Рабочая группа, во главе с председателем аграрного комитета Заксобрания Челябинской области Александром Берестовым (фракция «Единая Россия») устроила рейд по бесхозным землям региона; цель группы – работа по возврату неиспользуемых земель в систему сельского хозяйства региона, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Региональная мониторинговая рабочая группа, первое заседание которой состоялось 27 июля, занимается реализацией ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства РФ».
«Если взять южные районы страны – Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую область, там обрабатывается почти 100% земель сельскохозяйственного назначения. Иная ситуация складывается на Урале и в Сибири. Если в южных районах Челябинской области – Брединском, Варненском, Чесменском, Увельском районах – земля используется почти полностью, то в остальных неиспользуемая земля занимает от 20% до 60% территории. Много бесхозных земель в Кунашакском районе – почти 70%, в Аргаяшском районе не используется более 50% земель. В связи с этим стоит задача в каждом субъекте РФ, и конкретно в Челябинской области, вернуть в сельхозоборот максимальное количество заброшенных земель», – отметил Александр Берестов.
По состоянию на 1 января 2016 года в структуре земельного фонда Челябинской области преобладают земли сельхозназначения, их площадь составляет 5 173 тыс. га (или 58,4% от земельного фонда области). При этом в регионе не обрабатывается более 500 тыс. га земли. По подсчетам специалистов, из этой доли около половины можно использовать без больших финансовых вложений. В остальных случаях потребуются затраты на проведение различных работ – выкорчевывание деревьев, мелиоративные мероприятия и так далее.
По словам Александра Берестова, данный закон создал площадку для получения дополнительных доходов от земли. «С принятием по инициативе фракции "Единая Россия" в Госдуме федерального закона, направленного на совершенствование порядка изъятия неиспользуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, появилась возможность вернуть земли сельхозпроизводителям, и в ближайшие несколько лет это произойдет. Земля должна "работать" и приносить доход сельхозпроизводителю, муниципалитету, региону», – заявил депутат.
В Челябинской области будет проводиться планомерная работа по возвращению и передаче неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения добросовестным арендаторам. В ближайшее время представители регионального Минсельхоза обсудят этот вопрос на семинаре с главами муниципальных образований.
Региональная мониторинговая рабочая группа готовит обращение к губернатору с предложением при составлении бюджета на 2017 год учесть необходимость обеспечения соответствующими финансовыми ресурсами прав органов местного самоуправления на приобретение изъятых земельных участков в муниципальную собственность. В ближайшее время рабочая группа проанализирует законодательство Челябинской области, регулирующее оборот земель сельскохозяйственного назначения, в части определения необходимости его приведения в соответствие с федеральным законом.
ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» был принят на последнем заседании Госдумы шестого созыва в июне 2016 года и подписан президентом РФ 3 июля 2016 года (№ 354-ФЗ).
Согласно поправкам с 5 до 3 лет сокращается срок, по истечении которого не используемый по целевому назначению земельный участок из земель с/х назначения может быть принудительно изъят у собственника; если собственник после наказания от Россельхознадзора продолжает использовать участок не по назначению, материалы об этом направляются в орган исполнительной власти субъекта РФ, который обязан (ранее это было право, а не обязанность) в течение двух месяцев через суд потребовать изъятия участка, чтобы продать его с публичных торгов.
Также вводится запрет на участие в таких торгах для юридических лиц, учредителем (участником) которых является собственник земельного участка, в отношении которого принято решение об изъятии; членов его семьи; организаций, на которые возложена оценка такого участка, и их работников; должностных лица органов государственной власти и местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов; членов семей соответствующих физических лиц. Начальной ценой изъятого участка на публичных торгах является его рыночная или кадастровая стоимость (указывается в решении суда). При этом если земельный участок находится в состоянии, не пригодном для с/х производства в связи с необходимостью проведения культуртехнической мелиорации, его начальная цена уменьшается на величину расходов, связанных с необходимостью проведения такой мелиорации, но не более чем на 20%. Если публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, то не позднее чем через два месяца проводятся повторные публичные торги, начальная цена участка на которых снижается на 20%, а если и они признаны несостоявшимися, то участок подлежит продаже посредством публичного предложения, начальная цена участка на которых устанавливается в размере начальной цены повторных торгов (при этом цена продажи участка не может быть ниже 50% от начальной цены повторных торгов). Если и после этого участок не был продан, он может быть приобретен в муниципальную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. Если участок не был приобретен в муниципальную собственность, орган исполнительной власти субъекта РФ обязан приобрести его в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.
Закон вступил в силу 4 июля 2016 года за исключением отдельных положений, касающихся вопросов взаимодействия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ с Росреестром в части предоставления сведений о совершенных сделках с неиспользуемыми земельным участками, регистрации невозможности совершения сделок в отношении неиспользуемых земельных участков до завершения рассмотрения дела судом (вступают в силу с 1 января 2017 года).