О приоритетных направлениях, масштабных проектах и основных проблемах южноуральского министерства образования и науки – в материале Агентства новостей «Доступ».
ДЕСЯТИЛЕТНИЙ РЫВОК
В 2016 году в Челябинской области началась реализация проекта по созданию новых мест в общеобразовательных организация – согласно государственной программе «Содействие созданию в Челябинской области новых мест в общеобразовательных организациях» до 2025 года в школах региона должно появиться 20 тыс. новых учебных мест.
Программа предполагает, что будут не только строиться новые школы, но также выкупаться и реставрироваться старые. Только в текущем году общий объем средств, предусмотренный программой, составляет 709 млн рублей. Планируется, что финансирование будет выделяться ежегодно, впрочем, пока неизвестна точная сумма, которую предстоит освоить в 2017 году.
Кроме того, на эти же цели Южный Урал получит еще 409 млн из федерального бюджета.
ДЕФИЦИТНЫЕ ПАРТЫ И ДОСТУПНЫЕ АВТОБУСЫ
Откуда рождается дефицит учебных мест в школах региона? На этот вопрос в областном Минобрнауки отвечают однозначно – из развивающегося мало- и многоэтажного строительства, из новых микрорайонов, а значит – и нового «потока» детей, которым нужно где-то грызть гранит науки.
Сегодня в Челябинской области функционирует 865 школ. В первую смену в этом учебном году в них будут обучаться 310,5 тыс. человек (83,5% от общего числа школьников), во вторую – 61,35 тыс. (16,5%) детей.
Наполняемость же школ, по данным ведомства, полярно разная: где-то учится всего 20 детей, где-то – почти две тысячи. Потому одним из приоритетных направлений работы в региональной сфере образования является сохранение уже имеющихся площадок, чтобы дети (особенно младшего возраста) могли учиться недалеко от дома. При этом очень важно, чтобы школы отвечали современным требованиям, были оснащены необходимым оборудованием и учебными пособиями, имели квалифицированных педагогов и выход в интернет. Если такие условия отсутствуют, детей подвозят на обучение в школы, где имеется все необходимое.
Здесь важно отметить, что сегодня в Челябинской области более 15 тыс. детей добираются до места учебы на школьных автобусах, парк которых в регионе насчитывает более 500 единиц техники. В текущем году область выделила 100 млн рублей на закупку еще 58 автобусов для 24 муниципалитетов. Плюс 21 автобус приобрели федералы – транспортные средства распределены по 11 муниципалитетам Южного Урала.
НОВЫЕ ШКОЛЫ
Уже сейчас на Южном Урале ведется строительство сразу трех новых школ – в них будут обучаться почти две с половиной тысячи детей.
Уже в сентябре 2016 года будет сдана школа на 800 мест на так называемой Тополинке, Тополиной аллее, – по улице Сахарова, 8 (Центральный район Челябинска). В течение трех месяцев общеобразовательное учреждение будет укомплектовано необходимым для учебного процесса оборудованием, а уже в январе 2017 года сюда перейдет часть учащихся школы № 148.
Как пояснил министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов, строительство данного объекта ведет частный застройщик, а когда здание будет сдано – его выкупят на областные средства. «В региональном бюджете на эти цели предусмотрено 409 млн рублей, которые в конце года будут возмещены федеральным бюджетом с целью дальнейшего инвестирования в строительство новых объектов», – уточнил глава ведомства.
Он добавил, что актуальным направлением развития образовательных организаций является создание образовательных комплексов, объединяющих здания, где дети обучаются по программам дошкольного, общего и дополнительного образования – школа на Тополинке станет именно таким комплексом, четвертым в южноуральской столице.
Строительство школы в микрорайоне Парковый находится на контроле президента России, и вот почему. Это учебное заведение станет самым крупным на Южном Урале и одним из крупнейших в России – здесь будут учиться 1175 школьников. Общая площадь «супершколы» в Парковом составит более 33 тыс. квадратных метров. Очевидно, что строительству такого крупного образовательного учреждения уделяется особое внимание на всех уровнях власти.
По поручению губернатора Челябинской области Бориса Дубровского школа в Парковом должна быть построена к сентябрю 2017 года. Такие сроки необходимо выдержать, чтобы обеспечить образовательный процесс для детей, проживающих в микрорайоне и решить вопрос доступности образования – сегодня здешние дома закреплены за тремя школами города: № 3, 22 и 152.
Школа в поселке Есаулка (Сосновский район) на 500 мест также уже «в работе» и должна быть сдана к сентябрю 2017 года. Главной причиной строительства, по данным регионального министерства образования, является активное жилищное строительство в муниципалитете. Школа поселке не позволяет принять всех учеников и требует капитального ремонта. Открытие же нового образовательного учреждения решит проблему обучения для детей поселка и других населенных пунктов, находящихся в транспортной доступности.
«ПИЛОТЫ», ФГОСЫ И РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАПРОСЫ
Теперь обратимся к одному очень интересному факту – школы Челябинской области сейчас самостоятельны в содержательном наполнении образовательных программ. Этому способствуют, прежде всего, ФГОСы – федеральные государственные образовательные программы нового поколения. Это значит, что кроме регулярного учебного времени (согласно ФГОСам) у детей должна быть и внеурочная занятость. Например, в некоторых школах уже есть, например, уроки финансовой грамотности, правого просвещения, медиабезопасности и других «нестандартных» дисциплин.
