетта-Одиллия и Аврора («Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского) и другие.
Помимо своей плодотворной деятельности в Большом театре, Максимова танцевала на других сценах.
2011. ПАМЯТЬ
Культурная традиция была прервана в связи со смертью великой русской артистки, но Екатерина Максимова не тот человек, которого можно быстро забыть. В 2011 году ее преданная ученица организовала в Челябинске другой фестиваль – «Татьяна Предеина приглашает...», который посвятила своему педагогу. Его специальным гостем стал Владимир Васильев, и он в итоге предложил театру и министерству культуры подумать о возрождении фестиваля «В честь Екатерины Максимовой».
- Она им очень дорожила, – признался тогда Владимир Васильев журналистам, добавив, что фестиваль не должен стать обыденным и каждый год проходить по одному и тому же плану. – Мне кажется, наша задача, чтоб была пусть не глава, но хоть одна новая страница в фестивале, пусть будут премьеры, совершаются новые открытия. Мне бы очень хотелось, чтобы он был шире, чем просто фестиваль балета, пусть будут кино, музыка, ведь через нашу жизнь прошло столько имен в музыке, – отметил Владимир Васильев.
2014. ВОЗРОЖДЕНИЕ
Потерять такой фестиваль было бы непростительно. И вот свершилось. Театр оперы и балета снова принимает гостей – профессионалов, знатоков и просто любителей балетного искусства: VI фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» проходит под патронажем правительства области.
Услышаны и слова Васильева о смене формата. Если раньше в Челябинск приезжали, в основном, ученицы Максимовой – звезды балета, то теперь появилась возможность приглашать крупнейшие театры России. Это, по словам министра культуры, придало событию новый импульс, масштабность и перспективность.
Так, в 2014 году Башкирский государственный театр оперы и балета привез «Спартак» в постановке известного хореографа Юрия Григоровича. Из Большого приехали ведущие солисты Мария Александрова и Владислав Лантратов, которые станцевали в спектакле челябинского театра «Дон Кихот». Из Санкт-Петербургской Мариинки – Антон Корсаков и Дарья Павленко, из театра Станиславского и Немировича-Данченко – мастера современного танца Наталья Крапивина и Георгий Смилевски.
Для любителей современного балета событием стало выступление артистов из театра Екатеринбурга, которые привезли в Челябинск нашумевшие авангардные спектакли – «Вариации Сальери» в постановке Вячеслава Самодурова, получившего три «Золотые маски», «Пять танго» на музыку Пьяццоллы и балет «Вакансия» хореографа Константина Кейхеля.
2015. ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ, ИЛИ ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
В 2015 году фестиваль имени прославленной балерины, проходивший в седьмой раз, собрал почти четыре тысячи зрителей, которые получили возможность познакомиться с лучшими достижениями в балете.
В фестивальной афише на сей раз значилось три спектакля – свои работы на суд публики представили Марийский, Самарский и местный театры. Гости из Йошкар-Олы привезли в Челябинск свою версию «Корсара», хозяева предложили зрителю одна из своих самых масштабных постановок «Баядерку» – старинную восточную легенду о несчастной любви храмовой танцовщицы воина вместе с артистами челябинского балета рассказала ведущая солистка Большого театра Анна Никулина, исполнившая главную партию Никии. Третьим фестивальным спектаклем стал балет Самарского государственного театра оперы и балета «Дама Пик» – современный отечественный композитор Александр Чайковский использовал в своем балете музыкальные образы знаменитой оперы «Пиковая дама» своего великого однофамильца Петра Чайковского. Участниками Гала-концерта стали гости из Мариинского театра, «Кремлевского балета» и Самарского театра оперы и балета.
По словам экспертов театрального дела, переоценить значимость такого крупного форума трудно: это единственный в России фестиваль в честь балерины, которую при жизни называли великой, и далеко не каждый город может гордиться тем, что в его биографии есть нить, связывающая его деятельность с личностями такого уровня и масштаба. Сегодня, когда так много говорится о возрождении духовности, подобный фестиваль – это реальное дело, это, как сейчас можно говорить, «плюсик к карме» руководства области, которое поддерживает искру, импульс к знакомству с этим видом искусства. Но такой форум важен не только для публики, но и для артистов, выступающих вместе с мастерами, задающими высокую планку. Такие совместные выступления заставляют совершенствоваться и стремиться к большему.
КНИГА
Добавим, в 2015 году у зрителей фестиваля Максимовой в Челябинске была возможность приобрести уникальную книгу, знаменующую собой новый жанр – энциклопедию, посвященную одному человеку: «Екатерина Максимова. Энциклопедия творческой личности».
Идея книги принадлежит вдохновительнице, настоящему движителю фестиваля, Народной артистке Татьяне Предеиной. Составитель – московский журналист и фотограф Елена Фетисова, которая собирала материалы о Екатерине Максимовой более 40 лет. В книге размещено более 300 фотографий – Елены Фетисовой, других авторов, из личного архива Екатерины Максимовой и Владимира Васильева, из многих музейных и частных архивов.
Книга выпущена челябинским музыкальным издательством «Автограф» тиражом 1 тыс. экземпляров.
Пока Екатерина Максимова – единственная балерина в мире, которая имеет творческую энциклопедию. Сейчас творческая группа работает над энциклопедией Владимира Васильева.