Агентство новостей «Доступ» продолжает рассказ БЕЗ ПАФОСА о южноуральцах, которые делают этот мир лучше, светлее и добрее. И часто – на голом энтузиазме.
Сегодня нечасто встретишь юношу 14-15 лет, который способен разобрать автомобиль «по косточкам» и отремонтировать любую поломку, хотя еще лет 40-50 назад каждый парень в совершенстве знал строение машины. Чтобы привить мальчишкам любовь к технике, Дом юношеского технического творчества год назад открыл секцию «Автомеханика». О том, как отвлечь детей от гаджетов и заставить полюбить автомобиль – от двигателя до рулевого управления – Агентству новостей «Доступ» рассказал преподаватель ДЮТТ Александр Пятков.
Александр Пятков в жизни поработал на многих руководящих должностях, в том числе проректором Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства и первым заместителем главы города, и совсем не ожидал от себя, что на пенсии его судьба сделает такой кульбит. Однажды Александр Иванович прочитал в интернете, что Дому юношеского технического творчества требуется преподаватель и предложил свои услуги. Здесь он возглавил совершенно новое направление, которого раньше не существовало – автомеханика. В 2015 году был оборудован специальный класс, где ребятам на стеллажах доступны для изучения все «внутренности» автомобиля – от двигателя до рулевой и тормозной систем.
-Для каждого урока у меня есть все необходимые детали, узлы и агрегаты, а также плакаты разъясняющие работу каждого механизма в автомобиле, – рассказывает Александр Пятков. – Более того, в кабинете установлен автомобиль в разрезе, что позволяет детям легко увидеть все агрегаты.
- А с детьми каких возрастов Вы работаете?
- Автомеханика в том объеме материала, который я даю, доступна детям уже с 12 лет. Первоначально мы взяли нескольких девятилетних ребят, однако они оказались недостаточно подготовлены. Когда я рассказываю определенную тему, то стараюсь увязать ее со школьными предметами, проиллюстрировать физические явления и законами, а третьеклассники этого еще не знают. Со старшими ребятами очень легко работать – когда объясняешь им почему ракета летит в безвоздушном пространстве, а самолет нет, то они знают, что это происходит по закону Паскаля, понимают. Всего сегодня занимается около 40 детей в пяти группах в возрасте от 12 до 16 лет.
- Как строится учебный процесс? Чем дети занимаются на уроках?
- Основная часть занятий по автомеханике в рамках дополнительного образования – это практика, теория не должна занимать более 50% урока. Например, если мы проходим систему питания, то я сначала даю детям теорию, а потом заставляю разбирать насосы и карбюратор, попутно объясняя тему еще раз.
Сегодня дети учатся по программе «Автомобиль с ноля», которую я написал. Они полностью изучают строение авто – разбирают двигатель «девятки» и собирают его обратно. Когда мы изучали систему питания, они разбирали карбюратор, приводы, насосы, если я объясняю им систему зажигания они видят, что такое катушка зажигания, распределитель зажигания, конденсатор, высоковольтные провода, свечи.
На следующий год дети начнут заниматься по новой программе «Слесарное дело: ремонт и техническое обслуживание автомобиля». Сейчас мы готовим помещение, оборудование, инструмент, сварочный аппарат – это позволит реставрировать агрегаты и сооружать что-нибудь новое. Также собираемся купить отечественный автомобиль, чтобы дети могли на нем практиковаться. Например, когда мы займемся изучением тормозной системы, ребята будут снимать колеса, менять тормозные колодки, шланги, прокачивать тормоза – в общем, учиться обслуживать авто.
Вообще, мы хотим сделать трехгодичную систему: «Автомобиль с ноля», «Слесарное дело: ремонт и техническое обслуживание», «Гидравлика». Возможно, даже будем выдавать ребятам свидетельства об окончании трехлетнего курса, а когда оформим соответствующую лицензию – то и удостоверение слесаря-автомеханика.
- Существуют ли у Вас сложности в работе с детьми?
- На практических занятиях я провожу много экскурсий на действующие предприятия, где нам показывают все – от резки деталей до сборочного цеха. Здесь дети, конечно, ведут себя хорошо, но младшие ребята высидеть два теоретических урока не могут. Они начинают вертеться, разговаривать, а главное, играть в мобильные телефоны. Приходится проявлять строгость, одного мальчика даже пришлось отчислить. Взрослые же ребята сидят тише воды, ниже травы. Вообще, проблем у меня с детьми нет никаких, при этом группы сохраняются практически на 90%.
- Что Вам приносит наибольшее удовольствие в работе с детьми?
- Мне приносит огромное удовлетворение давать детям свои знания. Особенно, когда ребенок после окончания занятия задает вопрос, а я понимаю, что упустил на уроке данный момент – это огромное удовлетворение, «как шар в лузу». Еще два года назад я даже не думал, что с таким упоением буду заниматься с детьми, и сегодня этот процесс мне очень нравится. Более того, я сам пишу образовательные программы, поэтому мыслю на перспективу, так, чтобы детям было интересно.
- Как дети попадают в кружок автомеханики? Их приводят родители или агитируют в школе?
- В прошлом году мы с начальником учебного отдела проехали по близлежащим школам, где я рассказывал детям, чем мы занимаемся. После этого пришло около 20 человек, которые прозанимались с марта по июнь, а в сентябре начали приводить друзей и приятелей. Например, сейчас двое парней привели своего друга и уговорили взять его в группу несмотря на то, что занятия давно идут. Кроме того, уже есть немало заявлений на следующий год. Более того, в ДЮТТ существует методический отдел по набору детей, который ведет активную работу.
- Скажите, в своей юности Вы лучше разбирались в автомеханике, чем современная молодежь?
- Лучше. В этом возрасте я спокойно водил автомобиль, помогал отцу его ремонтировать. Дело в том, что в 1960-х годах у нас с отцом был «Москвич», и мы не пользовались услугами автосервиса, потому что его просто не существовало. Если нужно было, что-нибудь заменить, отец говорил: «Саша, ты сегодня никуда не идешь – мы ремонтируем машину», – и я был этому рад. Когда наши отцы и деды занимались с автомобилем в гараже собственными руками, то понимание всего этого было лучше.
Поработав руководителем, а затем педагогом, я лишь больше убеждаюсь, что дети деградируют из-за компьютерных игр, впрочем, иногда это касается и взрослых. На уроках, чтобы решить элементарные математические задачки или определить, сколько секунд в часе, они сразу хватаются за калькуляторы. Это упрощает жизнь, но тормозит развитие.
Есть среди детей и талантливые. Например, ученик направления «Автомеханика» изобрел приспособление «Универсальный дворник» три в одном.
Приспособление представляет собой тележку с тремя рабочими «органами» – ледоколом, щеткой, газонокосилкой. Изобретение весит всего 7-8 кг и может перевозиться в багажнике любого автомобиля, оно может быть очень полезно дворникам и садоводам.
- Как по-вашему, сыграют ли эти занятия автомеханикой какую-то роль в дальнейшей жизни детей?
- Я ребятам говорю: «Запоминайте все, что я вам рассказываю, потому что это в жизни пригодится, кем бы вы ни были – водителем, механиком или конструктором». Если дети хотя бы немного заинтересовались тем, что я говорю, для меня это уже награда. Два мальчика уже заявили, что собираются стать автомеханиками и работать в автосервисе – это о многом говорит. Многие уже умеют водить машину.
Беседовал Сергей Боровинских,
фото Дома юношеского технического творчества