Эксперты раскрыли секреты выбора зимней резины для любого автомобиля

С началом похолодания, когда столбик термометра все чаще опускается к нулевой отметке, перед владельцами авто остро встает вопрос сезонного «переобувания». Своевременный переход на зимнюю резину не гарантирует безопасности, если она неправильно подобрана под дорожную ситуацию. Исследования показывают, что сопротивление скольжению машины в осенне-зимний период зависит от целого ряда параметров: от стиля вождения до характеристик транспортного средства и погодных условий. На какие ключевые параметры стоит обратить внимание при выборе шин для разных типов автомобилей и когда лучше проводить замену, рассказали специалисты. Подробности – в материале Агентства новостей «Доступ».
«Летние шины при понижении температуры окружающей среды начинают работать иначе. Такая резина оптимизирована для теплого времени года, а в сезон холодов теряет эластичность. Переход температуры ниже нуля и замерзание влаги снижает сцепление шин автомобиля с дорожным покрытием, приводя к риску полной потери управления и неконтролируемому заносу», – рассказывает директор Института дорожного строительства и транспорта ПНИПУ, кандидат технических наук, доцент Алексей Щелудяков.
С наступлением ночных заморозков дорога остывает. Выпавшие в этот период осадки – дождь или мокрый снег – превращаются на ее поверхности в тонкий, чрезвычайно скользкий ледяной покров. Еще более коварна ситуация, когда на внешне сухом асфальте формируется почти незаметная пленка, известная как «утренний гололед». При подобных обстоятельствах зимняя резина, благодаря мягкому составу и особому протектору (наружной части), сохраняет эластичность и обеспечивает надежный «контакт».
Не только сезонные изменения заставляют нас «переобувать» автомобиль, но и правила на государственном уровне. Согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (пункт 5.5), с декабря по февраль автомобиль должен быть оснащен зимними шинами. Это касается как шипованной, так и нешипованной резины (фрикционной или «липучки»).
По словам ученых ПНИПУ, первая демонстрирует превосходное сцепление колес с поверхностью на заснеженных и обледенелых дорогах, обеспечивая предсказуемость поведения машины, особенно за городом на нерасчищенных трассах. Однако на сухом асфальте их эффективность снижается, а также возрастает уровень шума. Вторая – «липучка» – идеально подходит для зим с частыми перепадами температур и влажной погодой.
«Ее результативность обеспечивают два ключевых элемента. Во-первых, это особый состав резины, который не твердеет на морозе. Во-вторых, это специальный рисунок протектора с большим количеством ламелей – тонких прорезей, которые работают как сотни микроскопических коготков, цепляясь за поверхность дороги. Именно поэтому в европейских странах с умеренными зимами предпочтение отдают этому типу шин», – поясняет доктор технических наук, профессор кафедры автомобилей и технологических машин ПНИПУ Константин Пугин.
Стоит отметить, что универсальной «обувки» на холодный период не существует. Ее выбор напрямую зависит от дорожных условий, климата в регионе и типа автомобиля. Главное – обеспечить уверенное сцепление колес с дорожным покрытием.
Легковые автомобили
Стоимость автомобильных покрышек является полезным критерием, характеризующим их свойства в период эксплуатации, но не основным ориентиром. Шины группы премиум-брендов (Michelin, Continental, Bridgestone) задают высокую планку по безопасности, особенно на льду и мокрой дороге. Однако другие производители (Nokian, Hankook, Kumho, Pirelli, Yokohama), а также отечественные представители часто предлагают сопоставимое качество по более доступной цене.
«При выборе шин рекомендую ориентироваться не столько на сегмент рынка, сколько на два ключевых фактора: конкретные тесты интересующих вас моделей в условиях эксплуатации и стандарты автопроизводителя. Иногда бывает, что менее "раскрученная" модель показывает результат немного лучше, чем более дорогая. Даже если приобретается дорогостоящая резина, это не гарантирует эффективность, если ее размеры, индексы скорости и нагрузки не соответствуют требованиям вашего автомобиля», – говорит Алексей Щелудяков.
Внедорожники
«Для уверенного движения по снегу и льду оптимальным выбором станут шипованные модели, такие как Nokian Hakkapeliitta, Michelin X-Ice North или Pirelli Scorpion Ice Zero. Если авто преимущественно используется в городских условиях с очищенными дорогами и мягкими зимами, можно рассмотреть "липучки", например, Continental Viking Contact или Nokian Hakkapeliitta R5. Они обеспечивают плавный "контакт" с поверхностью и меньший уровень шума», – информирует Константин Пугин.