При этом, говорят в Минобрнауки, в каждой школе образовательная программа формируется с участием родителей, по их запросам и в соответствии с потребностями детей. Поэтому при сохранении минимума, обязательного к исполнению, есть часть, которую участники образовательного процесса могут себе придумать сами. И эта так называемая вариативная часть образовательной программы в разных школах часто заметно отличается…
Также у учителей есть возможность вместе с родителями выстроить для школьников индивидуальные образовательные маршруты. В этом им помогают предметные лаборатории (всего их 40) и лаборатории образовательной робототехники, которыми педагоги охотно пользуются.
В 2016 году в девятый класс пошли 3 300 южноуральских школьников, которым предстоит стать первопроходцами – ребята в пилотном режиме обучаются по ФГОСам нового поколения. В третьей четверти девятиклассникам предстоит защищать свои индивидуальные образовательные проекты, которые они будут готовить в первой и второй. Правда, работа по созданию экспертного сообщества, которое будет эти проекты оценивать, в областном министерстве образования только началась. То есть критерии оценки еще не определены.
ШКОЛЫ В ЛЕСУ И «НОВАЯ ПИОНЕРИЯ»
В 2016/2017 учебном году на Южном Урале началась реализация двух новых масштабных проектов. Одна из школ Челябинска (№ 95) выиграла грант – 1,8 млн рублей – на уникальный образовательный проект «Лесная школа»: в учебном заведении будут проводить уроки на природе. Механизм следующий: учащиеся выезжают на природу вместе с учителем и за пределами города изучают природу, экологию, решают исследовательские задачи, участвуют в творческих лабораториях и проектной деятельности, где любая практическая задача – это ситуация открытого типа.
Другой проект, с которым уже познакомились сотни южноуральских школьников – это так называемая новая пионерия. Официально проект называется Российское движение школьников, и реализуется он уже на 13 площадках в области. Суть такова, что в каждой из 13 школ (количество их со временем будет увеличиваться) создаются свои профсоюзы учащихся, общественные организации или объединения разного профиля. Главной задачей РДШ является активизация общественной инициативы школьников, самостоятельности, формирование навыков здорового образа жизни, приоритетов интеллектуального и творческого труда. А еще школярам раздают значки и галстуки-триколоры (по типу пионерских, отсюда и аналогия).
В Челябинске заложили «капсулу времени» – послание членам РДШ образца 2025 года
Создание в регионе новых образовательных программ, запуск пилотных проектов и помощь школьникам в самоопределении и выборе будущей профессии мы попросили прокомментировать первого замминистра образования региона Елену Коузову.
«У нас в регионе активно развивается образовательный проект ТЕМП, направленный на формирование экономически и социально обусловленных приоритетов в выборе южноуральскими школьниками профессий и направлений подготовки для дальнейшего обучения и трудоустройства. Задача ближайшей перспективы – создание образовательных технопарков с целью сближения и синхронизации деятельности школы, среднего и высшего профессионального образования, производства и бизнеса в рамках формировании кадрового ресурса региона. В образовательных организациях активно внедряются цифровые образовательные ресурсы, дистанционное обучение. Пока еще в области есть населенные пункты, находящиеся в неблагоприятных с точки зрения доступности интернета условиях, но постепенно цифровое неравенство устраняется», – отметила заместитель министра.
По словам Елены Коузовой, каждый школьник региона имеет свой электронный дневник, а каждый класс – электронный журнал. Это позволяет не только родителям отследить оценки своего чада, но и работникам сферы образования (в перспективе) скорректировать потенциальный образовательный результат ученика или всего класса.
И своеобразный «бонус». В новом учебном году (2016-2017) в 13 городах Челябинской области стартовал проект «Шахматный всеобуч»: сейчас по всей области открывается 39 классов для обучения школьников игре в шахматы.
ОСНАЩЕНИЕ ШКОЛ, ЕГЭ И ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ
Безусловно, все эти преобразования, внедрение новых программ, запуск пилотных образовательных проектов не были бы возможны без должного оснащения. В настоящее время большое внимание со стороны регионального министерства образования уделяется именно этому направлению работы, в том числе и оснащению учреждений среднего профессионального образования. Это необходимо, чтобы создать для обучающихся условия, максимально приближенные к условиям реального производства. За последние три года на эти цели направлено более 190 млн рублей (средства областного и федерального бюджетов).
Говоря о приоритетных направлениях, нельзя не сказать о создании доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов. В пилотном режиме в прошлом учебном году успешно протестированы образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью. В этом году они внедряются в школы в массовом порядке. Также в Челябинской области активно внедряются в практику индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов.
Не забывают в региональном министерстве образования и про «оценки». Кроме привычного уже ЕГЭ по окончании средней школы и уже вошедшего в практику Основного государственного экзамена (ОГЭ) по окончании школы основной, в общеобразовательных Южного Урала активно внедряются Всероссийские проверочные работы. Учителя проводят их по различным предметам, после чего анализируют и пытаются выявить проблемы в подготовке школьников к итоговым экзаменам. Эти данные направляются в региональные и федеральные министерства, где специалисты, в свою очередь, разрабатывают на основе этих данных меры по совершенствованию технологий обучения.
Таким образом, в новом учебном году перемены ждут всех, кто приходит в систему образования в новом качестве: первоклассников, первокурсников, молодых специалистов. Именно этим людям предстоит учиться в новых школах и быть «первопроходцами».