Когда разговор заходит о Челябинской области, в первую очередь, многие вспоминают об экологии, металлургии и «суровости» жителей. Кто-то упомянет о шикарной природе, кто-то – о метеорите, кто-то – о крупных спортивных соревнованиях, которые теперь принимает регион. Но мало кто заговорит о культуре – будто эта часть жизни не так важна. Между тем, на Южном Урале родились такие поистине всенародные праздники, как Ильменка и Бажовка, как конкурс красоты и таланта «Татарочка», как фестивали джазовой, классической и духовной музыки и многое другое. Журналисты Агентства новостей «Доступ» подготовили подборку самых ярких культурных событий, которые ежегодно привлекают гостей со всей России и из-за рубежа.
Вот уже 23 года подряд мастера, любители и ценители народного творчества из разных регионов России и Казахстана ждут три этих июньских дня, чтобы приехать в Челябинскую область и окунуться в океан бережно сохраняемых традиций. С тех пор как Всероссийский Бажовский фестиваль обзавелся постоянной площадкой на озере Сунгуль (Снежинский городской округ), меньше 20 тыс. гостей и 5 тыс. мастеров праздник великой культуры – да-да, все, кто бывал, подтвердят: этот пафос вполне уместен, – не собирает.
Как добраться: около 100 км по трассе М-5 из Челябинска в сторону Екатеринбурга, затем – поворот на Касли, проехать поселки Аллаки и Касарги, а следующий поворот направо и есть эта самая дорога к санаторию «Сунгуль».
Если вас манит деревня, если в городе душно, и сердце рвется ближе к природе, но все время останавливают подленькие мысли насчет того, что в деревне нечего делать, то Бажовка дает отличную возможность не чтобы отрепетировать, но хоть немного прикоснуться к настоящему.
А настоящее здесь все. Девушки и бабушки – в сарафанах, а мужики, как и положено, с бородой – обязательным атрибутом принадлежности к Роду, к истокам и корням.
Приезжающие на Бажовку рукодельники и ремесленники, как правило, просто не представляют себе иной жизни, зачастую это люди, которые, как и сто, и двести лет назад, считают, что место женщины – у домашнего очага, за прялкой или ткацким станком, а мужчина – кормилец и добытчик, они предпочитают крепкие и просторные деревянные избы крошечным бетонным коробкам, которыми поутыканы нынешние города, они любят и умеют работать руками, давно забыли, что такое скука.
Последние годы обязательный атрибут фестиваля – этнопоселения. В своеобразном интернациональном городке соседствуют русские и казахи, татары и башкиры, немцы и украинцы, белорусы и ханты.
И каждый из них приглашает к себе в гости – в хаты, курени, юрты, чумы и горницы полюбоваться их убранством и познакомиться с предметами быта и угоститься традиционными блюдами.
«У нас есть уникальная возможность в течение нескольких дней прикоснуться к безграничной, необъятной культуре великой России. Таким переплетением традиций и культур и сильна наша страна», – отметил, открывая один из фестивалей, заместитель губернатора Челябинской области Евгений Редин.
Большой популярностью всегда пользуется «Мастеровая слобода» – на этой аллее представлены многочисленные народные ремесла: здесь работают камнерезы и гончары, кузнецы и вышивальщицы, ткачихи и мастера берестяного и лозоплетения и многие-многие другие.
Более того, они не просто показывают все, что умеют, но с удовольствием делятся своими знаниями с окружающими – желающих поучаствовать в мастер-классах по гончарному мастерству и резьбе по дереву, соткать или связать коврик с народными мотивами, собственноручно выковать подкову или прямо на месте сделать серьги, при виде которых любой гуччи удавился бы от зависти, всегда хоть отбавляй.
Уже за одну эту возможность фестиваль достоин звания одного из крупнейших культурных событий Челябинской области. А ведь есть еще и официальная программа, и организаторы – Челябинский государственный центр народного творчества – с каждым годом делают ее все интересней и затейливей.
Так, по словам директора Центра Андрея Суслова, Новая Бажовка удивляет большим количеством сценических площадок – их сразу 7 – и конкурсных программ, выступлениями гостевых коллективов областного и всероссийского значения, уникальными народными, творческими программами и богатством традиционных ремесленных технологий: «Гости фестиваля могут посетить мастер-классы, встретиться с коллегами и единомышленниками из разных регионов России и других стран, продемонстрировать свой профессионализм и оценить творчество коллег. Целостность этому масштабному мероприятию придаст традиционное искусство – удивительный источник народной культуры, доброты и любви. И каждый фестиваль становится незабываемым праздником нашей общей истории, давая всем его участникам мощный и яркий творческий импульс».
Со сцен – Малахитовой и Изумрудной, Агатовой и Яшмовой – звучат русские, украинские, татарские, башкирские, мордовские мелодии. Широко льется казачья песня, которую дружно подхватывает тысячная толпа зрителей – свое, родное, и никуда от этого не уйти.