Минивэны и микроавтобусы
В их случае рекомендуется обращать внимание на варианты, разработанные с учетом веса таких транспортных средств.
«Среди надежных стоит выделить шипованные варианты, такие как Nokian Tyres Nordman C, которые отлично подходят для гололеда. Для хорошо убираемых городских дорог с преобладанием снега и асфальта лучше выбрать "липучки" – например, Continental VanContact Winter, Michelin Agilis Alpin и Goodyear Cargo UltraGrip 2», – перечисляет Константин Пугин.
Небольшие грузовики
Подойдут Nokian Hakkapeliitta CR3 и Michelin Agilis Alpin. Для регионов с сильными морозами с большим количеством осадков подходит шипованная резина, в то время как для мягкого климата или международных перевозок достаточно будет фрикционной. В случае с таким типом автомобилей чрезвычайно важно обращать внимание на маркировку.
«3PMSF (Three Peak Mountain Snowflake, или "снежинка на фоне горы") обозначает, что данная модель прошла испытания и доказала свою эффективность при низких температурах. Это самые настоящие зимние шины! А маркировку M+S (Mud and Snow) можно назвать всесезонной. Она подходит для смешанной, переменчивой погоды, но менее эффективна в экстремально холодных условиях по сравнению с 3PMSF», – объясняет Константин Пугин.
Когда все-таки менять резину?
Существует распространенное мнение, что летнюю резину следует заменить при снижении среднесуточной температуры до плюс 4-5. Однако важно учитывать, что у каждого производителя и модели свой температурный диапазон эксплуатации.
«Например, для климата с резкими перепадами принято ориентироваться на более раннюю замену – при температуре около плюс 7-8. Такой подход объясняется тем, что эти показатели четко сигнализируют о переходе к устойчивым отрицательным суточным значениям. Когда же столбик термометра опускается до плюс 3, это свидетельствует о ночных заморозках, а к их наступлению автомобиль уже должен быть готов к использованию в условиях утреннего гололеда», – рассказывает директор Института дорожного строительства и транспорта ПНИПУ, кандидат технических наук, доцент Алексей Щелудяков.
Как проверять состояние шин?
«Проверка состояния шин автомобиля должна производиться в соответствии с условиями использования и рекомендациями завода-изготовителя. В ходе проверки обращают внимание на глубину протектора, наличие дефектов (неравномерный износ, трещины, проколы) и состояние шипов (если они предусмотрены). Также нельзя забывать о рекомендуемом давлении в покрышках, его отклонение приводит к изменению пятна контакта с дорогой, что в свою очередь вызывает неравномерный износ и влияет на управляемость автомобиля в целом», – делится Алексей Щелудяков.
Характер повреждения резины может рассказать о возможных проблемах с автомобилем.
«Если стирание происходит по бокам, это обычно говорит о систематически низком давлении. И наоборот, износ по центру протектора свидетельствует о том, что колесо перекачано. Если же на краях "подошвы" появился зубчатый или "перьевой" рисунок, это вероятный признак нарушения углов установки ("развала-схождения")», – рассказывает профессор кафедры автомобилей и технологических машин ПНИПУ, доктор технических наук Константин Пугин.
Стоит напомнить, что автомобильные покрышки стареют даже тогда, когда просто лежат в гараже. Их материал со временем теряет эластичность и свои эксплуатационные свойства. Согласно российским нормам, срок службы обычно составляет до 5 лет, в то время как международные стандарты допускают до 10 при условии сохранения целостности. Однако возраст резины, даже при минимальном износе, – веский аргумент в пользу замены «обувки».
Комплексная подготовка к зиме
«Подготовка автомобиля к зимним условиям эксплуатации – это комплексная задача. Смене подлежит жидкость в омывателе на незамерзающую, чтобы не остаться с грязными стеклами в пути. В сезон укороченного светового дня и условиях плохой видимости эффективность освещения автомобилем дороги является важным критерием его безопасной эксплуатации, поэтому оценка работоспособности таких устройств обязательна. Своевременная диагностика аккумуляторной батареи также может предотвратить незапуск двигателя при крайне низких температурах окружающей среды, поскольку на холоде ее емкость падает. Всегда имейте в багажнике щетку для снега, скребок и возите с собой запасной теплый комплект одежды и обуви на случай внештатной ситуации, которая может надолго оставить вас на морозе», – информирует Алексей Щелудяков.
Не менее важна и корректировка стиля вождения при подготовке к зимнему сезону. Она предполагает увеличение дистанции до других транспортных средств и отказ от резких торможений и маневров. Эта мера обусловлена тем, что путь до полной остановки на заснеженной дороге, даже на качественной резине, может значительно превышать летние показатели.