Агентство новостей «Доступ» продолжает рассказ БЕЗ ПАФОСА о южноуральцах, которые делают этот мир лучше, светлее и добрее. И часто – на голом энтузиазме.
Несмотря на развитие современных технологий и интернета, традиционный музей продолжает интересовать детей и взрослых, рассказывая историю старых вещей, позволяя каждому сделать свое небольшое научное открытие. О том, как почувствовать аромат истории и увлечь музейной экспозицией посетителей всех возрастов, в интервью Агентства новостей «Доступ» с научным сотрудником Детского музея Ириной Мазовой.
ВПЕЧАТЛЕНИЕ ТАИНСТВЕННОСТИ И ЗАГАДОЧНОСТИ…
- Ирина Викторовна, как для Вас началось знакомство с музеем?
- Первый музей в моей жизни – это музей Ильменского заповедника. Я родом из Чебаркуля, и он был одним из первых, куда я ездила еще в начальной школе. Тогда это было маленькое тесное помещение, воспоминания о котором у меня довольно смутные. Он произвел на меня впечатление таинственности и загадочности – там все было не так, как в обычной жизни.
- Когда Вы более сознательно познакомились с музеем?
- Конечно, уже во взрослом состоянии. Когда я поступила на историко-педагогический факультет пединститута, для нас обязательным было посещение краеведческого музея, который тогда находился в помещении Свято-Троицкого храма. Кроме того, все поездки в другие города с друзьями и родственниками не обходились без посещения музеев. Во время обучения предполагалась музейная практика, однако тогда я выбрала археологическую.
- И как Вы стали работником музея?
- После окончания вуза я сменила много мест работы – была школьным учителем, сотрудником областного центра дополнительного образования и городской станции юннатов, около пяти лет работала экскурсоводом в санатории Еловое, и оттуда мы ездили в самые разные музеи... Собственно в Детский музей краеведческого музея я пришла пять лет назад.
ВАЖНО, ЧТОБЫ БЫЛО ГДЕ ПОЕСТЬ И КУДА СХОДИТЬ В ТУАЛЕТ
- Сегодня много говорят про туристический потенциал Челябинской области. Как Вы его оцениваете?
- Потенциал очень хороший, однако в наш туризм нужно вкладывать очень много сил и средств, особенно в инфраструктуру. Состояние туристических объектов оставляет желать лучшего. Я считаю, стыдно показывать туристам, например, Порожскую ГЭС (Саткинский район. – Прим. АН «Доступ») в нынешнем ее виде. И дороги, естественно, имеют значение. Лет десять назад я пыталась писать своеобразный путеводитель о том, как путешествовать по Южному Уралу самостоятельно, используя общественный транспорт. Это мог быть интересный проект, но из него ничего не вышло. Может, мне не хватило упорства, а может, слишком сложно все сейчас с передвижением по территории области. Если нет личного автомобиля, добраться туда, куда хочешь, довольно сложно. Ну, и конечно, Челябинская область в туристическом плане не может соперничать с Алтаем, Сочи и Золотым кольцом. У нас есть интересные места, но прежде чем привлекать массовые потоки туристов, нужно все обустроить. Очень важно, чтобы было где поесть и куда сходить в туалет.
- Какие места региона, по-вашему, наиболее перспективны? Куда стоит привлекать больше туристов?
- Здесь необходимо учесть один важный нюанс, что во все природные территории нужно ограничивать доступ, чтобы их не уничтожить. Например, Тургояк – это замечательное место, и я неоднократно встречала людей, которые приезжали в Челябинскую область, чтобы увидеть именно это озеро. Однако, если не ограничивать туда доступ туристов, то озеро будет стремительно деградировать, и в итоге просто нечего будет показывать.
- Существует ли промышленный туризм в Челябинской области?
- Да, действительно, промышленный туризм существует, есть даже «черный» экологический туризм – посвященный самым грязным местам региона. Но вряд ли это работает на положительный имидж Челябинской области. Стоит сказать, что в СССР промышленный туризм был облечен в форму профориентации – всех старшеклассников водили на предприятия, и это было довольно интересно. Одно из наиболее ярких моих детских впечатлений – это металл в электронном микроскопе, который я увидела в заводской лаборатории Чебаркульского метзавода. Сегодня попасть на большую часть предприятий обычным людям непросто, потому что туристы обычно мешают работе. Но примеры такие есть. Не буду говорить про «Высоту 239», про нее слышали, наверное, все. Но вот, например, в Златоусте туристов принимает оружейная компания, показывает технологическую линейку изготовления украшенного оружия.
Я ИЗНАЧАЛЬНО МУЗЕЙ НЕ СЧИТАЛА СКУЧНЫМ МЕСТОМ
- Многие считают музей скучным местом? Как Вы думаете, почему так происходит, и как сделать музей интереснее?
