Сегодня, 19 агуста, православные верующие празднуют Преображение Господне – этот день в народе называют еще Яблочным Спасом, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Слово «преображение» переводится с греческого как «изменение формы». О том, как Иисус Христос взял с собой троих учеников, поднялся с ними на высокую гору, и там во время молитвы они увидели как Он преобразился, рассказывают трое из четырех евангелистов.
«Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – двунадесятый праздник, установленный в честь события, описанного в Евангелии: после молитвы на горе Фавор лицо Спасителя просияло как солнце, а одежды стали белыми как снег. Тем самым Господь Иисус Христос показал ученикам Свою Божественную славу. Апостолы поняли, что Спаситель гораздо выше ветхозаветных пророков, Он Сын Божий, пришедший спасти мир», – рассказали в пресс-службу Челябинской епархии.
«Дух молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову. Переизбыток сего света, не сдерживаясь в душе, пролился на тело, одежду и просиял в лице», – писал святитель Филарет Московский.
Озаренные необычайным светом апостолы испытали такое блаженство, какого они до тех пор не знали. Так, в преддверии своих страданий, распятия и воскресения, Христос готовил учеников к пониманию истинного смысла событий, свидетелями и участниками которых им вскоре предстояло стать.
Праздновать Преображение Господне начали сперва в Палестине – в IV веке, когда мать императора Константина Великого императрица Елена построила на горе Фавор Преображенскую церковь. Первые письменные свидетельства существования этого праздника на Востоке христианского мира относятся к V веку, а к VIII веку он уже вошел в церковный канон.
Обычай освящать в этот день «начатки плодов» восходит к Ветхому Завету, когда, по Закону Моисееву – «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх.23:19) – в Иерусалимский Храм в знак благодарности Богу приносили плоды нового урожая: злаки и виноград.
Первые христиане жертвовали их для совершения таинства Евхаристии. Но в христианстве освящение плодов в праздник Преображения обрело новый смысл. В Преображении Господь показал людям то новое благодатное состояние, которое обретет мир с Воскресением Христа. И освящение фруктов, которые своей сладостью напоминают о райском блаженстве и утешают обещанием возвращения к нему в новой, преображенной «жизни будущего века», напоминают о той духовной сладости, которую ощутили ученики Христа на Фаворе.
В Иерусалиме на Преображение, естественно, освящали виноград. А там, где виноград не растет, его заменили яблоки. Отсюда и народное название праздника – Яблочный Спас.
Подготовлено с использованием материалов открытых источников