На Малахитовой сцене традиционно выступают профессиональные гостевые коллективы, имеющие звания Народных, Заслуженных и Образцовых. Изумрудная сцена предоставляется для выступлений делегаций Уральского федерального округа. На Агатовой проходят тематические концертные программы. А Яшмовая сцена принимает программы начинающих коллективов и работает в режиме «свободного микрофона». На XXIII фестивале к традиционным сценам добавилась еще одна площадка – Хрустальные ступени: участники этой площадки выступали прямо на ступенях главного корпуса санатория «Сунгуль».
Не забывают на фестивале и о том, чье имя он носит: сказы Павла Бажова, известного уральского писателя-фольклориста, оживают в литературной гостиной «Болботаль и Ласкобай», в артистической мастерской «Кокованин балаганчик», на детской площадке, где самые маленькие, но полноправные участники мероприятия устраивают Поскакушки с Огневушкой, и в вечерних хороводах под названием «Сунгульский перепляс».
Всероссийский Бажовский фестиваль народного творчества. Учредитель – министерство культуры Челябинской области; фестиваль проходит при поддержке министерства культуры РФ и и Федерального государственного учреждения культуры «Государственный Российский Дом народного творчества». Организатором фестиваля является Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Челябинский государственный центр народного творчества». Цель фестиваля – сохранение нематериального культурного наследия России и традиционной народной культуры Южного Урала. С 1999 года фестивалю официально присвоен статус всероссийского мероприятия.
Отзывы гостей фестиваля, в основном, всегда восторженные. Вот лишь несколько из сотен, размещенных в социальных сетях:
- Как гость, честно скажу, что на этом фестивале я потратила гораздо больше, нежели планировала – просто не смогла устоять! Несколько раз слышала, что гости фестиваля говорили, что после этой атмосферы возникает желание бежать домой и тоже заняться творчеством – вязать, строгать, шить, а это самая главная задача подобного мероприятия. Если смотреть со стороны мастера, Бажовка – это единственный фестиваль (который я знаю), где за смешные деньги тебе гарантируют огромное количество покупателей и ценителей ручной работы.
- Оооочень понравилось, ездила впервые, в роли участника. Теплая душевная атмосфера. А самое главное не наблюдала ни одного негативного покупателя, чего не скажу о других мероприятиях,наверное дело в тематике фестиваля:русские народные костюмы, напоминание о старых временах, традициях, ремеслах. От всего этого веяло необыкновенной теплотой! С нетерпением буду ждать следующий фестиваль!
- Спасибо организаторам за труд, мастерам за радость, красоту, самобытность работ таких разных и интересных МАСТЕРОВ! Сколько талантов! Бажовка – это какой-то другой мир, в котором хочется остаться навсегда. В следующем году приедем, нарядимся в сарафаны и посетим все мастер-классы. Особенный дух Бажовки невозможно описать словами. С нетерпением будем ждать следующего фестиваля!
- На Бажовке в этом году были второй раз и чувства такие, что, только заехав на территорию, хочется сказать – я хочу сюда ещё! Бывает всякое: и хор бабушек распевающихся возле костра часов до трех ночи, и надрывающаяся Варя, но как-то это всё быстро очень забывается и в памяти остается светлое – воздух Бажовки, её атмосфера, улыбающиеся гости, мастера и их творения. Хорошая фраза есть – все познается в сравнении, хотя знаю, что все сравнения бессмысленны. Пару недель назад вернулись со Спасской ярмарки, что проходила в славном городе Елабге, так вот всех недовольных Бажовкой хочется отправить туда, а потом послушать отзывы. Если на Бажовке можно услышать фразы « смотри, там китай», то там мы слышали « о, смотри! ручная работа». Гости ходили, выискивали из 1300 мастеров тех, кто с ручной работой.
- Друзья мои, на Бажовке-2015 были с перерывом в 8 лет – это такой колоссальный скачок, такая организация многогранная, поставить столько профессионально оборудованных сцен, расформировать по площадкам коллективы, разместить участников и удачно расставить ярмарку. Организовать бесплатный транспорт (как в советские времена), спасибо терпению и выдержке водителей которые ездили с 6 утра и до часу ночи. Привлечь и зарегистрировать участников не только челябинской области, но и с разных уголков России. Вежливая улыбающаяся полиция, очень профессиональные ведущие. Красиво, душевно, многообразно. С нетерпением ждем Бажовку-2016!
Бажов Павел Петрович (1879-1950) – известный уральский писатель и фольклорист. Он родился недалеко от Екатеринбурга в семье рабочего. Первый писательский опыт Павла Бажова пришелся на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историей Урала. Его книга с Уральскими очерками опубликована в 1924 году. В 1936 году в журнале был опубликован его первый рассказ «Девка Азовка». В 1939 году в Екатеринбурге вышел первый сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Всего Павел Петрович Бажов создал 56 сказов, и все они отражают быт, нравы и обычаи уральских горнорабочих, впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит народных преданий.