- Я изначально музей не считала скучным местом – здесь собраны вещи, которые имеют свою уникальную историю, нужно только суметь ее прочитать. Детям это нужно объяснять, и это во многом задача родителей. Важно, чтобы и сам музей рассказывал истории вещей посетителям на понятном им языке, а для этого нужно совершенствоваться и становиться современнее и – главное – интерактивнее. Следует отметить одно противоречие: основная функция музея – это сбор и изучение предметов, а их представление публике – это уже вторая задача. Поэтому невозможно использование музейного предмета по его первоначальному функциональному назначению. Этого делать просто нельзя. Да и предметы могут прийти в негодность. Поэтому интерактивность должна быть разумной. Для работы с посетителями часто используются копии, новоделы, реконструкции, однако в данном случае теряется «аромат подлинности».
Очень важно чтобы интерактивность не превращалась в самоцель, иначе, приходя в музей, люди начинают трогать абсолютно все. Особое место занимают музеи для детей – здесь интерактивность на первом месте. Например, в музеях занимательных наук практикуется самостоятельное «освоение» экспонатов, и в этом случае требуются экспонаты, как говорил Яков Исидорович Перельман, «рукоупорные» – даже если захочешь, то все равно не сломаешь. Это путь ресурсозатратный, дорогой, а второй путь – посещение экспозиции, выставок только с экскурсоводом.
- Чем Вам нравится работа в музее?
- Во-первых я работаю именно в детском музее, и это многое определяет, здесь я фактически педагог. Огромное значение для меня имеет коллектив – здесь очень хорошие, творческие люди, которые гармонично дополняют друг друга. Конечно, как историк я испытываю большую симпатию к старым вещам, и у меня есть твердое убеждение – чтобы вещь не умерла, она должна работать, а музей – именно место работы этой старой вещи.
- Какими качествами должен обладать работник музея?
- В первую очередь, нужно быть профессионалом в своем деле и постоянно совершенствоваться, потому что музей обязан нести посетителю достоверную информацию. Большое значение имеет также умение работать с посетителем, необходимо уважать его.
- Вы сами водите экскурсии? Сложно ли это?
- Мы все в Детском музее проводим экскурсии. Лично мне эта деятельность нравится возможностью вести диалог с посетителями. Когда ты хочешь что-либо донести и видишь, что тебе отвечают, делают для себя маленькие открытия – это приносит много положительных эмоций. Но такая работа требует и большого эмоционального напряжения.
- Назовите ваш любимый музей.
- Мне очень понравился Государственный Дарвиновский музей (Москва), потому что он – музей идеи. Там не просто собраны чучела животных, картины и прочие экспонаты, а вся экспозиция подчинена идее – эволюционной теории Дарвина. Также есть музей-мечта – это «Дом занимательной науки» Перельмана, которого уже не существует, он погиб во время Великой Отечественной войны.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА
- Расскажите о проектах, которые Вы лично курируете.
- Лично я курирую программу «Занимательная наука в Детском музее» – каждое воскресенье с детьми от 7 до 12 лет проходят занятия, посвященные различным темам из сферы естественных наук – физики, химии, географии, биологии. Занятия придумываю сама или нахожу людей, которые способны интересно рассказать ребятам. Это интерактивные занятия – дети знакомятся с темой в ходе предметной деятельности, которая сопровождается эвристической беседой.
Например, на занятии «Сокровище под ногами. Секреты глины» мы рассматриваем, что такое глина, как она образуется, какая она бывает, смотрим на нее под микроскопом, узнаем, что из нее делают, и завершаем занятие изготовлением кирпича по традиционной технологии. Есть цикл естественнонаучных выставок: «Загадки окружающего мира. Занимательные опыты для детей и взрослых», «Электричество загадочное и привычное», «Космос у нас дома. О чем рассказывают метеориты?», «Его величество рычаг» и сейчас идет программа «Научные развлечения».
- Как можно улучшить Детский музей?
- Детскому музею нужна постоянная экспозиция. В целом мы представляем, какая она должна быть – современная, с большим количеством технических новинок, интерактивная. Однако ее создание требует больших материальных затрат, поэтому мы сейчас работаем в режиме сменных выставок.
- Какие планы у Детского музея?
- Долгосрочный план – создание постоянной экспозиции, а из ближайших – к концу лета планируем открыть выставку «Забытый город: Челябинск XVIII века». А с нового учебного года снова начнется работа музейных мастерских, программа «Занимательная наука», занятия фольклорно-этнографических и краеведческих абонементов. Жизнь у Детского музея насыщенная, 24 часов и семи дней в неделю нам на все не хватает…
Сергей Боровинских,
фото Детского музея