Телевизор давно обеспечил Челябинску славу «сурового» края, жители которого редко вспоминают о веяниях моды и гармоничном гардеробе. Но вопреки слухам, даже в нашем сугубо промышленном городе профессия стилиста и профессионального шопера оказалась востребованной. Стилист Ксения Зимина рассказал Агентству новостей «Доступ», почему важно следить за своим внешним видом и как правильно шопиться.
Я ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАЛА С СОБОЙ
- Как Вы стали стилистом?
- Все началось на первом курсе института. Я выбрала творческую специальность – искусствоведение, однако понимала, что вряд ли свяжу свою деятельность с наукой, мне хотелось более прикладного труда.
Я экспериментировала с собой и продолжаю это делать. Наблюдая за реакцией окружающих, понимаю, насколько удачно. Ориентируясь на эту обратную связь, пришла к выводу, что могу быть полезной людям в качестве консультанта в этой сфере. А дальше – по принципу сарафанного радио: помогла одному – понравилось, потом – другому и так далее.
- Расскажите о своих первых опытах в качестве стилиста.
- Это было всегда очень забавно. И тяжело. Были и провалы, и недоработки с частными клиентами. Изначально мне хотелось за счет клиента реализовать свои собственные амбиции, вывести тренды, не задумываясь, подойдет это клиенту или нет. Я думала, что мне нужно креативить и самовыражаться, причем за счет клиента.
Только спустя время я поняла, что клиентские запросы требуют максимальной проработки и психологического сопровождения, потому что человек одеждой закрывает или выражает свои внутренние проблемы и конфликты.
«А ВДРУГ ЕЙ ЭТО НЕ ПОНРАВИТСЯ»
- Как именно Вы помогаете клиентам?
- Это стандартный набор любого стилиста – шопинг-сопровождение, разбор гардероба, мастер-класс и тому подобное. Обычно ты приезжаешь к клиенту домой и вытряхиваешь весь его шкаф. Правда я прошу заранее не прикасаться к собственному шкафу, потому что люди начинают думать – «а вдруг ей это не понравится». Нормальный стилист – исключительно помощник, который засовывает свое «я» подальше, чтобы быть объективным.
Дальше мы смотрим, какие есть проблемы в гардеробе. Среди стандартных – плохая комбинаторика, когда напокупали барахла, которое не сочетается между собой. Некоторые боятся цвета – все вещи однотонные или, наоборот, все в горошек или цветочек. Дальше вы начинаете распутывать этот клубок – выбираете для клиента определенную стилистику.
Также важно разобраться в комплексах клиента – «мне не нравится моя фигура», «у меня толстые лодыжки», «маленькая грудь» – и оказать психологическую поддержку. Вы должны упаковать все это в красивую обертку. Есть более сложные психологические проблемы – развод, невозможность встретить партнера, увольнение, получение новой должности. Нужно четко понять, чего человек хочет от своего образа.
Клиент может тебе два часа рассказывать о своей любви к теплым, мягким, уютным вещам, а потом выбирает красное платье в обтяг и шпильки. Тут выясняется, что человек на самом деле хочет замуж. Здесь задача – быстро реагировать и угадывать, когда тебе недоговаривают или врут.
СУММЫ, КОТОРЫЕ УХОДЯТ НА «ТРЯПКИ»
- Кто Ваши клиенты?
- Конечно, большинство клиентов – это женщины, а мужчины приходят или «по следам» жены, или под конкретный повод, например, свадьбу. Основная часть – это статусные женщины, которые имеют на это время, желание, финансовые возможности. Вторая категория – женщины, которые травмированы обстоятельствами. Интереснее работать со второй категорией, потому что здесь ты понимаешь, что реально полезен.
- Насколько дороги услуги стилиста?
- Думаю, это намного выгоднее, чем накупить кучу вещей, которые ты никогда не будешь носить. Сегодня в Челябинске средняя цена за час шопинга со стилистом составляет 2,5 тыс. рублей. Полное сопровождение составит 7-10 тыс. рублей. И это не одноразовые консультации, а длительное ведение клиента. Если стилист сходу предлагает вам идти в ближайший ТРК и закупаться – гоните его в шею.
- Бывают ли у Вас VIP-клиенты?
