Районный центр Коркино и поселок городского типа Роза известны далеко за пределами Челябинской области Коркинским угольным разрезом и его негативным воздействием на экологию всего региона. Добычу угля на разрезе ведет ОАО «Челябинская угольная компания». Собственником и генеральным директором компании является депутат и вице-спикер регионального Заксобрания, бизнесмен из списка «200 богатейших людей России» по версии журнала Forbes Константин Струков.
Весной 2016 года часть жителей Розы объявляла голодовку, чтобы привлечь внимание региональных властей к опасной прибортовой зоне Коркинского разреза. Проверка Росприроднадзора официально подтвердила повышенное содержание в воздухе бензпирена (канцерогена, крайне опасного для здоровья человека, особенно детей). Ранее прокуратура Челябинской области потребовала закрыть школы и детский сад в Коркинском районе из-за опасности обрушения зданий в угольный карьер. По результатам проведенной проверки прокуратура заявила, что более тысячи детей из поселка Роза практически ежедневно подвергаются серьезной опасности при посещении двух школ и детского сада, которые постепенно «сползают» в Коркинский разрез. 11 августа инициативная группа жителей поселка Роза передала петицию в защиту своих прав губернатору Челябинской области Борису Дубровскому.
Доведенные до отчаяния подобными условиями проживания жители Розы несколько лет пишут жалобы в самые высокие инстанции. В феврале 2012 года угольный разрез посетил лично Владимир Путин, который на месте убедился в необходимости переселения жителей отдельных домов, а возможно, и всего поселка на безопасное место. Было подсчитано, что на заявленную программу по расселению жителей поселка государству потребуется около 5 млрд рублей. По 2 млрд выделили федеральный центр и бюджет Челябинской области, а 1 млрд обещало выделить руководство Челябинской угольной компании.
Но полностью отселение поселка так и не было произведено, на сегодняшний день в нем вынужденно проживает около 400 семей. Про свое обязательство выделить 1 млрд рублей на отселение жителей поселка руководство ОАО «Челябинская угольная компания» забыло. И подобное, видимо, уже традиционно для предпринимательской деятельности Константина Струкова.
Так, в 1999 и 2008 годах признаются банкротами ОАО «Южуралзолото» и ЗАО «Южуралзолото». В первом, государственном, предприятии Струков занимал должность руководителя. Во второе, принадлежащее лично ему, были выведены основные активы первой фирмы. Через восемь лет была аналогично обанкрочена и вторая компания олигарха: у предприятия накопились долги и кредиты примерно на 7 млн долларов, «Южуралзолото» обратилось в суд с заявлением о банкротстве. В итоге кредиторы получили всего около 1 млн рублей.
Примерно так же развивались банкротства под управлением Струкова и в угольно-добывающей сфере. К концу 90-х годов бизнесмену удалось консолидировать эту отрасль и стать гендиректором «Челябинскугля». Однако на предприятии «висели» долги перед кредиторами и по зарплате. Тогда, по уже описанной выше схеме, было создано ОАО «Челябинская угольная компания» с гендиректором Константином Струковым. Весной 2002 года, когда «Челябинскуголь» был уже в предбанкротном состоянии, гендиректор Струков заложил 60% акций его лучшего актива – разреза «Коркинский». Выкупить их не смог, они были проданы московской компании, а у нее их выкупила «Челябинская угольная компания» Константина Струкова за 312 тыс. рублей.
Затем, в нулевых, в СМИ находим упоминание про факты злостного уклонения от уплаты налогов, следом – о невыплате зарплаты шахтерам на другом принадлежащем ему предприятии – ЗАО «Разрез «Тагарышский» под Новокузнецком.
В августе 2013 года дошла очередь и до самой Челябинской угольной компании. В отношении ЧУК инициируется процедура банкротства, основным поводом к которой называют нежелание владельца производить рекультивацию самого глубокого в Европе карьера. По закону за рекультивацию опасных разработок (около 5 млрд рублей) обязан платить собственник. Иск же о признании предприятия банкротом подан всего лишь на 5 млн (!) рублей. В 2013 году на предприятии было введено наблюдение, а в феврале 2014 года появилось внешнее управление. В 2016 году дело о банкротстве прекращено. 19 января «Челябинская угольная компания» подписала мировое соглашение с двумя единственными конкурсными кредиторами – «Южуралзолотом» и Тимофеевским каменным карьером. Обеими компаниями через кипрские оффшоры владеет Струков.
Удивительно, но несмотря на все трудности, состояние самого Константина Струкова за 2015 год только приумножилось. В списке миллиардеров журнала Forbes он поднялся с 168 места на 94-е. Его капитал эксперты оценили в 900 млн долларов.
И на этом фоне в июне 2016 года Струков назначается заместителем председателя Законодательного Собрания Челябинской области, причем на новом посту олигарх курирует ни много ни мало – комитет по экологии и промышленной политике.
Создается такое впечатление, что чем больше к Константину Струкову вопросов у всевозможных надзорных органов, тем выше он продвигается по политической лестнице. Возможно, когда будет доведено до банкротства его очередное предприятие, а областному бюджету достанутся жители Коркино и Розы с их нерешенными проблемами, Струков будет сидеть председателем какого-нибудь комитета в Государственной Думе.