Челябинские краеведы раскрыли историю знаменитого фотоснимка, который неоднократно публиковали в книгах и журналах по истории Челябинска с подписью «Ночлежный дом, 1921-1922 годы», – Александр Устьянцев выяснил, где стоял дореволюционный двухэтажный дом, принадлежавший мещанину Павлу Кутыреву, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на блог kraeved74.
«Эта фотография хорошо известна всем мало-мальски увлекающимся прошлым Челябинска, ее неоднократно публиковали в книгах с подписью "Ночлежный дом, 1921-1922 годы". На снимке нет никаких привязок к местности, в кадр попало только само здание, поэтому идентифицировать его местоположение было едва ли возможно», – говорится в сообщении.
Известен и еще один снимок, сделанный, очевидно, во дворе вышеназванного здания. В подписи говорится: «Регистрация ночлежников, 1921 год».
До последнего времени не было никакой информации о том, что за здание в начале 20-х годов прошлого века было отведено под «ночлежку», где конкретно оно располагалось, да и вообще, Челябинск ли это? Ясность в понимание вопроса внес на последней встрече группы «АрхиСтраж» краевед Александр Устьянцев, рассказавший, что дом этот стоял по улице Васенко и был снесен при «зачистке» площадки под здание Челябинской областной публичной библиотеки.
И действительно, на панорамной фотографии перекрестка улиц Спартака и Васенко это здание отлично просматривается.
Краеведы выяснили, что под номером 59 по улице Оренбургской (ныне Васенко) в начале XX столетия располагалось домовладение мещанина Павла Михайловича Кутырева.
«Кутырев оставил довольно весомый след в архитектурном облике Челябинска. Во-первых, он выступил в качестве строителя-подрядчика городских казарм, возведенных в 1875-1877 годах в районе нынешней площади Павших революционеров по проекту екатеринбургского архитектора М.Л. Реутова. Во-вторых, в 1881 году Павел Михайлович на собранные челябинцами и свои личные средства заложил на Александровской площади (ныне Алое поле) часовню "в память об убиенном императоре Александре Втором". Через несколько лет, в 1894 году, Оренбургская духовная консистория предложила Павлу Кутыреву "начатую им часовню обратить в церковь", что вскоре и было сделано», – пишет блогер.
Больше никаких сведений из биографии мещанина краеведам обнаружить не удалось, неизвестны даже даты его жизни. Согласно духовному завещанию, утвержденному Троицким окружным судом 23 ноября 1910 года, все имущество Павла Михайловича перешло его жене, Анастасии Кутыревой, во владении которой и находилось в дальнейшем.