- Есть определенная категория клиентов, которая обращается к стилисту, однако хочет сохранить инкогнито. Обычно в такой ситуации тебе просто приходит техзадание, ты готовишь необходимый материал и через посредника передаешь клиенту. Это возможность не разглашать суммы, которые уходят на тряпки. Самая большая сумма, которая была потрачена со мной как стилистом, составила 400 тыс. рублей. Это один набор вещей, один образ.
- Какой Ваш самый неприятный провал?
- Самое неприятное воспоминание – о случае, когда я была официальным стилистом ТРК «Родник». Обратилась замкнутая женщина с двумя детьми – она хотела белый костюм. Она пришла на шопинг с подругой. Несмотря на сложный заказ, мы нашли ей хороший костюм, все срасталось. Самой клиентке все нравилось, однако ее подруга, видимо, испытала сильную зависть и устроила скандал, обвинила меня в непрофессионализме. Поэтому я всегда советую ходить на шопинг в одиночестве или с консультантом.
ЧУВСТВУЕШЬ СЕБЯ, КАК НА РЫНКЕ
- Какие возможности для шопинга есть в Челябинске? Стоит ли здесь одеваться или лучше ехать в другой город?
- Сегодня у нас есть колоссальные возможности для шопинга. Есть много площадок, которые предлагают одежду из других городов. Есть события, где эту одежду можно посмотреть. Кроме того, работает множество интернет-магазинов.
- Что лучше вообще не покупать?
- Я никогда не доверяла ребятам, которые торгуют копиями – все это можно приобрести через интернет. Не люблю людей, которые откровенно наживаются на покупателях – есть в городе ряд магазинов, где чувствуешь себя, как на рынке: тебе просто навязывают вещь, говорят о ее потрясающем составе, «итальянских лекалах», «турецком пошиве». Проще всего одеваться в масс-маркете, крупных сетевых магазинах. Здесь большое разнообразие, они хорошо реагируют на изменения и тренды.
ЛЮДИ ЗАБЫВАЮТ, ЧТО ОДЕЖДА – ЭТО ТВОЙ ПОРТРЕТ
- Челябинск имеет имидж сурового промышленного города, насколько актуально здесь быть стилистом?
- Когда я начинала, это была затея, равная нулю, мне казалось, что я не выплыву. Однако я абсолютно убеждена, что в каком бы городе ты ни жил, нет ничего невозможного. Нельзя сказать, что в Челябинске нет работы для стилиста – ее сколько угодно, при условии что ты хочешь развиваться в этом направлении. Востребованность моей профессии очень высокая, и сегодня вместе со спросом сильно подскочила конкуренция.
- Как люди одеваются в Челябинске?
- Основная масса горожан, не то чтобы отвратительно одевалась, просто они не задумываются, что они транслируют своим видом. Люди забывают, что одежда – это твой портрет.
- Какой неверный посыл можно давать своим внешним видом?
- Самый примитивный вариант, когда девушки начинают оголять самые разные части тела, а потом идут на попятную. Приходишь вечером в бар – обязательно есть фифа, которая всячески привлекает мужчин своим внешним видом, а потом начинает отбиваться. Есть минимальные ошибки, о которых люди даже не задумывается, например, если ты накрасишь губы красной помадой, то превратишься в говорящий рот. Внешность – это не сама цель, но в определенных обстоятельствах это очень полезно.
ХОРОШО ВЫГЛЯДЕТЬ – ЭТО ИМЕТЬ СВОЙ СТИЛЬ
- Стоит ли следить за модой?
- Нет. Я против того, чтобы люди следили за модой и трендами. Это бесполезно, ведь все магазины и так выкладывают только модную одежду. Это касается даже халатов с цветами на замках, просто они модные для другой категории людей. Нужно ориентироваться только на себя, чтобы чувствовать себя комфортно. Лично я никогда не стремилась выглядеть модно. Необычно, по-дурацки, странно – да, но никогда не модно.
- Что значит просто хорошо выглядеть?
- Думаю, хорошо выглядеть – это иметь свой стиль. Когда есть в гардеробе детали, которые принадлежат только тебе. Если вспоминать звезд, такие детали были, например, у Коко Шанель, Эвелины Хромченко, Элвиса Пресли, всех битлов. Когда у тебя есть всего одна минимальная деталь, которая узнаваема. Далеко не всегда они модные, но при этом стильные.
Вторая важная вещь – это собранность, чтобы ни одна вещь не выпадала из твоего образа.
Беседовал Сергей Боровинских,
фото со страницы Ксении Зиминой в социальной сети